Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 12

С момента начала Россией 24 февраля с.г. специальной военной операции на Украине, Израиль пытается маневрировать между позицией ключевого стратегического союзника США и необходимостью обеспечить свои интересы, прежде всего, в Сирии, в связи с чем старается максимально избегать обострения отношений с Москвой.

На прошлой неделе бригадный генерал (запаса) Дрор Шалом, глава военно-политического отдела Минобороны Израиля, принял участие в саммите, организованном Соединенными Штатами в Германии. На американской военной базе «Рамштайн» он был среди представителей 43 стран – 29 членов Североатлантического альянса и 14 стран, не входящих в НАТО, – которые обсудили военную помощь Украине. Израильские СМИ рассматривают «участие Д.Шалома как возможное изменение позиции Израиля, который [до этого] пытался сохранить свои тесные связи с Москвой»[i]. За две недели до этого вслед за критикой, что Израиль не оказывает достаточной помощи Украине, министр обороны Бени Ганц заявил, что украинским службам спасения и экстренным службам, но не украинским военным, будут отправлены защитные жилеты и каски. В рамках помощи Украине Израиль также организовал полевой госпиталь во Львове и подарил несколько бронированных полноприводных машин скорой помощи от «Маген Давид Адом»[ii].

Старшие научные сотрудники INSS Эльдад Шавит[iii] и Шимон Штайн[iv] анализируют развитие ситуации вокруг Украины, в частности, вышеупомянутый саммит в Германии, куда государственный секретарь США Энтони Блинкен и министр обороны Ллойд Остин отправились после встречи в Киеве с украинским президентом. Эксперты полагают, что первый с начала войны визит американских государственных деятелей, после того, как несколько европейских лидеров уже побывали в украинской столице за последние недели, «еще раз продемонстрировал важность, которую администрация Соединенных Штатов придает своему активному участию в военных действиях Украины против России». Э.Блинкен предлагает считать эти усилия продуктивными, так как после визита он заявил: «Стратегия, которую мы разработали – массовая поддержка Украины, массированное давление на Россию, солидарность с более чем 30 странами, участвующими в этих усилиях, – дает реальные результаты»[v].

По мнению экспертов INSS, несмотря на то, что «на данном этапе неясно, когда и как закончится война, Запад по-прежнему сосредоточен на недопущении победы России и обеспечении того, чтобы Украина не проиграла». При этом им хотелось бы понять «степень оправданности амбициозной цели, которую озвучил министр обороны США после визита в Киев – желание ослабить Россию до такой степени, чтобы она не могла делать то, что сделала, вторгшись на Украину»; а также «согласовано ли это с союзниками по НАТО, и приемлемо ли это для украинцев, на которых возложили решение задачи?»

Эксперты отмечают наличие ряда нестыковок.

Во-первых, согласно Л.Остину, «администрация США считает, что Украина может победить и добиться ситуации, при которой она сможет защитить свой суверенитет и территориальную целостность».

Во-вторых, «переговоры между Россией и Украиной зашли в тупик, но, похоже, что еще до этого администрация США (даже если по этому поводу не было публичных заявлений и говорилось о намерении уважать волю Украины) не проявляла энтузиазма по поводу возможности того, что российская агрессия закончится компромиссным соглашением, которое Кремль будет использовать, чтобы доказать, что Россия добилась успехов в своей военной кампании».

В-третьих, «с точки зрения Запада, Украина ведет борьбу не только за свою независимость и территориальную целостность; она также борется за демократию и принципы либерального порядка». Однако «это противоречит позиции, повторяемой Германией, Соединенными Штатами и другими странами, согласно которой они не являются активными партнерами в войне, направленной на защиту таких установок».

Несмотря на это, «для достижения своих целей на поле боя США прилагают усилия по значительному повышению качества и скорости поставок тяжелых вооружений Украине. Отправляемое сейчас оружие имеет большую дальность действия и включает, среди прочего, гаубицы, зенитные системы, противокорабельные системы, вооруженные беспилотники, бронированные грузовики, БТР и танки». «Инициированная США встреча стран НАТО и американских союзников на военной базе в Германии направлена на усиление координации действий и принятие обязательств по отправке оружия на Украину; она будет проводиться ежемесячно».

В INSS подмечают диссонанс в заявлениях на Западе. С одной стороны, «в администрации США считают, что давление на Россию приносит свои плоды, предпринимаемые русскими на сегодняшний день усилия по достижению первоначальных целей на Украине терпят неудачу, что свидетельствует о слабости российской военной мощи». С другой стороны, «высокопоставленные чиновники администрации, а в последнее время и глава Объединенного комитета начальников штабов, неоднократно подчеркивали, что русские по-прежнему представляют угрозу «глобальной международной системе безопасности», установленной после Второй мировой войны, и что «если это оставить как есть, если на эту агрессию не будет ответа, если России это сойдет с рук, то исчезнет так называемый международный порядок; если это произойдет, то мир вступит в эпоху серьезно возросшей нестабильности». Одновременно «в Белом доме понимают, что война далека от завершения и что достижению цели существенного ослабления России может воспрепятствовать ряд трудностей в ближайшие месяцы. Увеличение объемов и видов вооружений, отправляемых на Украину, потребует от США и европейских стран вложения больших ресурсов, включая экономические, и постоянную координацию действий, чтобы избежать возможных споров, которые могут возникнуть по мере продолжения войны, и отвлечения внимания от общих усилий, тем самым играя на руку русским».

Израильские эксперты полагают, что «несмотря на неспособность России достичь своих целей, потери и ущерб, нанесенный ее вооруженным силам, и экономические проблемы, с которыми она сталкивается в результате введенных санкций, президент Путин не намерен сдаваться. Несмотря на трудности, он, похоже, полон решимости добиться успехов на востоке и юге Украины, в том числе попытаться отрезать Украину от Черного моря, захватив Одессу». По их оценкам, «ситуация на местах все более свидетельствует о том, что Россия планирует вторжение в Молдову, возможно, в рамках попытки соединиться с пророссийским регионом Приднестровья». Они отмечают также заявление Москвы о том, что передача передовых вооружений Украине будет расцениваться как прямое вмешательство Запада в войну, а значит, последует ответ. Упоминается министр иностранных дел России Сергей Лавров, который «пригрозил, что международное участие приближает ситуацию к третьей мировой войне, а НАТО, поставляющее оружие Украине, де-факто стало участником войны. Россия также продолжает угрожать применением ядерного оружия, пытаясь сдержать Запад от помощи Украине. В то же время русские упорно пытаются повлиять на европейскую решимость, в частности, путем немедленного прекращения поставок природного газа в Болгарию и Польшу после того, как эти страны отклонили требование России производить оплату в рублях, а не в евро или долларах (как это предусмотрено в их договоре)». Экспертам INSS неясно, объявит ли Россия о прекращении поставок газа в другие страны, но они допускают, что такая мера подтолкнет многих членов Европейского Союза к тому, чтобы поскорее добиться независимости от поставок энергоресурсов из России. Допускается, что, по крайней мере в краткосрочной перспективе, это может оказать негативное влияние на повседневную жизнь в Западной Европе, а также ослабить решимость некоторых стран продолжать поддерживать Украину.

Предполагается, что «администрация США и НАТО учитывают возможность существенной эскалации на местах в ближайшем будущем». При этом израильским экспертам не понятно как это повлияет на политику Запада, но они допускают, что «страны НАТО во главе с США не отступят от своего решения избегать прямого конфликта с Россией, пока российские цели не включают нападение на страны НАТО. В любом случае процессы принятия решений во время кризиса в Восточной Европе доказали, что то, что казалось немыслимым на начальных этапах войны, стало возможным на более поздней стадии в результате необходимости реагировать на события и угрозы, спровоцированные Россией».

В целом же, полагают Э.Шавит и Ш.Штайн, «стратегические цели администрации США, в том числе на фоне войны на Украине, остались неизменными; главная задача – противодействие угрозе со стороны Китая. Соединенные Штаты рассматривают итоги войны на Украине как ключевой фактор, влияющий на глобальную повестку дня, и, с их точки зрения, решимость, которую они демонстрируют против России, особенно отказ ей в каких-либо выгодах от войны, также повлияет на поведение Китая в ближайшие годы». Что касается внутриполитической ситуации в США, эксперты напоминают о приближающихся промежуточных выборах в Конгресс в ноябре этого года. По их словам, «администрация надеется, что сможет указать на достижения во внешней политике с акцентом на развитие международного сотрудничества, в том числе на укрепление НАТО, как на решающий элемент в отказе России от каких-либо выгод от войны. Ожидаемое решение Финляндии и Швеции о вступлении в НАТО, естественно, будет представлено как важное достижение в этом контексте. Вполне вероятно, что администрация представит эти достижения как противовес многим существенным внутренним проблемам во главе с ростом инфляции, с которой трудно справиться. Белый дом также использует конфликт в Восточной Европе для объяснения экономических проблем». Несмотря на то, что в настоящее время в США существует внутренний консенсус относительно целей войны на Украине, допускается, что «администрация воспользуется благосклонностью республиканцев к связям с Россией и президентом Путиным, чтобы очернить их политику и (предположительно) ее влияние на то, что президент Путин почувствовал уверенность в своей способности достичь желаемых целей на Украине».

Приглашение Израиля на встречу в Германии эксперты INSS расценивают как свидетельство того, что «администрация рассматривает Израиль как часть международных усилий по оказанию помощи Украине». Они допускают, что «чем дольше будет продолжаться военная кампания, и чем больше Украина будет нуждаться в дополнительной военной помощи, тем сильнее будет давление на Израиль, чтобы он внес свой вклад». Пока же у них создается впечатление, что «администрация США, особенно президент Байден, предпочитает не противостоять Израилю в его усилиях по поддержанию как можно более сбалансированной политики и избеганию участия в международном усилении Украины в военном плане. Однако в долгосрочной перспективе израильская политика в отношении войны на Украине может не понравиться администрации и Конгрессу США, и это может привести к негативным последствиям для Израиля»[vi].

[i] Israel to increase military, civilian aid to Ukraine – report // Jerusalem Post. 04.05.2022. https://www.jpost.com/israel-news/article-705763

[ii] Там же.

[iii] Eldad Shavit. https://www.inss.org.il/person/eldad-shavit/

[iv] Shimon Stein. https://www.inss.org.il/person/steinshimon/

[v] The War in Ukraine: More Western Aid and Fear of Escalation / INSS. 04.05.2022. https://www.inss.org.il/publication/war-in-ukraine-escalation/

[vi] Там же.

53.23MB | MySQL:103 | 0,621sec