США и международная военно-морская коалиция против сомалийских пиратов

В отличие от романтических пиратов-героев многочисленных произведений приключенческой и детской литературы современные сомалийские “морские разбойники” становятся реальной угрозой жизнедеятельности ближневосточного региона. Согласно Международному морскому бюро, к настоящему времени насчитывается уже более ста нападений сомалийских пиратов на различные морские транспортные средства. К концу 2008 г. пираты удерживали 14 судов и более 300 человек команды в качестве заложников.

В 2007 г. они атаковали 31 торговое судно, и средний размер выкупа каждого из них составлял тогда 500 тыс. долларов США. В 2008 г. средняя сумма выкупа выросла до 1 — 8 млн долларов, что позволило пиратам в прошлом году “заработать” в общей сложности более 30 млн долларов. Расширение пиратской деятельности в целом и увеличение сумм выкупа, в частности, означало финансовые потери как для транспортных, страховых, торговых и нефтяных компаний, так и для клиентов-покупателей из-за того, что морские перевозки стали все чаще осуществляться более долгим путем вокруг мыса Доброй Надежды.

В свою очередь, пиратство стало в полном смысле слова выгодной индустрией для изможденных войной сомалийцев, к тому же “отраслью”, не испытывающей недостатка в “рабочей силе”: доля в выкупе каждого отдельного “морского разбойника” достаточно велика, чтобы обеспечить семью, купить невесту, верблюда, дом, а иногда и машину. Следует оговориться, однако, что с политической точки зрения для Сомали в целом пиратство невыгодно, потому что оно способствует “талибанизации” страны из-за появления и усиления здесь все большего числа оппозиционных центральному правительству исламистских группировок, члены которых, активно участвующие в пиратстве, сейчас хорошо оплачиваются.

В своей деятельности по захвату судов сомалийские пираты проявляют просто-таки головокружительную ловкость и высокое военно-стратегическое мастерство. Чего стоит одна только их атака на самой большой в мире нефтяной танкер “Сириус Стар”! Для того, чтобы попасть на его борт, пираты должны были подняться по веревкам, привязанным к крючьям-“кошкам”, на высоту лондонского Биг Бена, и это при сильной килевой качке. Атака произошла 15 ноября 2008 г. в 450 морских милях от берегов Кении. Согласно американскому журналу “ Экономист”, саудовский танкер оказался самой “дорогой” добычей морских разбойников за всю историю существования пиратства. Стоимость нефти, находящейся на его борту и предназначенной для доставки в США, составляла 110 млн долларов. Пираты запросили за него выкуп в размере 30 млн долларов. “Сириус Стар” был конвоирован в район сомалийского “пиратского порта” Харадхири, где он присоединился к дюжине других судов, с их командами общей численностью более 250 человек, находящихся под прицелами похитителей и ожидающих поступления выкупов. (Среди них была и “Фаина” – украинский сухогруз, захваченный в сентябре 2008 г. с грузом танков, стрелкового оружия, аммуниции и военного снаряжения, заказанного кенийским правительством с последующей передачей южносуданским повстанцам)..

Вслед за атакой на “Сириус Стар” последовало несколько других успешных захватов судов, в том числе, тайской рыболовецкой шхуны, турецкого танкера с химическими продуктами на борту, иранского зерновоза и греческого сухогруза.

В настоящее время атаки пиратов, преимущественно вооруженных АК-47 и противотанковыми гранатами, довели угрозу торговым судам до уровня, не виданного со времен Второй мировой войны. Каждое морское транспортное средство, использующее Аденский залив и проходящее через Суэцкий канал, независимо от курса следования, размера и флага, развевающегося на мачте, становится потенциальной жертвой пиратов. Только через Аденский залив – оживленную водную торговую магистраль, связывающую Ближний Восток с Азией, Европой и Северной и Южной Америкой, ежегодно проходит более 20 тысяч судов.

Соединенные Штаты, куда направляется едва ли не большая часть грузов, прежде всего, нефти, провозимой через регион, естественно, проявляют озабоченность из-за сложившейся ситуации и принимают специальные меры.

В этой связи особого внимания заслуживает опубликованная в мае 2009 года в журнале “Солджер оф Форчун” статья Натана Шеффера, специалиста по связям с общественностью Центрального командования Военно-морского флота США. Автор статьи приводит, в частности, слова Командующего Объединенными Военно-морскими силами США в этой “неспокойной” зоне вице-адмирала Билла Гортни о том, что “присутствие американских военно-морских сил в регионе помогает предотвращению пиратских нападений на суда около сомалийского побережья, но ситуация с “Сириус Стар” отчетливо указывает на способность пиратов к совершенствованию тактики и методов захвата”. Натан Шеффер возвращается к событиям февраля 2002 г., когда в целях борьбы с терроризмом, контрабандой и другими видами преступной деятельности в указанном районе Центральное командование ВМФ США создало специальную организацию — Объединенные морские силы (ОМС), представлявшую собой коалицию с участием 20 (в настоящее время 23 – С.К.) стран и распространившую свою деятельность на Персидский залив, Аравийское море, Аденский залив и прилегающие части Индийского океана. Сегодня “работа” Коалиции почти целиком направлена на борьбу с сомалийскими пиратами.

В рамках ОМС были созданы три оперативных группы, действующие в различных частях региона: Объединенная оперативная группа (ООГ) 150, ООГ 152 и ООГ 158. ООГ 152 и 158 оперируют в Аравийском море, а многонациональная ООГ 150 – в Аденском и Оманском заливах, Красном море и Индийском океане. ООГ 150 состоит из военных кораблей США, Англии, Франции, Пакистана, Канады, Индии, Малайзии, России, Южной Кореи, а также военных судов НАТО и Европейского Союза и патрулирующих море вертолетных подразделений из США, Англии, Франции, Германии и Испании. ООГ 150 уже помогла отбить более 30 атак пиратов в Аденском заливе. В январе 2009 г. была создана ООГ 151, командование которой в мае 2009 г., то есть несколько дней назад, было передано ВМФ Турции

В качестве примера эффективной деятельностии американских военно-морских сил и ОМС в регионе Шеффер приводит случай с военным кораблем “Пелелиу”, который 8 августа 2008 г. получил сигнал тревоги с сингапурского сухогруза “Жемчужина Килакари”, находившегося в тот момент в Аденском заливе. Радист сообщил о приближении двух лодок с пиратами, вооруженными стрелковым оружием и гранатометами. “Пелелиу” находился в 10 милях от “места происшествия”, и отправленные с него три вертолета отогнали “морских разбойников”.

Несколькими неделями раньше американский военный корабль “Момсен” и его вертолетное подразделение оказали помощь немецкому перевозчику “Лехман Тимбер”, вынужденному остановиться из-за технических неисправностей и захваченному пиратами. Американцы не только освободили сухогруз, но и обеспечили команду едой и водой. Другое американское военное судно “Расселл” оказало помощь небольшому сухогрузу, потерпевшему аварию недалеко от йеменского берега и дрейфовавшему уже в течение нескольких дней. На судне было около 70 человек, требовавших немедленной медицинской помощи. Семеро из них были переправлены на “Расселл” и спасены от обезвоживания и истощения.

В целях предотвращения пиратства и другой дестабилизирующей деятельности около берегов Сомали корабли ВМФ США на регулярной основе патрулируют воды Аденского залива и Индийского океана. Как подчеркивает автор статьи, США работают в тесном контакте с партнерами по Коалиции для достижения общей цели – обеспечения свободного торгового движения в регионе. Так, 18 апреля 2009 г. британский военный вспомогательный корабль “Вэйв Найт” отбил две атаки на торговые суда в Аденском заливе, освободив 13 заложников.

По словам вице-адмирала Гортни, задача ООГ – “обеспечивать законный порядок в морских водах и препятствовать их использованию террористами и экстремистами”. Военные корабли стран-членов ОМС отслеживают поведение небольших лодок и шлюпок, которые обычно используются пиратами, в их маневрах вокруг рыболовных и торговых судов и в случае необходимости осуществляют их проверку, таким образом предотвращая возможные нападения.

Уже около сорока военных кораблей стран Коалиции несут службу в регионе. Военные находятся не только в тесном взаимодействии друг с другом, но и стремятся создавать хорошие, дружеские отношения с местными моряками и рыбаками, стараясь заручиться их доверием и поддержкой, а также использовать их в качестве источника для получения необходимой информации. Такие простые вещи, как личный доброжелательный контакт, питьевая вода и помощь в ремонте двигателей могут помочь в получении сведений о незаконной перевозке людей, контрабанде оружия и наркотиков, а также возможности нападения. Ряд атак на торговые суда был предотвращен благодаря тому, что о них стало известно заранее. Участники Коалиции проводят специальную работу с местными жителями, убеждая их в правильности и законности мер, нацеленнных на обеспечение безопасности торговых морских путей. Кроме того, ОМС изучают обычный ежедневный жизненный ритм региона, что позволяет им отслеживать подозрительную деятельность.

Тактика “формирования дружеских отношений” с местными рыбаками и моряками состоит из трех этапов. Сначала на небольшой шлюпке отправляется немногочисленная команда военных моряков для установления первоначального контакта. Небольшая группа посылается специально для того, чтобы не напугать сомалийцев. Если контакт установлен и рыбаки не возражают против посещения военными их судна, “встреча” становится более продолжительной, происходит обмен шутками и информацией. Затем выясняются нужды и проблемы рыбаков или моряков, причем необходимая помощь может оказываться тут же, на месте, или ее возможности обсуждаются в расчете на будущие контакты, и, главное, рыбакам предлагается связываться с судами Коалиции в случае опасности или другой необходимости. Как отмечает автор статьи, местные жители уже начинают понимать, что военные корабли здесь для того, чтобы помочь им. В целом же, “мирные сомалийцы рады присутствию судов Коалиции, потому что, когда они выходят в море, пираты остаются на суше”.

22 августа 2008 года, в ответ на усиление атак на торговые суда, вице-адмирал Гортни, которому принадлежат слова “море – сфера глобального сотрудничества”, объявил о создании и возглавил специальную группу быстроходных катеров, прочесывающих самую опасную зону региона – Аденский залив. Задача этой группы — отслеживать возможное нападение и предоставлять время кораблям ОМС для подхода к месту предстоящей атаки.

Несмотря на, казалось бы, успешные действия ВМФ США и сил Коалиции в регионе, пираты, как уже указывалось, смогли захватить целый ряд судов, в том числе такой гигант, как “Сириус Стар”. Как утверждает автор статьи, ОМС просто не могут гарантировать безопасность прохождения судов на территории в 205 тыс. кв. миль, и это только Аденский залив. Коалиция не может патрулировать столь обширное водное пространство и обеспечивать 24-часовую защиту огромного числа транспортных средств. Поэтому команды сухогрузов и шхун должны и сами позаботиться о своей безопасности. Именно капитан и команда — “первая линия обороны” на их судне.

Вице-адмирал Гортни высказал пожелание, чтобы транспортные компании осуществляли наем охраны и принимали меры к их защите и безопасности команды и грузов. Такие меры должны включать тщательное наблюдение за подозрительными мелкими судами, находящимися вдоль линии движения сухогрузов и танкеров; повышение скорости и маневрирование, чтобы успеть отойти и не попасть под обстрел, а также готовность отбить атакующих водой из брандспойтов. Но самое главное – обеспечение вооружной охраны, наличие которой должно быть очевидным для пиратов. Возможно, при виде группы вооруженных людей “морские разбойники” воздержатся от нападения.

Согласно одному из репортажей Агенства Рейтер, некоторые страховые компании, расходы которых за последние два года выросли в 10 раз, предложили фирмам, обеспечивающим морские перевозки, значительное снижение страховых взносов (в ряде случаев – на 40 %), если они наймут вооруженную охрану для защиты судов, команды и грузов.

Командование Коалицией не считает, что превентивные меры и отражение пиратских нападений могут способствовать урегулированию вопроса в целом: проблема пиратства должна решаться не на воде, а на суше, и необходимо работать с сомалийским руководством для того, чтобы помочь ему в деле нормализации жизни в стране.

Как указывает Натан Шеффер, правительство США, при поддержке международного сообщества, активно работает над выработкой механизма преследования пиратской деятельности законными средствами и принуждения “морских разбойников” к ответу за их действия. А пока, как заявил Гортни, Соединенные Штаты очень озабочены ростом числа нападений на торговые суда, и американский военный флот и корабли ОМС будут и дальше патрулировать регион для сохранения морских путей открытыми.

52.35MB | MySQL:106 | 0,648sec