Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 11

В ведущем в Израиле экспертно-аналитическом центре – Институте исследований национальной безопасности (INSS) – продолжают отслеживать события на Украине, где с 24 февраля с.г. российская армия и силы ЛНР и ДНР проводят специальную военную операцию. В частности, анализом занимается израильский специалист по России Цви Маген, старший научный сотрудник INSS, в 1993-1997 гг. посол Израиля на Украине, в 1998-1999 гг. – посол Израиля в России; в 1999-2006 гг. – руководитель организации по делам бывшего СССР и еврейской диаспоры «Натив», в 2006-2009 гг. – глава Института евразийских исследований при Междисциплинарном центре в Герцлии.

По мнению эксперта, несмотря на то, что Россия заявляет о ведении войны не только против Украины, но против НАТО и Запада в целом, ей пришлось вносить коррективы в первоначальный замысел не втягиваться в длительную военную кампанию, а посредством короткой операции сменить правительство Украины или, по крайней мере, отдалить эту страну от Запада. По факту Россия оказалась втянутой в затяжной конфликт, что стало результатом эффективного украинского сопротивления, поддерживаемого Североатлантическим альянсом, который обучал украинскую армию и помогал ей поставками оружия, разведывательными данными и в ведении технологической войны.

Отмечается, что «помимо прямого российско-украинского противостояния, война превратилась в русско-западный конфликт на территории Украины и, наряду с военной кампанией, ведется преимущественно в когнитивной сфере». «НАТО оказывает давление на Россию в когнитивной, политической и экономической сферах, стремясь подорвать стабильность руководства, русские, со своей стороны, также ведут когнитивную войну против Запада, в том числе в постсоветском контексте и в попытке сохранить в этом свое влияние. На сегодняшний день обеим сторонам не удалось достичь своих целей, война продолжается, тогда как украинцы добились значительных успехов в борьбе за мировое общественное мнение».

Ц.Маген полагает, что в свете «провала запланированной операции и вывода русских войск из Киевской области, а также давления в самой Москве со стороны противников продолжения войны, сопровождающегося внутренней борьбой за власть, российское руководство было заинтересовано в скором прекращении кампании для снятия напряженности в стране». Россия должна была спланировать свои следующие шаги: либо достичь определенных договоренностей в рамках переговоров с Украиной и прекратить войну, либо подготовиться к продолжению боевых действий с постановкой новых реалистичных целей.

Оценка эксперта переговоров с украинской стороной следующая: Россия их инициировала в первую неделю войны, тем самым выразив готовность завершить кампанию с ограниченными достижениями. Это позволило бы Москве на внутренней арене представить такой результат как победу. Условия урегулирования уже были сформулированы в течение первых двух недель переговоров, в том числе готовность Украины не вступать в НАТО. Нерешенными остались вопросы статуса Крымского полуострова и Донбасса.

Отмечается, что отсутствие прогресса в переговорах между Россией и Украиной заставило наблюдателей думать, что продвижению урегулирования препятствует НАТО. «Создается впечатление, что Запад заинтересован в том, чтобы втянуть Россию в затяжную кампанию, которая нанесет ей ущерб. Это происходит параллельно с когнитивными усилиями по отношению к общественности и политическому истеблишменту в России. О преследовании такой цели публично заявил ​​президент США Байден. Вполне вероятно, что по этой причине НАТО работало и работает над тем, чтобы побудить Украину к продолжению войны, несмотря на тяжелые потери с ее стороны. Недавно США даже увеличили помощь Украине, предоставив ей 800 млн долларов военной помощи».

У эксперта INSS складывается впечатление, что «России удалось избежать дестабилизации в управлении и преодолеть оппозицию благодаря активным правоохранительным и пропагандистским усилиям. Десятки тысяч демонстрантов против войны и оппозиционеров арестованы и отправлены в тюрьмы, в ряде городов введен комендантский час, закрыты СМИ, считавшиеся свободными. Тем временем на традиционных российских медиа-каналах участились выступления прокремлевских спикеров. Несмотря на серьезные санкции, введенные Соединенными Штатами и другими западными странами в отношении России и высокопоставленных деятелей политического истеблишмента, Москва считает, что экономическому вызову удалось противостоять, правительству и военной кампании обеспечен запас прочности. Усиление связей с Китаем, Ираном и другими странами Азии и Ближневосточного региона наряду с заранее спланированной опорой на резервы позволили России усилить давление на Украину и, в частности, продолжить борьбу с Западом в энергетической сфере. Этому отчасти способствует понимание того, что на данном этапе у Западной Европы нет эффективных альтернатив российскому нефтегазовому рынку».

На этом фоне у Ц.Магена создается впечатление, что в настоящее время Москва решила отказаться от попытки ведения переговоров и продолжить боевые действия. «Этот второй этап в войне, по мнению Москвы, направлен на расширение ее влияния на восток и юг Украины, в том числе на прибрежную полосу между Крымским полуостровом и Донбассом». Этим он объясняет «усилия по установлению контроля над портовым городом Мариуполем». Предполагается, что «в случае успеха на этом этапе не исключено, что Россия впоследствии будет добиваться контроля над Одессой, стремясь завершить завоевание всей прибрежной полосы, чтобы соединиться с Приднестровьем в Молдавии. Таким образом, России удастся создать важную зону контроля, чтобы использовать ее в качестве козыря в будущем. Контроль России над этими регионами также позволил бы ей представить это внутри страны как достижение в соответствии с заявленной целью вторжения на Украину».

По мнению эксперта INSS, Россия пытается достичь результатов в военной кампании на Украине и в более широком контексте своей войны – когнитивном воздействии на НАТО и Запад, а также постсоветское пространство – посредством нескольких мер.

Во-первых, полагает он, «военные преступления, в которых обвиняют Россию, – повсеместные разрушения, массовые убийства и многочисленные случаи изнасилований в украинских городах Буча, Ирпень, Волноваха, Бородянка и Мариуполь – направлены не только на Украину, но и на все страны постсоветского пространства. Они должны увидеть масштабы ущерба, который Россия может нанести и им, если они попытаются сблизиться или присоединиться к НАТО и Западу».

Во-вторых, «усиление атак на Мариуполь, а теперь и на Одессу, а также продолжающееся раскрытие военных преступлений в других городах на востоке Украины, позволят России усилить давление на Украину и выдвигать свои требования на будущих переговорах».

В-третьих, «нанесенные Россией разрушения, ущерб гражданской инфраструктуре и продолжающееся продвижение на запад призваны в рамках когнитивной войны с Западом сигнализировать последнему, что Москву не останавливает изображение ее в качестве военного преступника. Наоборот, Россия стремится посеять страх и послать Западной Европе угрожающий сигнал, чтобы добиться для себя свободы действий в переговорах».

Развитие событий Ц.Маген видит следующим образом. «В ближайшие недели должен проявиться сценарий окончания войны, и на него повлияют в основном военные успехи или неудачи России на Украине. В случае если Москва добьется значительных результатов в нападении на юг Украины, вполне возможно, что она продолжит попытки захватить Киев и сменить там правительство – цель, которая ставилась с самого начала вторжения. Однако не исключено, что решимость Украины дать отпор российским военным и заблокировать им продвижение на юг подтолкнет Россию к возобновлению переговоров об условиях прекращения боевых действий. В этом случае разменной монетой в переговорах послужат районы, уже завоеванные российской армией»[i].

[i] The Russia-Ukraine War: Where Do We Go from Here? / INSS. 26.04.2022. https://www.inss.org.il/publication/russia-ukraine-next-steps/

52.22MB | MySQL:103 | 0,672sec