Об экономических проблемах Иордании

Иордания будет продвигать структурные реформы, поддерживаемые МВФ, поскольку она борется с «огромными проблемами», связанными с ростом процентных ставок и замедлением глобального роста, заявил министр финансов страны М.Иссис 18 апреля. В январе королевство завершило третий обзор четырехлетней кредитной программы МВФ в размере 1,5 млрд долларов, направленной на улучшение государственных расходов и вывод экономики на стабильный экономический путь. По данным МВФ, Иордания должна выйти из рецессии, вызванной пандемией коронавируса, а экономический рост в 2022 году достигнет 2,7%. В декабре Fitch Ratings также повысило прогноз по кредиту страны с негативного до стабильного. Министр финансов Иордании Мухаммед Исисс сказал, что события отражают позитивные шаги, предпринятые Амманом для улучшения своей экономики в последние годы, поскольку он использовал пандемию как возможность «ускорить» темпы реформ. Он добавил, что в отличие от предыдущих попыток реформ, которые были навязаны королевству извне, нынешние усилия были внутренними и основывались на устойчивой общественной поддержке. «Это 100-процентная программа реформ Иордании… мы владеем этим, мы упорядочили это, и мы продвигаем глубокие, серьезные структурные реформы», — сказал он на мероприятии, спонсируемом Центром Вильсона, аналитическим центром в Вашингтоне, округ Колумбия. Министр финансов также подчеркнул, что Иордания находится на пути к достижению своей цели 80-процентного отношения долга к ВВП к тому времени, когда она выйдет из своего расширенного сотрудничества с МВФ, и отметил, что усилия по закрытию налоговых лазеек и расширению налоговой базы страны позволили королевству получить исторический прирост доходов, не повышая при этом налоги. Помимо постепенного расширения налоговой базы, Иордания снизила таможенные тарифы и начала реформу своего электроэнергетического сектора. Эти шаги направлены на снижение затрат на ведение бизнеса в королевстве и стимулирование создания рабочих мест в частном секторе. Иордания также выделила примерно 2,1 млрд долларов  из своего бюджета на 2022 год на капитальные расходы для стимулирования роста и инвестиций в инфраструктуру, что на 43% больше, чем в предыдущем году, что министр  назвал «беспрецедентным расширением».

Большая часть бюджета Иордании исторически уходила на поддержку зарплат и пенсий в государственном секторе. В 2021 году государственные зарплаты составляли почти 65% государственных расходов. Бедная ресурсами страна, сильно зависящая от западной помощи, Иордания изо всех сил пытается оживить свою ухудшающуюся экономику, а ВВП на душу населения в королевстве более или менее снижается с 2009 года. Каждый четвертый взрослый в Иордании безработный, в то время как безработица среди молодежи составляет примерно 50%. К тому же пандемия коронавируса фактически уничтожила туристический сектор, редкий успешный сектор экономики страны и двигатель создания рабочих мест в частном секторе. Туризм был ярким положительным моментом  на фоне стагнирующей экономики Иордании и составляла примерно 20% ВВП до пандемии. В 2019 году доход от туризма вырос на 10%, намного опередив общий темп роста Иордании в 2%. В стране с населением в 10 млн человек, где частные инвестиции скудны, а государственные зарплаты составляют более половины государственного бюджета, туризм был одним из основных факторов создания рабочих мест в частном секторе. Иордания приветствовала рекордные 5,4 млн посетителей в 2019 году. В том же году древний город Петра отпраздновал получение миллиона посетителей в течение 12 месяцев. Последние по времени цифры показывают, что заполняемость отелей в Иордании составляет всего 7%. Правительство Иордании, испытывающее нехватку денег, попыталось смягчить удар, нанесенный пандемией. Оно предоставляло кредиты туроператорам для покрытия 50% заработной платы своих сотрудников. Но эти деньги должны быть возвращены — срок действия программы истекает в июне. Если такая поддержка со стороны правительства не будет продлена, в туристической отрасли может возникнуть волна закрытий, прежде чем у нее появится шанс восстановиться. На этом фоне Иордания также сталкивается с жесткой региональной конкуренцией в сезоне 2022 года. Египет упорно работает над возвращением туристов и открывает Великий египетский музей в конце этого года.  ОАЭ сняла все ковидные ограничения. Даже Турция, где падение курса валюты, возможно, повредило местным жителям, теперь является гораздо более дешевым направлением для иностранцев.

Экономические проблемы Иордании усугубляются внешними факторами. Королевство сильно пострадало от последствий соседних конфликтов и в настоящее время принимает 1,3 млн сирийских беженцев. М.Иссис предупредил, что отсутствие финансовой поддержки Иордании поставит под угрозу стабильность в регионе и может вызвать новую волну беженцев с Ближнего Востока, в то время как Европа борется с притоком прибывающих, спасающихся от войны на Украине. «Мир перестал поддерживать Иорданию, — сказал он, призывая другие государства вносить больший вклад, добавив, что Амман «оказывает глобальную государственную услугу по размещению беженцев».

52.21MB | MySQL:103 | 0,602sec