О финансовой помощи МВФ Ливану на фоне расследований в банковском секторе

Международный валютный фонд на прошлой неделе объявил, что достиг соглашения на уровне персонала о предоставлении Ливану 46-месячной программы финансирования в размере 3 млрд долларов, чтобы помочь ему выйти из экономического кризиса. Соглашение подлежит утверждению руководством и Исполнительным советом МВФ, говорится в заявлении МВФ. После одобрения помощь будет выделена в рамках расширенного фонда глобального кредитора для «поддержки стратегии реформ властей по восстановлению роста и финансовой устойчивости», — говорится в заявлении Эрнесто Рамиреса Риго, возглавлявшего миссию МВФ в Ливане. Ливанские власти согласились провести «несколько критических реформ» до заседания правления МВФ, говорится в заявлении. Реформы включают реструктуризацию финансового сектора, проведение важнейших фискальных реформ наряду с реструктуризацией внешнего государственного долга, реформирование государственных предприятий, особенно в энергетическом секторе, и укрепление антикоррупционных рамок. «Ливан сталкивается с беспрецедентным кризисом, который привел к резкому экономическому спаду и значительному росту бедности, безработицы и эмиграции. Кризис усугубился пандемией коронавируса и взрывом в порту Бейрута в августе 2020 года, в то время как война на Украине усиливает давление на текущий счет и инфляцию и ограничивает дальнейшие поставки продовольствия и топлива», — заявил Рамирес Риго. Ливан охвачен затяжным экономическим кризисом, и в докладе Всемирного банка говорится, что экономический коллапс страны, вероятно, войдет в число худших финансовых катастроф в мире с середины 19-го века. С конца 2019 года ливанский фунт потерял более 90% своей стоимости, что привело к бедности большей части населения, в то время как ежедневные отключения электроэнергии могут длиться более 20 часов. Цены на бензин также взлетели. Ситуация еще больше обострилась после того, как 4 августа 2020 года в порту Бейрута взорвался склад аммиачной селитры, в результате чего погибли сотни людей и часть столицы превратилась в руины. В связи с последней  по времени договоренностью с МВФ на первое место помимо отмены ряда серьезных субсидий выходит коренная трансформация ливанской банковской системы, которая уже стала объектом расследования местной судебной власти на фоне жесткой внутриполитической борьбы местных элит.  В прошлом месяце государственный обвинитель Ливана судья Гада Аун заморозила активы шести банков — Bank of Beirut, Bank Audi, SGBL, Blom Bank, Bankmed и Creditbank — когда она расследовала их транзакции, совершенные с Центральным банком Ливана. Она также запретила зарубежные  поездки руководителям пяти банков. Гада Аун также обвинила управляющего Центральным банком Ливана Риада Саламе в незаконном обогащении, который отрицает обвинения, но также сталкивается с расследованием по меньшей мере в пяти европейских странах по обвинениям в отмывании денег и растрате сотен миллионов долларов в Центральном банке. Брат Саламе Раджа также замешан в этих расследованиях и уже арестован. В этой связи одним из условий МВФ является принятие ливанским парламентом  закона о контроле над капиталом, который жизненно важен для того, чтобы Ливан обеспечил пакет помощи МВФ. Этот закон  оставляет  банкам право вводить неформальный контроль, который неравномерно относился бы к вкладчикам. Проект правительственного плана финансового спасения в начале этого года оценивался примерно в 70 млрд долларов сообщает Reuters. На сегодняшний день никто не был привлечен к ответственности за этот экономический коллапс. Пол Моркос, юрист и основатель Justicia Beirut Consult, полагает, что против банков было возбуждено множество судебных исков, но задержка судебных исков была связана с несколькими техническими препятствиями, включая пандемию коронавируса и серию забастовок профсоюзов судей и адвокатов: «Судебный процесс требует времени. Судьи также изо всех сил пытались выдавать уведомления против банков, а некоторые прокуроры не решались предпринимать серьезные действия против банков, чтобы избежать экономических последствий в течение определенного периода». Усиление контроля над банками уже в последние недели вызвало спекуляции вокруг сроков судебного расследования. Некоторые местные эксперты связывают это с европейскими расследованиями, однако другие считают, что это политически мотивировано. Низар Сагие, ливанский юрист и соучредитель Legal Agenda, полагает, что давление на банковскую систему Ливана происходит как в Европе, так и в Ливане: «Судьи находятся под давлением из-за европейских расследований. Ливанские суды не могли полноценно работать в течение двух лет, но теперь ситуация улучшилась». Банки отреагировали на это оперативно.  Fransabank в прошлом месяце закрыл все свои филиалы после того, как судья Мариана Анани заморозила его активы после иска египетского вкладчика, чтобы заставить банк вновь открыть свой счет и вернуть его депозит наличными. Между тем, шесть банков, подвергшихся замораживанию активов, 21-22 марта объявили двухдневную забастовку после того, как Ассоциация банков Ливана (ABL) объявила, что банки закроются из-за растущего юридического давления на банковский сектор. На этом фоне главный прокурор Ливана Гасан Уейдат позже отменил решение Аун запретить банкам выводить деньги из страны. Адвокат Союза вкладчиков Зейна Джабер заявила, что, по ее мнению, существует связь между судебными действиями против банков и международным расследованием в отношении главы Центрального банка Ливана и его брата: «Ливанские прокуроры начали расследовать дела, которые сейчас находятся на рассмотрении европейских судов. Хотя каждое дело идет своим чередом независимо, существует связь между этими событиями, но у нас нет доступа к файлам, чтобы узнать больше, поскольку расследования еще не раскрыты». Некоторые эксперты говорят, что судебное давление на банки законно, поскольку они незаконно ограничили доступ вкладчиков к своим банковским счетам, но для других, однако, решение судей преследовать банки обусловлено политическим влиянием. Рами Райес, политический аналитик и советник лидера друзов Валида Джумблата, убежден, что именно политические мотивы руководят судебными действиями: «Мы видели несколько шагов, предпринятых некоторыми судьями, которые больше политически мотивированы, чем юридически мотивированы, поскольку они работают под политическим влиянием». Райес добавил, что, хотя Р.Саламе и несет часть ответственности за экономический кризис, он не единственный, кто должен быть привлечен к ответственности и подчеркнул, что разбирательство началось по инициативе Гады Аун, чьи критики обвиняют ее в близости к президенту Мишелю Ауну, который собственно и  назначил ее. Свободное патриотическое движение президента хочет, чтобы управляющий Центральным банком был снят со своего поста. Судья Аун утверждает, что она только выполняет закон. Однако Джабер, юрист профсоюза, возразил, что, хотя общественное мнение считает, что некоторые судьи политически мотивированы, все еще есть независимые судьи, которые также борются за более независимую судебную систему. Между тем Сагие полагает, что, хотя прокуроры в Ливане так или иначе связаны с политическими силами, это не означает, что их юридические действия незаконны, поскольку они основаны на обоснованных доказательствах. Судебные иски против банков участились всего за два месяца до всеобщих выборов, запланированных на май 2022 года, что заставляет некоторых местных экспертов связывать это именно с этим событием. А именно использовать   давление на банковскую систему как способ политическим партиям продемонстрировать свои симпатии избирателям. Но поскольку судьи и президент сейчас  нацелены на банки, правительство теперь пытается уравновесить их юридические действия, оказывая политическое давление на судебную власть. В частности, премьер-министр Наджиб Микати пытался вмешаться в этот процесс от имени Саламе. В январе несколько местных новостных агентств сообщили, что Микати позвонил Уейдату и пригрозил уйти в отставку, если судья Жан Таннус продолжит оказывать давление на банки за информацию, касающуюся  расследования растраты Саламе и других проступков в Центральном банке. Хотя Микати отрицал вмешательство в работу судебной власти, 24 марта он пригласил Саламе принять участие в заседании кабинета министров в знак поддержки. «Правительство хочет сохранить статус-кво. В этом контексте вкладчики потеряют большую часть своих денег. Отсутствие закона о контроле над капиталом означает, что убытки будут компенсированы только вкладчиками. Правительство ожидает, что судебная власть будет следовать этому статус — кво. Иными словами, с помощью закона о контроле над капиталом правительство хочет дать банкам возможность продолжать свою практику без каких-либо судебных разбирательств», — полагает Сагие. Таким образом, Микати хочет, чтобы закон о контроле над капиталом был скорее принят, чтобы остановить все судебные иски против коммерческих банков. 23 марта кабинет Микати одобрил предложение министра юстиции сформировать комитет, состоящий из судей и банкиров, для обсуждения ситуации между банками и судебными органами. По большому счету, нарушение принципа разделения властей в такой инициативе. Решение, по оценке экспертов, должно заключаться в разработке правительственного плана постепенного реформирования экономического и банковского секторов. Сейчас правительство намеренно решило не выпускать закон о контроле над капиталом. Смысл этого заключался в том, что если банки решат перевести деньги за границу с существующих счетов, то они не будут делать ничего незаконного. При этом эксперты полагают, что банки не перестанут противодействовать судебным искам, что найдет широкое одобрение населения, которое хочет иметь свободный доступ к своим вкладам. Это безусловно беспроигрышный ход премьера Микати. Вторым его ходом стал решение правительства. которое согласилось выделить более 15 млн долларов на временное решение растущей нехватки хлеба в стране, сообщил  министр экономики Амин Салам, заявив, что средств хватит всего на несколько недель, сообщает Reuters. Длинные очереди начали возникать за пределами пекарен по всей стране с 11 апреля после того, как инсайдеры отрасли предупредили, что правительство не продлило давно обещанную кредитную линию для субсидируемого товара. Салам сказал, что правительство выделит 15,3 млн долларов в виде кредита импортерам в качестве «решения проблемы субсидированного хлеба». «Это даст нам период около двух-трех недель, прежде чем нам нужно будет открыть еще одну кредитную линию, которую мы запросили в размере 21 млн долларов», — сообщил Салам. Он сказал, что правительство в настоящее время не рассматривает вопрос об отмене субсидий на хлеб и вместо этого будет искать соглашение со Всемирным банком на 150 млн долларов для улучшения продовольственной безопасности, потому что в долгосрочной перспективе «мы не сможем ничего субсидировать, а тем более хлеб». Ливан сильно зависит от импорта продовольствия и платит за него в долларах, которые становится все труднее получить с тех пор, как его экономика рухнула в 2019 году. Нехватка хлеба усугубляется военной операцией России на Украине, из  которой импортируется большая часть ливанской пшеницы, и неспособностью Бейрута хранить запасы пшеницы, поскольку его крупнейшие элеваторы были разрушены во время взрыва в порту Бейрута в 2020 году.

52.24MB | MySQL:103 | 0,483sec