Алжирские власти усугубляют молочный кризис

Молочный кризис в Алжире продолжает усугубляться, несмотря на попытки его властей оздоровить ситуацию. Напомним, что дефицит молока и молокопродуктов в этой стране стал остро ощущаться с осени 2021 года после того, как руководство АНДР фактически запретило иностранные поставки сухих молочных смесей на свою территорию. Из них производится основная масса алжирского молока.

Сделано это было в рамках официального курса президента этой страны Абдельмаджида Теббуна по уменьшению государственных затрат на закупки иностранных товаров и снижению оттока за рубеж капиталов.

И хотя в декабре 2021 года, когда молоко и молокопродукты стали все более дефицитным товаром, алжирские власти пошли на попятную и отменили «молочные» ограничения, рынок до сих пор не пришел в порядок. Более того – ситуация на нем только ухудшилась.

В результате сотни и тысячи людей стекаются к молокозаводам, чтобы купить молоко на месте. Эти алжирцы вынуждены стоять в бесконечных очередях и ждать, иногда по два часа, чтобы купить эти пакеты «порошка, смешанного с водой», как они называют его сами.

Эксперты предсказывали, что потребуется время для восстановления разорванных торговых «цепочек», поскольку значительная часть иностранных сухих молочных смесей поставлялась из далекой Новой Зеландии. Согласно их прогнозам, это должно было произойти в марте. Однако возвращение данной продукции отнюдь не привело к исчезновению молочного дефицита.

Дело в том, что другой важной проблемой алжирской молочной отрасли служит официальное субсидирование стоимости соответствующего товара (это означает продажу его по заниженной по сравнению с рыночной стоимости). В результате закон до последнего времени обязывал реализовывать литр пакетированного молока в розничной продаже по 25 динар (0.17 доллара США). Нарушителям же его угрожает уголовное преследование по статье за спекуляцию и виновные могут подвергнуться в исключительных случаях (например, в условиях стихийных бедствий) пожизненному тюремному заключению.

Между тем, как и в случае с производством и продажей хлеба работа с данной продукцией стала к настоящему времени невыгодной, поскольку возмещение государством продажной рыночной разницы не покрывает даже самого ее изготовления.

С начала 2022 года производители молока и торговцы настаивали перед властями на увеличении стоимости отпуска литра молока и 10 апреля они пошли им навстречу.

Так, президент АНДР Абдельмаджид Теббун поручил правительству страны на заседании Совета министров увеличить прибыль на один динар за литр молока для его производителей и на два динара для его продавцов.

Казалось бы, теперь молоко и молокопродукты должны были наводнить алжирский рынок. Но прошло три дня – и ситуация никак не изменилась в лучшую сторону.

Сами участники молочного рынка утверждают, что такие изменения отвечали их требованиям в 2001 году, когда назрело первое подобное повышение стоимости, но теперь требуется гораздо больше. Большинство их утверждает, что для производителей повышение стоимости пакетированного молока должно составить более пяти динар за литр, чтобы хотя бы «выйти на ноль» и не обанкротиться.

Они утверждают, что государственные субсидии лишь частично покрывают рыночную стоимость сырья и почти никак не учитывают колоссальный рост цен за минувшие годы «сопутствующих» товаров и услуг (упаковки, горючего, доставки, воды, электроэнергии, рабочей силы и др.).

И потому, по их мнению, увеличение розничной стоимости литра пакетированного молока до 27 динар является смехотворным и реально, чтобы заставить торговцев заниматься его реализацией она должна начинаться с 80 динар (0.56 доллара США), и при этом не потребуется его субсидирование.

Наглядным подтверждением справедливости таких требований, по их данным, служит массовое сокращение задействованных в данной сфере предпринимателей, предпочитающих ликвидировать свой бизнес из-за его нерентабельности.

Алжирские отраслевые специалисты указывают, что если торговцы получали 90 сантим (менее одного динара) за продажу литра молока, тогда как производители – лишь 0.4 сантима. И далее с полученной прибыли государство еще взимает достаточно тяжкие для них налоги, причем представителям отрасли еще необходимо потратиться на различные косвенные расходы, включая привлечение дополнительной рабочей силы и рост стоимости товаров и услуг.

Заметим, что Ханафи Маллуф, председатель профсоюзной секции дистрибьюторов молока, связанной с Национальной ассоциацией алжирских торговцев и ремесленников, поддержал это «долгожданное» решение президента. Но, по его словам, эта мера стала несвоевременной ввиду введения новых налогов в соответствии с законом о финансах 2022 года.

Например, продавший 5000 литров молока торговец имеет прибыль в размере 4500 динар (31.74 доллара). Из этой суммы теперь он платит 1500 динар налога. В результате у него остается всего 3000 динар (менее 21 доллара). Что он будет делать с этой суммой ? Как он будет покрывать свои расходы? Ему проблематично даже прокормить себя».

По его словам, «Я работаю в сфере распределения молока с 1981 года. За все время моей работы я никогда не видел подобного кризиса».

С другой стороны, подобное положение дел усугубляется общим прогрессирующим кризисом мясомолочной отрасли в Алжире, поскольку выращивать своих коров с целью поставок на рынок молока стало в силу целого комплекса причин невыгодным.

Одна из них состоит в неразвитости национальной молочной отрасли, вызванной в первую очередь дороговизной кормов для крупного рогатого скота, во многом и вынуждавшая многих заводчиков скота продать его и сменить бизнес. Дело в том, что соответствующие государственные льготы крайне недостаточны для компенсации более чем троекратного роста его стоимости за последние два года.

«В этой стране все перевернуто с ног на голову. Многие из нас работают в убыток. Продавцы сигарет зарабатывают больше нас», — говорит Аргуб Тайеб, президент ассоциации заводчиков молочных коров в вилайе Бумердес. Несколько лет назад нас было 4000 человек по всей вилайе. Мы производили до 60 миллионов литров в год. В прошлом году производство упало до 9 миллионов литров, поскольку половина заводчиков сменила бизнес. Сам я подумываю о продаже своего скота, поголовье которого сократилось втрое. Вот вам и дороговизна еды».

Другая проблема, с которой сталкиваются алжирцы, особенно производители – дезорганизация распространения этого субсидируемого продукта в том числе ввиду использования соответствующими службами старых статистических демографических данных.

Они считают целесообразным пересмотреть систему его распределения с учетом изменения плотности населения в столице и ее окрестностях, фактически удвоившегося с начала нынешнего столетия. Существующая распределительная сеть, разработанная в соответствии с прежней численностью населения, не в состоянии удовлетворить потребности в некоторых регионах из-за его высокой плотности, особенно в пригородах алжирской столицы вроде Сиди Абдалла и Буйнан.

Этот вопрос находится в ведении национального межпрофессионального Управления по молоку и молочным продуктам (Onil).

Также заметим, что только в вилайе Алжир имеется семь молочных заводов (шесть из которых частные) с общей производительностью более 850 000 литров молока в день, распределяемого по вилайям Алжир, Блида и Типаса.

Только компания Colaital производит 550 000 литров молока в день, что составляет почти две трети производства в этом округе.

Именно она неоднократно получала значительные дополнительные объемы сухого молока для насыщения резко выросшего спроса и действиям спекулянтов, продающим данную продукцию по завышенной стоимости.

Так, простые алжирцы все чаще жалуются на то, что «настоящего молока по 25 динар уже не найти, а обычно продают пакет за 35 динар из смеси воды и химии», и то его еще нужно «обнаружить».

Причем власти якобы обычно закрывают на это глаза, видимо, не желая карательными действиями в отношении виновных еще больше дестабилизировать и без того проблемный рынок.

Между тем, торговцы выступают за усиление контроля за распространением молочной продукции с целью недопущения нарушений в этой области, предлагая вернуться к назначению на каждый молочный завод сотрудника правоохранительных органов, следящего за контролем количества молока и его распределением, чтобы не допустить спекулятивных перепродаж.

Также они считают «разумным» решение главы государства создать новый завод по производству молока в столице с производительностью более одного миллиона литров в день.

Однако большинство по-прежнему убеждены, что в условиях ненадлежащего регулирования рынка эту проблему не решить.

Особо заметим, что молоко и молокопродукты в условиях резкого роста стоимости продуктов до сих пор являлись одними из главных в рационе простых алжирцев, позволяющих им элементарно выживать при нынешнем беспрецедентном кризисе.

Но при усугубляющемся дефиците молочных продуктов их положение становится все более тревожным. И если в обозримом будущем его не удастся хотя бы немного ослабить, это станет серьезным стимулом для роста протестной активности алжирцев.

52.29MB | MySQL:103 | 0,464sec