Турецкие курды и геополитические изменения в Западной Азии

Несмотря на заявления нового президента США Б.Обамы о переносе политических интересов Вашингтона в Центральную Азию и, в частности, в Афганистан, Соединенные Штаты все еще остаются регулятором отношений в Западной Азии. При этом в связи с важностью географического и стратегического положения Турции отводится особое место: она имеет выходы к Кавказуи ряду других важных регионов мира. Белый дом старается не только крепить свои отношения с Турцией, своим стратегическим партнером по НАТО, но и привлечь к сотрудничеству иракских и турецких курдов, борющихся за свои национальные права. Так, предвыборные заявления Б.Обамы вывести американские войска из Ирака подтолкнули иракских курдов на поиски прямых контактов с турецким руководством за счет осложнений отношений с курдскими бойцами РПК. Этот шаг свидетельствует об опасениях М.Барзани за судьбу региона Курдистан в случае вывода американских войск из Ирака. Альянс с Турцией служит определенной гарантией его безопасности в случае возникновения вооруженных столкновений курдов с оппозицией.

Заинтересованность Турции в связях с иракскими курдами отчасти обусловлена ее ролью как транзитера киркукской и мосульской нефти, торговыми отношениями с Иракским Курдистаном, соперничеством политического влияния с Ираном на севере Ирака и пр. Истинные планы турецких властей камуфлируются соглашением с иракскими курдами о борьбе с террористами в лице РПК, что явилось и основой определения позиции и новой американской администрации по курдской проблеме.

Как бы придерживаясь политической преемственности, Б. Обама заявил в своем выступлении в турецком парламенте, что Белый дом продолжит поддерживать Турцию в ее борьбе с РПК. С целью укрепления американских позиций в Западной Азии Вашингтон рассчитывает создать отношения сотрудничества с Турцией, правительством Ирака и руководством иракских курдов. При этом он отдает предпочтение мирному разрешению конфликта турецких военных с РПК.

Вашингтон отнюдь не отказывается от своих планов в Западной Азии, в которых Турции отводится особая роль. Американские позиции в регионе позволяют использовать и иракских курдов для осуществления стратегических интересов ее партнера США в Западной Азии.

В апреле исполнилось 100 дней пребывания в Белом доме нового президента США Б.Обамы. В числе первых зарубежных визитов президент избрал Турцию, во время которого в числе прочих проблем уделил внимание и курдской проблеме.

Накануне визита в Турцию Б. Обама получил несколько писем от различных курдских организаций. В одном из них курды выражали надежду на то, что политика новой американской администрации в деле поддержки реформ будет более последовательной. Они просили, чтобы американский президент добился подтверждения турецкой администрации курса на уважение прав человека и демократизацию путем создания конкретного плана осуществления специальных реформ в Турецком Курдистане. (1)

Было также направлено Обращение к президенту США от президента Международного общества угнетенных народов (МОУН), штаб которого расположен в Геттингене (Германия). В этом обращении, в частности, было привлечено внимание американской администрации к перманентному вооруженному конфликту между турецкой армией и милицией РПК, в который вовлекаются и курды соседних стран – Ирана и Ирака.

После американской оккупации в вооруженные стычки с милицией РПК стал вовлекаться и регион Курдистан, расположенный на севере Ирака. Турецкие ВВС, как известно, наносили бомбовые удары по курдским и ассирийским деревням этого автономного района.

МОУН подчеркивало, что мировая общественность не задумывается над тем, что 20% населения Турции – это курды, которые со времени Первой мировой войны систематически подвергались культурному ущемлению. Все попытки курдов добиться равноправия подавляются силовым методом.

Эта международная организация обратилась к американскому президенту с несколькими просьбами: за содействием освобождения 3835 турецких курдов, которые были арестованы. Половина из них до сих пор ожидает суда.

Курды хотели услышать от Обамы его мнение о равноправном использовании курдского языка и развитии курдской культуры. Они подчеркивали, что в Турции не наступит мир до тех пор, пока не будет признана курдская идентичность. В то же время они отмечали, что в Иракском Курдистане, население которого, по их мнению, составляет 4 млн. чел., имеется, по крайней мере, 5303 курдских школы, в то время как для 15-20 млн. курдов Турции такой привилегии нет.

МОУН затронуло проблему свободы вероисповедания. Активисты по правам человека уже заостряли внимание на отсутствие в Турции свободы вероисповедания: хотя религия и отделена от государства, фактически ислам суннитского толка, по их мнению, является государственной религией Турции. Они отмечали, что Комитет по делам религии в Анкаре якобы использует «государственный ислам» в целях ущемления религиозных прав меньшинств, среди которых алевиты ( 20 млн), езиды ( которых сейчас несколько тысяч), сирийские ортодоксы ( 13 тыс.) и армянские христиане (55 тыс.). (2)

Во время своего визита в Турцию новый американский президент США Б, Обама как бы дал ответ на присланные ему заранее вопросы. О курдской проблеме он говорил и в Анкаре, и в Стамбуле.

Американская администрация, как известно, в зависимости от обстоятельств выбирает между принципом права наций на самоопределение и принципом сохранения национальной целостности. Так, в данном случае интересам США соответствует принцип национальной целостности Турции. Эту позицию новой американской администрации Б.Обама высказал, в частности, в своей беседе с турецкой молодежью в Стамбульской ратуше. Он подчеркнул, что США против любого раздела Турции, поскольку она является их союзником. Вашингтон выступит против всех, кто попытается расчленить Турцию, которой окажет помощь для снижения террористической деятельности РПК.

В то же время Б.Обама выступил как поборник культурной автономии и демократии. Так, в частности, он выразил надежду, что Турция продолжит «усилия по содействию развития системы образования и демократии для курдского населения». Президент США заявил, что курды в Турции должны иметь свободу политического выражения и равные возможности. (3) Будучи в Турции, сказал президент, он понял, как важен для курдов вопрос свободного общественного движения. Ответственность на решение курдского вопроса в Турции Обама возложил на президента и премьер-министра Турции, которые, по его мнению, позволят этническим и религиозным меньшинствам стать полноправными членами общества. (4)

Курдская общественность выступила с критикой в адрес Обамы за то, что он не продемонстрировал свою искренность и не затронул вопрос ущемления прав человека в Турецком Курдистане; якобы не сделал никаких серьезных усилий для того, чтобы заставить Партию справедливости и развития оказывать содействие развитию демократии в курдских районах, хотя в своих выступлениях в турецком парламенте и стамбульской мэрии Обама и касался этой проблемы.

Тем не менее, Б.Обама встретился с представителями ряда оппозиционных партий, что было впервые в истории американо-турецких отношений.

Кроме того, Партия демократического общества, которая представляет интересы курдов в турецком парламенте, в лице ее руководителя Ахмета Тюрка представила американскому президенту свой план, который, по ее мнению, позволит решить конфликт между РПК и турецкими военными мирным путем. В нем содержался пункт об амнистии курдских бойцов и требование изменения Конституции Турции в пользу защиты прав курдского меньшинства.

Однако визит Б.Обамы не добавил позитивизма относительно урегулирования положения в Турецком Курдистане. Тотчас же после его отъезда там возобновились стычки турецких сил безопасности с курдами. Вместе с тем, турецкие правящие круги, в том числе и военные, склоняются к мирному разрешению конфликта с турецкими курдами.

Итак, Вашингтон ответственность за решение курдской проблемы полностью возлагает на турецкое руководство. Он поддерживает план мирного решения курдского вопроса, предоставление турецким курдам культурной автономии и демократии, продвижения экономических реформ в Турецком Курдистане. В то же время турецкие правящие круги, в том числе и военные, заявляют о намерении мирного решения всех противоречий в Турецком Курдистане и даже внесении ряда поправок в Конституцию страны.

Эти предпосылки изменения «курдской» политики Турции, по-видимому, обусловлены обещаниями Б.Обамы поддержать ее вступление в ЕС.

Нормализация турецко-армянских отношений может осложнить ситуацию в курдских районах Турции и Армении. Так, в Армении, как известно, курды составляют значительную часть населения страны. Они обладали культурной автономией и пользовались равными правами с армянским населением. Однако в Ереване имеются определенные политические силы, которые разделяют точку зрения некоторых ученых, идентифицирующих этнических курдов как езидов. Однако согласно традиции российского курдоведения, езиды по своему этническому происхождению являются курдами, но исповедуют езидизм, древнее курдское вероисповедание.

Курдов в Армении стали называть езидами, что является их отличительной чертой, которая как бы противопоставляет их курдам-суннитам Турции и Ирака, курдские этнические ареалы которых имеют общую границу с Арменией. Это свидетельствует о том, что в Армении, как и в Турции, отрицается признание курдской идентичности и наблюдается тенденция подмены курдской идентичности езидской идентичностью. Поэтому не случайно, что значительная часть «армянских» езидов эмигрировала в Россию.

Новые геополитические изменения будут играть не в пользу той части турецких курдов, которые придерживаются идейно-политического курса А.Оджалана. Их национальная гордость не позволяет им идти на уступки турецкому национализму. В подконтрольных им районах экономические реформы и культурная либерализация вряд ли смогут стать средством решения курдского вопроса, Курды стремятся сохранить в Турецком Курдистане как и в этническом Курдистане в целом, свойственные курдскому этносу представления о социальном порядке и культуре, которые они оберегают от разрушения турецким или арабским национализмом. Этим отчасти объясняется продолжение вооруженных стычек РПК с турецкой армией, а также борьба курдских политических партий за равноправие, демократию, против национальной и религиозной дискриминации.

1) Letter to President Obama in advance to his trip to Turkey.- http://www.kurdmedia.com/article.aspx?id=15587

2) Appeal to the President of the United States of America.- http://www.kurdmedia.com/article.aspx?id=15582

3) President Obama :Kurds in Turkey should have freedom of expression.- http://www. kurdmedia.com/article.aspx?id=15602

4) President Obama says supports Yurkey against PKK but urges efforts to promote democracy for Kurds in Turkey.- http://www.kurdmedia.com/article.aspx?id=15598

52.35MB | MySQL:106 | 1,486sec