О внешней политике Турции в условиях спецоперации России на Украине. Часть 52

24 февраля с. г. Российская Федерация начала «специальную военную операцию», которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР, однако, по факту прошедших двух месяцев, переросла в полноценную войну на Украине между Россией и коллективным Западом.

Это противостояние стало фактором, чье влияние на внешнюю политику буквально всех основных международных игроков сложно переоценить. Включая и Турцию, которая стремится не только извлечь из этого противостояния для себя дивиденды, но и выйти из конфликта значительно политически и экономически окрепшей. Можно заметить, что Турция внесла целый ряд коррективов в свою внешнюю политику, причем буквально по всем направлениям. Продолжаем с этим разбираться.

При этом переименовываем цикл наших статей с «О турецкой реакции на операцию РФ на Украине» в «О внешней политике Турции в условиях спецоперации на Украине». При этом нумерацию статей нашего цикла сохраняем, с точки зрения сохранения хронологичности излагаемого нами материала.

Предыдущая Часть 51 нашего цикла доступна на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=85804.

Напомним, что в предыдущей части цикла мы приступили к рассмотрению официального визита президента Реджепа Тайипа Эрдогана в Королевство Саудовскую Аравию. Визит этот состоялся в период c 28 по 30 апреля с.г. В частности, мы рассматриваем те заявления, которые сделал президент Р.Т.Эрдоган на борту №1 на пути из КСА президентскому журналистскому пулу, следуя своей уже давно сформировавшейся традиции использовать борт в качестве трибуны для пресс-конференции. Привычным образом, турецкий лидер осветил свои взгляды по широкому кругу вопросов, а также поделился оценками международной повестки дня.

Продолжаем цитировать материал, опубликованный со стороны Управления по связям с общественностью при администрации президента Турции.

«На вопрос о начале контактов с ОАЭ, Израилем и Саудовской Аравией, рассматривается ли подобная ситуация с Египтом на высоком уровне, и вышел ли этот вопрос на первый план в Джидде, президент Эрдоган ответил следующее:

«На самом деле, этот вопрос не был в нашей повестке дня в Джидде. Но сейчас есть реальность. Она заключается в том, что у нас есть политика в отношении Израиля, и такая же политика возможна и с Египтом. У нас, на самом деле, с Египтом продолжаются отношения нижнего уровня, (они продолжаются) даже между нашими разведывательными организациями. Отношения между нашими бизнесменами продолжаются. Положительным результатом является то, что эти шаги могут быть предприняты и на высшем уровне. Потому что египетский народ и турецкий народ имеют много общего друг с другом. Поэтому мы не можем считать, что египетского народа не существует. Наши сердца срочно хотят того, чтобы было установлено единство и солидарность. Я думаю, что, когда мы этого добьемся, мир в регионе, единство в регионе выйдут, Иншалла, на значительно более продвинутый уровень.

(Цитата из выступления президента Р.Т.Эрдогана, вынесенная в заголовок материала его авторами – И.С.): «Чем бы мы ни страдали, мы страдаем от крайностей».

После напоминания того, что второй тур выборов во Франции завершился 24 апреля, президенту был задан вопрос: «Можете ли вы оценить этот процесс и его результаты с точки зрения отношений Турции с НАТО и ее отношений с Францией?». Отвечая на этот вопрос, президент Эрдоган сказал:

«Честно говоря, тот факт, что экстремисты были устранены и проиграли на выборах во Франции, является достижением для всего нашего мира. Потому что, чем бы мы ни страдали, мы страдаем от экстремизма. Я даже говорил на встречах с друзьями: «Мы уже знаем и изучили Макрона. Наши отношения находятся в определенной точке. Поэтому победа Макрона на выборах будет гораздо более продуктивной с точки зрения турецко-французских отношений». Но, прежде всего, я считаю, что Макрон проводил умную политику. Оказалось, что противники Макрона не очень хорошо анализировали устройство Франции и социологическую структуру. Иными словами, тот факт, что они четко продемонстрировали те практики, которые они планируют по отношению к мусульманам, то есть, их враждебность к исламу, их крайнее отношение к хиджабу, обеспечили Макрону большое преимущество во втором туре выборов.

На мой взгляд, подход г-на Макрона и успех в его последней телевизионной программе позволили ему выйти на первый план в финале выборов и победить на выборах. Незадолго до выборов, у нас была с ним частная встреча около часа на Саммите НАТО. На той встрече, мы говорили о том, как мы будем планировать турецко-французские отношения на следующий период, какие шаги мы предпримем. Надеюсь, что в результате этих выборов отношения между нами станут намного лучше».

(Цитата из выступления президента Р.Т.Эрдогана, вынесенная в заголовок материала его авторами – И.С.): «Даже на уровне нити не разорвешь связь».

«Президенту был задан вопрос: «Какого рода сдвиг парадигмы произошел здесь, в процессе восстановления отношений с Египтом и Израилем, в недавнем внешнеполитическом нападении Турции, то есть в нашем успешном управлении нашими сложными отношениями с Россией и в восстановлении наших быстро ухудшающихся отношений? Как и почему Турция пошла на эти шаги? Какую политику мы проводим здесь?». Отвечая на вопрос, президент Эрдоган сказал:

«Поскольку мы, как Турция, являемся решающей страной в регионе с точки зрения отношений с Египтом и Израилем, это ничего не даст нам, если мы полностью разорвем связи. Наш подход всегда таков: «Даже на уровне нити вы не разорвете связь. Ты будешь удерживать эту связь, в один из дней эти отношения могут тебе понадобиться». С этим пониманием мы не хотим разрывать эти связи между нами. Конечно, Израилю нужна Турция. Мы должны быть реалистами, он нам тоже нужен в плане ситуации в регионе и планов мира. Мы хотели предпринимать эти шаги таким вот образом. Выглядит так, что эти шаги, которые мы предприняли, также являются правильными.

Конечно, тот факт, что такой президент, как Герцог, является главой Израиля, сыграл важную роль в шаге к миру в этих отношениях. Мы надеемся, что мы значительно улучшим отношения с премьер-министром. Конечно, нас серьезно беспокоили беспорядки, устроенные некоторыми экстремистскими и радикальными группировками в мечети Аль-Акса в месяц Рамадан. Мы также сказали г-ну Герцогу, что период Песаха совпадает с нашим периодом итикафа. Мы так сказали, но, к сожалению, получилось не так, как хотелось, мы снова испытали трудности. Мы надеемся, что в дальнейшем подобное не повторится».

(Цитата из выступления президента Р.Т.Эрдогана, вынесенная в заголовок материала его авторами – И.С.): «Оппозиция в Турции никогда не была конструктивной».

Напоминая, что есть некоторые внутренние критические замечания по поводу внешней политики, президенту был задан следующий вопрос: «Когда мы смотрим на внешнюю политику с точки зрения уравнения Египта, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии, среди оппозиции есть те, кто одобряет события последнего времени. Но есть и критика: «Вы говорили плохо об этих странах, вы их критиковали, что же теперь произошло, что вы развиваете отношения с этими странами?». Есть те, кто, прямо-таки, хочет, чтобы отношения оставались напряженными, а не улучшались. Они хотят, чтобы Турция оставалась в определенном цикле. Формируются ли отношения в соответствии с изменяющимися условиями?». В ответ на этот вопрос, президент Эрдоган дал следующий ответ:

«Прежде всего, мы должны увидеть, что оппозиция в Турции никогда не была конструктивной. Оппозиция в Турции всегда строилась на негативе. И, в дальнейшем, не ждите от нынешней оппозиции позитивного подхода к будущему страны. Что бы вы не предъявляли бы, даже если оно очевидно белое, они обязаны сказать на это «черное».

Что тут есть, чтобы оценивать? Что бы мы ни делали, какими бы успешными мы ни были, они всегда будут производить что-то свое, чтобы доказать, что это дело провалилось. Пусть они будут, и пусть они продолжат это делать. Мы будем продолжать нашу внешнюю политику, которую мы успешно проводим, с той же решимостью.

Другими словами, скажем вчера, негатив может быть в отношениях с любой страной. Однако, не может быть такого, чтобы это продолжалось до бесконечности. Давайте представим, что в одном доме живут братья и сестры, они спорят между собой, а через некоторое время мирятся».

«Теперь мы должны вступить в совсем другой процесс, особенно в нашем регионе, со странами, с которыми мы разделяем одни и те же убеждения и мысли. Это процесс установления друзей и укрепления нашего братства, а не создания врагов», — заявил президент Эрдоган, подчеркнув, что они будут стремиться успешно продолжать это.

Президент Эрдоган продолжил свои слова следующим образом:

«Когда мы смотрим на международное сообщество, например, раньше в Америке был Трамп, до него был Обама. Наши отношения с Обамой и Трампом были очень хорошими, и между нами не было никаких проблем в ходе встреч. Итак, вы улавливаете такую же ситуацию с господином Байденом? Нет, мы не смогли (этого) уловить. Это не было нашей надеждой. Получили ли вы ожидаемое, ввиду того, что наши отношения развиваются в положительном направлении? – Нет. Конечно, у нас проходят отдельные встречи время от времени, но это должно было быть более продвинутым. Я надеюсь, что мы добьемся этого в следующем процессе.

Однако, я говорю снова, власть Партии справедливости и развития будет продолжать процесс, направленный на то, чтобы не только не создавать врагов, но и завоевывать друзей. Мы не втянемся в другой сюжет, в другую игру».

Президент Эрдоган был попрошен прокомментировать стиль председателя Народно-республиканской партии Кемаля Кылычдароглу на последнем собрании фракции и выражение «либо присоединяйся ко мне, либо убирайся с дороги». На просьбу прокомментировать свои заявления президент Эрдоган сказал, что он, от имени правящей партии, не хочет давать оценку внутренним дебатам главной оппозиционной партии или же тому, в каком направлении она движется.

Выразив, что это не его проблема, президент Эрдоган сказал:

«Как вы знаете, у них был 6-сторонний круглый стол (речь идет о встрече шести оппозиционных партий, пытающихся сформировать единый оппозиционный фронт, включая Народно-республиканскую партию, Хорошую партию, Партию будущего, Партию демократии и прорыва, Демократическую партию и Партию благоденствия – И.С.). Мы можем ясно видеть, на чем сфокусирована эта 6-сторонняя платформа и во что она превратилась. И ещё это давайте скажем, эта 6-сторонняя группа, кого выдвинет на первый план, кто будет их кандидатом – это тоже не наша проблема. На данный момент Народный союз определил своего кандидата, и Народный союз продолжает свой путь с этим кандидатом (имеется в виду Реджеп Тайип Эрдоган как кандидат на предстоящих президентских выборах – 2023 – И.С.). Иншалла, этот союз, это единство уверенно идет к 2023 году. Наша надежда заключается в том, чтобы постоянно становиться сильнее и с этой обретенной силой, иншалла, вступать в эти выборы. Нас мало волнует, что делает оппозиция. Мы надеемся, что они предпримут какие-то хорошие шаги для страны. Пусть они скажут: «Мы тоже проделали вот такую ​​хорошую работу». Но, до сих пор, мы не видели ничего подобного».

Напомнив общественности о том, что фотография женщины, работающей социальным работником в столичном муниципалитете Стамбула, с длинноствольным ружьем в руке в сельской местности, была обнародована, президента Эрдогана спросили о заявлениях столичного муниципалитета и администрации НРП по поводу этой фотографии. Отметив, что, прежде всего, эта фотография – «улика, доказательство», и продолжил свое выступление следующим образом:

«Столичный муниципалитет Стамбула должен отчитаться за это. Необходимо ответить на вопросы, почему он нанимает такого террориста, почему он является теми воротами, к которым обращаются террористы, и почему им предоставляются финансовые возможности. Конечно, есть обещания, данные перед выборами. Следующий процесс, конечно, — это процесс судебной власти. Судопроизводство, все равно, сделает все необходимое – я верю в это, так должно быть. В конце концов, Турция – это правовое государство. Никоим образом неприемлемо, что, в этом правовом государстве, для таких террористов возможно найти работу в государственных учреждениях, и чтобы эти террористы занимали там определенные должности. Так что, с одной стороны, вы выставите за дверь множество невинных людей, а с другой стороны, на освободившиеся места возьмете и разместите этих террористов. Кроме того, вакантные места и не нужны — если нужно, место для них можно подготовить в любом случае. На данный момент, я уверен, столичный муниципалитет Стамбула даст отчет за это перед судом».

Президент Эрдоган заявил, что столичный муниципалитет Стамбула в настоящее время в значительной степени сталкивается с коррупцией, и сказал, что они видели эти проблемы в ходе переговоров по бюджету и во всех учреждениях столичного муниципалитета Стамбула.

Президент Эрдоган сказал: «Конечно, поскольку вес в Меджлисе принадлежит нашей партии, там станет все очевидно, шаг за шагом. Что они получают, со всеми необходимыми документами и деталями, как они это получают, как они кому-то жертвуют, все это там уже раскрыто и доказано председателем нашей парламентской группы и коллегами. Я надеюсь, что сначала судебная система, а затем народ потребует отчета. Прошло три года. Интересно, что было сделано от имени муниципалитета в Стамбуле за три года, мы должны следить за этим вместе, мы должны это увидеть».

Отвечая на вопрос о том, где Турция находится на дорожной карте в борьбе с инфляцией, президент Эрдоган подчеркнул, что инфляция является проблемой не только в Турции, но и повсюду, особенно, в развитых странах из-за ухудшения состояния мировой экономики.

(Цитата из выступления президента Р.Т. Эрдогана, вынесенная в заголовок материала его авторами – И.С.): «Пусть люди будут спокойны, мы решим эту проблему».

Отметив, что самые высокие уровни инфляции наблюдаются в Америке и Европе, президент Эрдоган сказал:

«И, конечно, есть периодические последствия. Конечно, мы знаем о проблемах, которые эта проблема создает для наших граждан, и стараемся сделать все необходимое для их устранения. Мы внимательно следим за всеми событиями и принимаем необходимые меры. Путь люди будут спокойны, мы преодолеем эту проблему. Наша цель — инфляция. Через шаги, которые мы предприняли и предпримем, я надеюсь, что после мая она начнет снижаться. Я могу сказать, что это приведет к более позитивному направлению к концу года».

(Цитата из выступления президента Р.Т. Эрдогана, вынесенная в заголовок материала его авторами – И.С.): «Мы и раньше снижали инфляцию до однозначных цифр, снизим еще раз».

62.89MB | MySQL:102 | 0,510sec