Ситуация в Ливии: март 2022 г.

1 марта базирующийся в Тобруке международно признанный парламент Ливии выразил доверие новому правительству страны во главе с бывший главой МВД Фатхи Башагой. Тем самым он отказал в доверии базирующемуся в Триполи правительству Абдель Хамида Дбейбы, который, впрочем, отказался уступать власть. За доверие кабинету Ф.Башаги проголосовали 92 депутата из 101 присутствовавшего на заседании. Первоначально оно планировалось на день раньше.

Заседание парламента началось с оглашения списка нового правительства. В него вошли 3 вице-премьер-министра, 6 государственных министров, 29 министров. В составе этого кабинета оказались всего 2 женщины. Затем состоялось открытое голосование.

Напомним, что 15 февраля парламент назначил Ф.Башагу во главе временного правительства Ливии. Однако А.Х.Дбейба тут же заявил, что уступит власть только по итогам парламентских выборов, которые он назначил на июнь 2022 г. Годом ранее он возглавил временное правительство национального единства (ПНЕ), которое по замыслу ООН должно было руководить страной в переходный период и организовать президентские и парламентские выборы. Первоначально планировалось провести их в декабре 2021г., однако из-за противоречий между Триполи и Тобруком их организовать не представилось возможным. Таким образом, с 1 марта у Ливии вновь оказались два враждебных друг другу правительства, как это уже было в период с 2014 по 2021 гг.

В первом заявлении в новом качестве Ф.Башага отметил, что «наше правительство заручилось доверием парламента ясным и гласным путем в ходе интегрального демократического процесса». «Я не пришел для того, чтобы сводить счета, а для того, чтобы строить родину. Мы протягиваем руку всем, даже нашим оппонентам», — добавил он. Ф.Башага заявил о намерении приступить к исполнению своих обязанностей в Триполи «мирно и в полной безопасности» в координации «с силами безопасности и армией». Он заверил, что передача власти пройдет «без сучка, без задоринки». Кабинет  Ф.Башаги получил название правительства национальной стабильности (ПНС).

Со своей стороны ПНЕ в Триполи в своем коммюнике осудило «очевидные нарушения при подсчете голосов», заметив, что на заседании парламента не было необходимого кворума для того, чтобы выносить вотум доверия. «ПНЕ подтверждает, что продолжит свою работу и не будет учитывать эти ничтожества», — подчеркивалось в коммюнике.

Во втором коммюнике ПНЕ предупредило, что оно «будет рассматривать любую попытку вторжения в правительственные здания как агрессию и будет отвечать на такие акты в соответствии с законом».

3 марта Ф.Башага обвинил А.Х.Дбейбу в создании препятствий в проведении запланированной на тот день в Тобруке церемонии приведения к присяге перед парламентом нового правительства Ливии (ПНС). По данным главы ПНС, власти Триполи воспрепятствовали некоторым новым министрам переместиться в Тобрук, полностью закрыв воздушное пространство над столицей. По данным ливийского телеканала «Либиа аль-Ахрар», цитировавшего «источники, близкие» к Ф.Башаге, два новых министра оказались в плену у «вооруженной группы», при этом не уточнялось, у какой именно. Назначенный главой МИД Хафед Гаддур и новая министр культуры Салеха ат-Туми были арестованы, когда они попытались добраться до Тобрука автотранспортом. Едва назначенный министром экономики и торговли Джамаль Салем Шаабан уже 3 марта объявил о своей отставке, осудив «отсутствие гласности и уважения процедуры» при голосовании о доверии правительству. «Недостойно участвовать в этом правительстве, которое несет войну и разрушение в столицу», — заявил он.

Днем ранее появилось коммюнике ООН, в котором выражалась озабоченность генсека Антониу Гутерриша информацией о голосовании в ливийском парламенте «без соблюдения ожидавшихся норм и процедур». В нем упоминались «акты устрашения» депутатов перед голосованием.

Несмотря на все препятствия, часть новоиспеченных министров во главе с премьером 3 марта была приведена к присяге перед парламентом в Тобруке, что еще больше усугубило институционный кризис, в котором оказалась Ливия. По данным Ф.Башаги, на церемонии отсутствовали три министра, которых захватила одна из вооруженных групп, на которых опирался А.Х.Дбейба. Двое из них позднее были освобождены.

«Мы – сторонники мира как на словах, так и в делах, в то время как некоторые хотят нас втянуть в конфликт. Мы не дадим им ни одного шанса и мы не прольем ни капли крови», — заверил депутатов премьер, который, как и А.Дбейба, пользуется поддержкой определенных вооруженных групп. Он подчеркнул свое твердое намерение управлять «из Триполи» с помощью «силы закона».

59-летний Ф.Башага начинал как инструктор в летной школе. Затем стал предпринимателем. Широкую известность получил на посту главы МВД в период с 2018 г. по начало 2021 г. Был кандидатом на планировавшихся на декабрь 2021 г. президентских выборах. Затем сблизился с Тобруком и командующим Ливийской национальной армией (ЛНА) фельдмаршалом Халифой Хафтаром.

4 марта ООН в лице специального советника генсека ООН по Ливии американки Стефани Уильямс предложила посредничество между двумя ливийскими правительствами с тем, чтобы содействовать проведению выборов. С этой целью предполагалось сформировать комитет из представителей парламента в Тобруке и выполняющего функции сената Высшего государственного совета (ВГС, Триполи), по 6 человек от каждой из структур. С.Уильямс предлагала собраться комитету начиная с 15 марта с тем, чтобы в течение 14 дней определить взаимоприемлемые «конституционные рамки» подготовки и проведения выборов. Глава ВГС Халед аль-Мишри приветствовал эту инициативу. Реакция парламента в Тобруке по состоянию на вечер 4 марта оставалась неизвестной. Предложение С.Уильмяс было поддержано в совместном коммюнике США, Францией, Великобританией, Италией и Германией.

Ливия не имела конституции с 1969 г., когда к власти пришел М.Каддафи. С 2011 г. страна жила на основе «конституционной декларации» в ожидании принятия нового Основного закона.

6 марта ливийская национальная нефтяная компания NOC объявила о приостановке добычи нефти на двух крупнейших месторождениях в Эш-Шараре и Эль-Филе, эксплуатации которых воспрепятствовала некая вооруженная группа. NOC была вынуждена объявить состояние форс-мажора, которое освобождает компанию от ответственности в случае неисполнения контрактных обязательств. По данным NOC, из-за приостановки работы этих месторождений Ливия ежедневно недосчитывала 330 тысяч баррелей нефти.

По данным NOC, руководит вооруженной группой некий Мухаммед аль-Гардж. Эта группа уже несколько раз препятствовала нормальной работе месторождений в период с 2014 по 2016 гг. Уже 7 марта С.Уильямс и посол США в Ливии призвали разблокировать месторождения. В тот же день А.Х.Дбейба призвал «силы безопасности» (вооруженные группы) предпринять «необходимые меры» для разблокировки трубопровода, по которому транспортировалась нефть с двух месторождений. Работа трубы, по его словам, была заблокирована «незаконными (вооруженными) группами».

Уже 8 марта NOC объявила об отмене форс-мажора и возобновлении работы одного из месторождений.

7 марта спикер ливийского парламента Акила Салех отверг любое «вмешательство» эмиссара ООН в Ливии в дела страны. Ранее С.Уильямс выразила оговорки относительно законности известных решений парламента и предложила посредничество между двумя лагерями. В ходе встречи с американкой он назвал «законными» все недавние решения парламента, и в частности, назначение нового премьера. Спикера поддержали 93 депутата, которые направили письмо в адрес С.Уильямс. В нем они сообщили, что отвергают ее инициативу, которую они расценивают как «неоправданную».

После призывов ООН и Вашингтона к сторонам ливийского конфликта к сдержанности 11 марта Ф.Башага предписал поддерживающим его вооруженным группам, которые заняли накануне позиции близ Триполи, отойти в места их постоянного базирования. Соответствующие призывы прозвучали 10 марта.

16 марта в ходе заседания Совбеза ООН по Ливии представители ряда  постоянных членов ООН выступали крайне осторожно, не заявляя о поддержке какой-либо из сторон ливийского конфликта. Исключение составила Россия. По данным СМИ, заместитель представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский заявил, что Москва поддерживает новое ПНС, одобренное парламентом и отвергнутое ПНЕ. «Это – важный шаг к урегулированию кризиса, который продолжается слишком долго», — заявил он. Представитель России также настаивал на «как можно скорейшем» назначении нового эмиссара ООН в Ливии, поскольку в конце апреля истекал контракт С.Уильямс.

17 марта в ООН было объявлено, что генсек этой организации А.Гутерриш по собственной инициативе позвонил Ф.Башаге. Это был первый контакт подобного рода между ними. Как уточнил пресс-секретарь генсека Стефан Дуджаррич, в ходе телефонного разговора А.Гутерриш «выразил свою глубокую озабоченность в связи с текущей политической поляризацией в Ливии, которая чревата значительными рисками для ее стабильности». Он отверг идею, что этот звонок означает признание Ф.Башаги в новой должности и отказ от поддержки со стороны ООН А.Х.Дбейбы.

22 марта возобновилось воздушное сообщение между Триполи и восточными и южными районами страны. Оно было прервано более чем двумя неделями ранее на фоне известных политических проблем между ПНЕ и ПНС.

Как представляется после событий в Ливии в марте, впереди в этой стране – новое противостояние, причем не внутренних игроков, а хорошо известных внешних акторов, ведущих борьбу за ливийскую нефть.

52.25MB | MySQL:103 | 0,761sec