Оценка обстановки на Ближнем Востоке и Северной Африке в издании The Military Balance 2022. Часть 12

Международный институт стратегических исследований (Великобритания)  опубликовал ежегодный бюллетень с обзором военных потенциалов государств мира The Military Balance 2022[i]. 7-я глава ежегодного издания посвящена вопросам развития военной и военно-политической ситуации в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Учитывая то, что издание представляет собой качественный комплексный обзор вооружённых сил ближневосточных стран и положительно характеризуется наличием разделов со сводной военной и военно-экономической статистикой, продолжим рассмотрение ситуации в изучаемом регионе на основе данного издания.

 

Модернизационные процессы в ВС Ливана

Способность Ливанских Вооруженных Сил (ЛВС) выполнять свои задачи по-прежнему находится под давлением «Хизбаллы», особенностей проводимой национальной политики и последствий сирийского конфликта. Более того, Ливан переживает длительную экономический кризис, который был усилен взрывом в порту Бейрута 4 августа 2020 года. ЛВС, в основном, полагаются на внешнюю помощь для продолжения своей деятельности. В августе 2021 года Совет Безопасности ООН приказал миротворческой миссии Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ) обеспечить ЛВС продовольствием, топливом и медикаментами. Экономический кризис заставил правительство с трудом выплачивать заработную плату военнослужащим, в то время как инфляция снизила стоимость заработной платы. Это привело к тому, что военнослужащим, возможно, придется дополнять свою заработную плату другой работой. В рассматриваемый период 2020-2021 гг. обучение войск и оперативная помощь традиционно оказывались США, а также Францией, Германией, Италией и Великобританией. Началась реконструкция военно-морской базы в Бейруте, финансируемая Германией. База была повреждена во время взрыва в порту 2020 года. По оценке авторов The Military Balance, операции ЛВС против «Исламскогогосударства» (ИГ, запрещено в России) несколько лет назад продемонстрировали улучшенные их боевых возможностей (однако авторы не дают конкретных числовых показателей). У ЛВС на современном этапе нет нормативных требований для экстерриториального развертывания войск (сил). За исключением ограниченных возможностей технического обслуживания, в Ливане нет значимой внутренней оборонной промышленности.

 

Модернизационные процессы в ливийских ВС

Формирование нового Правительства национального единства в марте 2021 года объединило Правительство национального согласия (ПНС) в Триполи и Палату представителей в Тобруке. Соглашение о прекращении огня, согласованное в октябре 2020 года, предусматривает развертывание наблюдателей, в то время как последующая резолюция, согласованная в апреле 2021 года, призывает все иностранные силы и наемников к выводу и демобилизации. Восстановление является главным приоритетом нового правительства. Новый глава Президентского совета Мухаммед аль-Менфи пообещал объединить вооруженные силы ПНС и Ливийские арабские Вооруженные Силы (LAAF), контролируемые Халифой Хафтаром. LAAF имеют относительно низкий уровень подготовки несмотря на то, что присутствие в этих формированиях подразделений бывшей армии времен Каддафи на протяжении многих лет укрепляло их военный потенциал. Силы, связанные с ВС ПНС, с 2016 года воспользовались несколькими программами военного консультирования и обучения, в том числе подготовкой по морской безопасности EUNAVFOR-MED в интересах ливийского военно-морского флота и береговой охраны. Иностранное военное участие увеличилось в 2020 году. Как ВС ПНС, так и LAAF по-прежнему поддерживаются иностранными ВС, частными военными подрядчиками и наемниками. Есть также сообщения о том, что сирийским комбатантам платили за то, чтобы они сражались за обе стороны. Войска LAAF имеют боевой опыт борьбы с ИГ в прибрежном регионе на Востоке, и они, как утверждается, прошли подготовку и получили материальную поддержку от внешних участников в регионе. Вооружение и военная техника Ливии имеет разную степень устаревания. У страны нет внутреннего оборонно-промышленного потенциала.

 

Модернизационные процессы в ВС Мавритании

Небольшим и довольно скромно оснащенным ВС Мавритании поручено поддерживать территориальную целостность и внутреннюю безопасность страны. В свете региональной угрозы со стороны экстремистских исламистских группировок, безопасность границ также играет ключевую роль для ВС, которые часто привлекаются к операциям по борьбе с повстанцами в пустыне. В начале 2021 года кабинет министров одобрил проект указа о создании зоны обороны вдоль северной границы для противодействия вторжениям Фронта ПОЛИСАРИО. Это последовало за закрытием пограничного перехода на несколько недель в конце 2020 года. Мавритания является членом сахельской группы G5, и в конце 2021 года ВС Мавритании и Сенегала подписали соглашение о совместном патрулировании морских газовых месторождений. ВС Мавритании принимают участие в проводимых США специальных учениях по стрельбе из стрелкового оружия. В страну также прибывают  инструкторы из вооруженных сил Франции. Возможности развертывания ВС ограничены соседними странами, но сама армия неоднократно демонстрировала мобильность и устойчивость в пустынных регионах. Мавритания располагает ограниченным и устаревшим промышленным оборудованием, что ограничивает военный потенциал государства. Несмотря на некоторые недавние приобретения, в том числе небольшие самолеты-разведчики, авиационных ресурсов, учитывая размеры страны, недостаточно. Военно-морская техника, позволяющая осуществлять наблюдение за прибрежными районами, после приобретения китайского десантного судна помогло создать базовые возможности для морских перевозок. Отечественная оборонная промышленность в Мавритании отсутствует.

[i] https://www.iiss.org/publications/the-military-balance#:~:text=The%20Military%20Balance%202022%3A%20Features&text=Analytical%20texts%20on%20defence%20intelligence,air%20domains%2C%20and%20in%20cyberspace.

62.83MB | MySQL:102 | 0,687sec