О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 48

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР.

Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и уже можно говорить об «операции» практически на всей территории Украины. Заменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей, оперативной, реакции в Турции на российскую специальную операцию (хотя, с учетом просачивающегося в СМИ хода переговоров между российской и украинской делегациями, возможно, придется обратно менять слово «Украина» на слово «Донбасс» — И.С.).

Имея в виду геополитическую важность Турции для России, как «южного окна» в мир, продолжаем разбираться с турецкой реакцией на происходящие события.

Часть 47 нашего цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке  http://www.iimes.ru/?p=85473#more-85473.

Напомним, что мы остановились на исследовании ведущего мозгового центра Турции, Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции под заголовком «Вероятное членство в НАТО Финляндии и Швеции». Его автором стал Рыфат Онджель (исследователь Фонда по вопросам глобальной безопасности и вооружений).

В частности, мы рассмотрели оценки того, как обстоит ситуация с возможным членством Финляндии в Североатлантическом альянсе. Главными тезисами здесь, пожалуй, является исторический внеблоковый статус Финляндии, а также опросы общественного мнения прошлых лет, которые демонстрируют наличие ранее у финнов негативного отношения к вступлению их страны в НАТО. Вопросы обеспечения своей безопасности, вплоть до настоящего времени, Финляндия предпочитала решать через укрепление своего сотрудничества со странами региона, прежде всего, со Швецией.

За два с лишним месяца российской спецоперации произошли весьма важные изменения. Во-первых, резко возросло число граждан страны, которые поддерживают её членство в НАТО. Их число сегодня уже достаточно для того, чтобы принимать решение о вступлении на референдуме, если такой будет решено объявить – 61%. Причем, динамика – нарастающая. Во-вторых, был уже официально запущен процесс принятие решения о членстве, в частности, парламентские слушания по данному вопросу. Заметим, что подавляющее большинство депутатов высказались за вступление Финляндии в состав НАТО.

Иными словами, можно констатировать, что у Финляндии созрел запрос и существует поддержка на то, чтобы страна вступила в состав НАТО.

Обратимся к разделу, посвященному Швеции. Цитируем:

«После холодной войны Швеция серьезно изменила свою оборонную доктрину и значительно сократила свои Вооруженные силы. Настолько, что шведская армия сократила свои сухопутные силы на 95 процентов, а ее военно-воздушные и военно-морские силы были сокращены на 70 процентов, в соответствии с численностью военного времени. Численность личного состава вооруженных сил сократилась с 800 тыс. человек в 1990 г. до 50 тыс. человек в 2015 г. Оборонный бюджет страны, составлявший в 1990 г. 2,6% валового внутреннего продукта (ВВП), сократился до 1% в 2016 г. Неадекватность восприятия региональных и национальных угроз после «Холодной войны» привела к выводу, что военной структуры на уровне поддержки транснациональных военных миссий будет достаточно.

Однако после вторжения России в Крым Швеции пришлось радикально пересмотреть эту ориентацию. В то время как обязательная военная служба была восстановлена ​​в 2017 году, оборонное сотрудничество с Финляндией, США и НАТО ускорилось. Тем не менее, страна столкнулась с серьезными препятствиями в выделении необходимых экономических ресурсов для ощутимого увеличения своего внутреннего военного потенциала. Согласно исследованию 2017 года, только 13% шведов считают, что их страна «хорошо подготовлена» к любому нападению. Как указывалось ранее, этот показатель составляет 75 процентов в Финляндии.

Премьер-министры Швеции и Финляндии обсудили ситуацию с безопасностью в регионе и возможное членство в НАТО в Стокгольме 13 апреля 2022 года. На совместной пресс-конференции премьер-министр Финляндии Санна Марин заявила, что ее страна примет решение о вступлении в НАТО в течение нескольких недель, а премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон заявила, что ее страна хочет как можно скорее провести необходимые оценки.

Премьер-министр Швеции Андерссон заявил, что его страна незамедлительно подаст заявку на членство в НАТО, поскольку это предотвратит конфликты с всеобщими выборами, которые состоятся в сентябре. Шведское правительство инициировало обсуждение политики безопасности страны и попросило членов всех партий принять в нем участие.

Предполагается, что Швеция подаст заявку на членство в НАТО в конце июня. Таким образом, этот вопрос может быть рассмотрен на саммите НАТО, который пройдет в Мадриде 29-30 июня».

Итак, как мы можем видеть, Швеция занимает ещё более решительную позицию по вопросу вступления в блок НАТО, чем даже Финляндия. Как был то ни было, Саммит НАТО в Мадриде в конце июня с.г., как ожилается, может стать поворотной точкой по принятию двух стран, имеющих протяженную сухопутную границу с Россией в состав Североатлантического альянса, что можно будет, в случае реализации этого сценария, считать крупной победой США в их противостоянии с Россией.

Следующий подраздел турецкого исследования, посвящен реакции России на возможное членство Финляндии и Швеции в блоке НАТО. Цитируем:

«Дмитрий Медведев, экс-президент России, а ныне заместитель председателя Совета безопасности РФ, заявил, что, если Финляндия и Норвегия вступят в НАТО, Балтийский регион не останется без ядерного оружия и баланс придется восстанавливать. С этой точки зрения он предупредил, что рядом с Финляндией и Швецией появятся российские корабли, оснащенные ядерным оружием. Кроме того, он заявил, что, если Финляндия вступит в НАТО, России придется размещать на границе с Финляндией больше солдат и оружия.

Медведев заявил, ,что если Швеция и Финляндия вступят в НАТО, границы между Россией и НАТО увеличатся более чем в два раза, и, естественно, эти границы нужно будет укреплять. В своей оценке вступления Швеции в НАТО он предупредил, что в Финском заливе Россия может серьезно усилить свои сухопутные войска и ПВО и развернуть в регионе большое количество военно-морских платформ».

Итак, те цитаты, которые приводит турецкое издание, нельзя отнести к сильным заявлениям, которые могут иметь сколь-нибудь сдерживающий эффект для тех же Финляндии и Швеции в их намерении вступить в блок НАТО. Другой вопрос заключается в том, что и принятие решения о вступлении каждого нового члена в НАТО должно быть поддержано единогласно (!) членами Альянса и заручиться этой поддержкой – не на 100% прогарантировано. Полагаем, что именно здесь следует искать возможности, поскольку любые заявления России на тему вступления двух новых членов в НАТО с предупреждениями будут оказывать, ровным образом, обратный эффект. Все ж таки Финляндия и Швеция – это не государства постсоветского пространства, на которые у России есть достаточно широкий спектр рычагов воздействия.

Продолжаем цитировать турецкое издание, и переходим к заключительному разделу, который называется «Вероятные результаты»:

«

  • Текущая картина показывает, что Финляндия и Швеция, скорее всего, подадут заявку на членство в НАТО. И беспрецедентно высокая общественная поддержка в двух странах, и консенсус между политическими партиями показывают, что членство в НАТО желательно.
  • Ожидается, что Финляндия и Швеция подадут свои заявки на членство в НАТО в мае или в июне. Потому что прямые заявления лидеров, саммит НАТО, который состоится в Мадриде в конце июня, и выборы, которые состоятся осенью в Швеции, также выявили консенсус в отношении того, что решение по заявкам должно быть принято как можно скорее.
  • Статья 10 Североатлантического договора, которым была создана НАТО, гласит, что государства-члены могут единогласно пригласить другую европейскую страну присоединиться к Североатлантическому союзу, и политика открытых дверей НАТО основана на этой статье. Членство Финляндии и Швеции в Североатлантическом союзе очень тепло воспринимается НАТО. Кстати, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Финляндия и Швеция являются ближайшими государствами к Альянсу.
  • Чтобы Финляндия и Швеция стали членами НАТО, все тридцать государств-членов должны поддержать этот процесс. Другими словами, прием нового государства в Альянс происходит единогласно. Поскольку процесс утверждения займет время, считается, что для получения официального членского статуса потребуются месяцы или даже год. В этот период гарантии безопасности вне НАТО могут быть даны Финляндии и Швеции. Например, Соединенные Штаты могут брать на себя различные обязательства в области безопасности до тех пор, пока не будет достигнуто членство в НАТО. Однако даже без гарантий безопасности нынешняя военная ситуация России сделала бы серьезную военную операцию против Финляндии или Швеции невозможной с точки зрения возможностей (России – прим.).
  • Видно, что России будет недостаточно, чтобы предотвратить заявки Финляндии и Швеции на членство в НАТО. Пока заявления Москвы не получили никакого ответа и нет никаких признаков того, что он будет. Можно сказать, что основной причиной этого является подрыв доверия к России, а также ее военного потенциала. На самом деле, использование Россией ядерного оружия в качестве предупреждения и угрозы в течение многих лет, помимо неэффективности в военном отношении ее попытки вторжения в Украину, также бросает тень на доверие к ней. Точно так же считается, что Россия уже разместила крылатые ракеты «Искандер» с ядерными боеголовками в Калининграде с 2016 года. На это обратил внимание министр обороны Литвы Арвидас Анусаускас, который подчеркнул, что российские ядерные ракеты уже много лет находятся в радиусе 100 километров от его страны.
  • Тот факт, что Финляндия и Швеция являются членами НАТО — из-за 1340-километровой границы Финляндии с Россией — будет нести политический посыл, а также военные результаты. Потому что с этой границей граница Россия-НАТО увеличится вдвое. Эта ситуация, с другой стороны, будет сигнализировать об определенном неприятии опасений, высказывавшихся руководством в Москве на протяжении многих лет в отношении расширения НАТО.
  • Если Финляндия и Швеция станут членами НАТО, влияние ЕС в Североатлантическом союзе, по-видимому, возрастет в первую очередь, но благодаря тесным отношениям США с этими двумя странами американское доминирование в НАТО сохранится. На самом деле можно наблюдать сближение Финляндии, традиционно близкой к ЕС, а не к США и НАТО, к вашингтонской администрации. Более того, подписание в феврале соглашения с США, включающего закупку 64 самолетов F-35, в определенной степени показывает направление развития отношений. В этом смысле следует отметить, что Норвегия и Дания являются партнерами по программе F-35 и в настоящее время входят в число активных пользователей рассматриваемого самолета.
  • Текущий оборонный бюджет Финляндии составляет более 2 процентов от ВВП, что является стандартом НАТО. Ожидается, что Швеция увеличит свой оборонный бюджет с 7 миллиардов долларов в прошлом году до примерно 11 миллиардов долларов в этом году. Достижение этой суммы также приблизит Швецию к цели НАТО в 2 процента».
  • И Финляндия, и Швеция могут попытаться в предстоящий период уделить особое внимание возможностям высокоточных ударов большой дальности, поскольку это будет соответствовать как плану, изложенному в предыдущих правительственных отчетах, так и членству в НАТО. Эти страны, у которых есть доктрина сдерживания, основанная на предотвращении, могут начать сосредотачиваться на потенциале, основанном на «наказании», с членством в НАТО. Аналогичным образом, в отчете об обороне, опубликованном правительством Финляндии в феврале 2017 года, говорится, что стране особенно потребуются средства разведки, киберзащиты и дальнобойных атак. С этой точки зрения, обе страны в последние годы начали инвестировать в высокоточные боеприпасы большой дальности и развивать свои наступательные возможности. Хотя эта ситуация не приводит к конкретному изменению военного баланса, если она сохранится в долгосрочной перспективе, она может выявить серьезное восприятие угрозы со стороны России. Тем не менее, можно ожидать, что ракетные инвестиции Финляндии и Швеции в долгосрочной перспективе останутся на определенном уровне – как и в случае с Польшей – в силу политических, военных и экономических факторов, и будут скорее вспомогательным элементом в рамках наступательных возможностей НАТО.
  • Возможность того, что Венгрия при Викторе Орбане может выступить против членства Финляндии и Швеции в НАТО, стала известна из-за ее тесных отношений с Россией. Орбан участвовал в санкциях, введенных ЕС против России за вторжение в Украину, но заявил, что наложит вето, если санкции будут введены в отношении российской нефти и газа. Тем не менее, можно ожидать, что Орбан будет оценивать энергетическую безопасность своей страны на разных уровнях с расширением НАТО. Поэтому оппозиция Орбана членству Финляндии и Швеции в НАТО за счет ЕС и США считается низкой.
  • Турция до сих пор поддерживала процессы расширения НАТО. НАТО является одним из элементов, которому Турция придает фундаментальное значение как с точки зрения своей оборонной доктрины, так и из-за своих политических связей. Продолжение существования НАТО путем укрепления и превращения его в более эффективную структуру — вот цели, которые Турция в принципе отстаивала на протяжении многих лет. Поэтому не исключено, что Турция также поддержит членство Финляндии и Швеции. С другой стороны, следует подчеркнуть, что Турция серьезно обеспокоена терпимостью, проявленной к террористической организации РПК и союзным группировкам на территориях этих двух стран. Поэтому Турция выразит желание и требования к своим собеседникам в Финляндии и Швеции занять более совместную позицию в борьбе с терроризмом, особенно против угроз, с которыми она сталкивается на южных границах страны. С прогрессом, который будет достигнут в этом отношении, могут быть открыты новые области сотрудничества между Турцией и страной с развитой оборонной промышленностью, такой как Швеция. Точно так же Турция сможет внести свой вклад в национальную безопасность Финляндии и Швеции, действуя более активно в Балтийском регионе, как это было в миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства в Польше в прошлом году».

Итак, подводя черту под рассмотренным разделом и документа в целом, можно констатировать, что эксперт Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции высоко оценивает вероятность того, что Финляндия и Швеция в обозримой перспективе станут членами Североатлантического альянса. Возможно с неким переходным периодом, в течение которого будут действовать гарантии безопасности для указанных двух стран, предоставленные со стороны США.

Для этого созрели необходимые предпосылки: внутренняя ситуация Финляндии и Швеции, резкое снижение политических возможностей России повлиять на ситуацию, а также отсутствие в НАТО внутренней оппозиции вступлению новых членов, которое, напомним, должно быть поддержано единогласно. Про Турцию не говорим, но турецкий автор говорит и о том, что не стоит ожидать противодействия со стороны дружественной в последние годы России Венгрии.

52.33MB | MySQL:103 | 0,611sec