Ситуация в Судане: апрель 2009г.

Наиболее заметным событием апреля стал визит в Париж одного из ближайших советников президента Судана Нафи Али Нафи. 23 апреля во французской столице в ходе пресс-конференции он заявил, что правительство его страны хотело бы «нормализовать» отношения с западными странами. Одновременно он утверждал, что решение Международного уголовного суда /МУС/ по Омару аль-Баширу «обречено на провал». «Состоявшийся диалог был важным и полезным. Наш визит принес отличные результаты», — утверждал Нафи после переговоров с главой МИД Франции Бернаром Кушнером и советниками президента Саркози. По его мнению, «если у нас /Судана и Франции/ не будут установлены отношения дружбы и сотрудничества, это окажет негативное воздействие на ситуацию в Дарфуре, а также на будущее мирного соглашения с Югом». Он предложил западным странам быть «более прагматичными» в отношениях с его страной.

Хотя итоги визита эмиссара Хартума не предавались широкой огласке, судя по всему, именно он в какой-то мере способствовал тому, что 4 мая в Дохе было подписано очередное мирное соглашение между Суданом и Чадом, которое, впрочем, фактически было дезавуировано Нджаменой уже день спустя. При этом Чад вновь обвинил Судан в поддержке наступательных действий чадских повстанцев. Поспешность последних понятна, если вспомнить, что примерно с середины мая в регионе начинается сезон дождей.

Ранее, 21 апреля, в Париже состоялась трехсторонняя встреча с участием советников президента Судана Нафи Али Нафи и Османа Исмаила, Бернара Кушнера и его коллеги из Великобритании Марка Маллока-Брауна. По имеющимся данным, в ходе встречи суданская делегация представила собеседникам некую «инициативу», касающуюся урегулирования в Дарфуре.

Еще один знаковый визит состоялся в начале апреля, когда Хартум посетил недавно назначенный спецпредставитель президента США по Судану Скотт Грешен. По словам эмиссара Вашингтона, США хотят «укрепить» отношения с Суданом и «протягивают ему руку». «США и Судан хотели бы быть партнерами и мы изучаем возможности укрепления двусторонних отношений, — заявил Грешен по завершении переговоров с заместителем министра иностранных дел Судана Мутрифом Сиддиком. — Я прибыл сюда с протянутой /для рукопожатия/ рукой и теперь суданское правительство должно решить, каким образом оно хотело бы продолжить наши отношения». По словам Грешена, цель его визита — «смотреть и изучать», он утверждал, что прибыл в Судан «без иллюзий, идей и каких-либо решений».

Грешен пробыл в Судане целую неделю. Он посетил в ходе визита провинцию Дарфур и Южный Судан.

Американо-суданские отношения испортились в середине 90-х годов ХХ-го столетия, когда Вашингтон обвинил Хартум в укрывательстве руководителей «Аль-Каиды». В 1997г. он ввел экономические санкции против Судана, а год спустя нанес удар по одному из объектов на территории страны.

2 апреля в Судане было объявлено, что президентские и парламентские выборы в этой стране состоятся в феврале 2010 года. Если выборы состоятся, суданцам предстоит выбирать президента страны, президента полуавтономного Южного Судана, депутатов Национальной ассамблеи /парламента/, а также провинциальные органы власти. Предполагается, что избирательная кампания стартует 30 ноября 2009г. и финиширует 5 февраля 2010г. Процесс голосования растянется по времени с 6 по 21 февраля, итоги выборов должны быть объявлены 27 февраля.

Предыдущие всеобщие выборы в Судане проводились в апреле 1986 года. Тогда победу одержала партия «Аль-Умма» Садика аль-Махди. Его правительство было свергнуто в 1989г. в результате военного переворота, который возглавил действующий президент страны Омар аль-Башир. Последние по времени президентские выборы состоялись в Судане в 2000г. Победу на них одержал Аль-Башир, получивший 87 проц. голосов. Оппозиция назвала те выборы «маскарадом».

Подписанное в 2005г. между северянами и южанами Всеобъемлющее мирное соглашение (ВМС) предусматривало проведение выборов самое позднее в 2009 году.

11 апреля главный оппонент хартумского режима Хасан ат-Тураби заявил, что не намерен баллотироваться на предстоящих президентских выборах. «Когда люди достигают возраста 60 — 70 лет, или 77-ми лет, как в моем случае, они уже имеют детей в возрасте, который позволяет им стать президентом. Моему сыну 40 лет. Поэтому лучше отойти в сторону и уступить место новым поколениям, — сказал он. — Предпочтительнее, чтобы на выборах баллотировались представители новых поколений, которым предстоит жить в новые времена. Если у вас хватает ума, вы уйдете в отставку и будете писать книги, которые могли бы вдохновить или направлять людей». Судя по всему, последняя фраза была обращена к Аль-Баширу.

Партия Ат-Тураби — Суданский национальный/народный конгресс /СНК/ — пока не заявила, собирается ли она участвовать в выборах, и если да — кто будет ее кандидатом. Тем не менее она предложила другим политическим партиям Судана договориться относительно формирования «переходного правительства», которое занялось бы урегулированием «кризисных ситуаций» и «подготовило страну к выборам». Напротив, правящая Партия национального конгресса /ПНК/ уже объявила, что ее кандидатом будет Аль-Башир.

19 апреля стало известно, что суданские власти воспрепятствовали Ат-Тураби вылететь в Париж на медицинское обследование несмотря на то, что у него было при себе соответствующее разрешение МВД страны. При этом у него изъяли паспорт. В марте Ат-Тураби вышел из тюрьмы, где провел два месяца после того, как предложил Аль-Баширу предстать перед Международным уголовным судом.

В апреле новые детали стали известны о двух авианалетах, выполненных самолетами неизвестной национальной принадлежности по караванам контрабандного оружия в Северном Судане. Как заявил 2 апреля глава МИД АРЕ Ахмед Абуль Гейт, Каир был информирован о времени выполнения иностранными самолетами этих налетов. Неделей ранее Хартум заявил, что проводит расследование относительно возможного участия ВВС Израиля в этих налетах. В свою очередь американский журнал «Тайм» утверждал в апрельском номере, что в одном из этих налетов, выполненном в январе, принимали участие истребители-бомбардировщики ВВС Израиля. Их целью была автоколонна, перевозившая оружие. Конечной целью этого оружия был сектор Газа.

Согласно Абуль Гейту, Египет узнал об этих ударах в момент, когда они наносились, однако он «не захотел создавать проблем для суданских братьев» информацией о нарушении своего воздушного пространства. Как представляется, эти полунамеки следует понимать следующим образом: либо Каир был заранее предупрежден о налетах, либо египетские радары зафиксировали «иностранные» самолеты в воздушном пространстве АРЕ /возможно и то, и другое одновременно/, однако Каир по понятным причинам /он меньше всего заинтересован в попадании оружия в сектор Газа/ не поднял свои истребители на их перехват, равно как и не предупредил суданских «братьев». Абуль Гейт, впрочем, сделал важное уточнение — речь идет о двух налетах. Вплоть до этого была самая противоречивая информация о числе рейдов и датах их выполнения.

По версии «Тайм», целью январского налета была автоколонна из 23-х грузовиков. Они перевозили иранские реактивные снаряды и взрывчатку. Этот удар должен был послужить предупреждением Ирану и другим противникам Израиля, а также продемонстрировать волю Израиля использовать данные разведки для немедленного реагирования, включая территории других стран. Израиль официально не подтверждал, но и не опровергал факт нанесения ударов. Впрочем, министр обороны Израиля произнес по этому поводу очень многозначительную фразу: «В битвах, которые мы ведем, у нас нет возможности много говорить. Нам надо делать необходимое и хранить молчание».

8 апреля израильская газета «Едиот Ахаронот» со ссылкой на неназванные американские источники сообщила, что одна из январских атак была выполнена коммандос израильских ВМС. Израильские спецназовцы атаковали транспортное судно с грузом иранского оружия на борту во время его нахождения в Порт-Судане. Если эта информация соответствует действительности, вряд ли об этой транспортной миссии не были осведомлены суданские власти. Возможно, эта атака не была одиночной. Некий суданский источник в силовых структурах утверждал, что атакам с воздуха 16 января подвергались «пять рыболовецких судов».

18 апреля в Международном арбитражном суде в Гааге начались слушания по спору между Хартумом и властями Южного Судана относительно принадлежности богатого нефтью спорного региона Абьей, статус которого не был определен ВМС от 2005г. Согласно этому документу, будущее региона Абьей должно быть решено путем референдума в 2011г. Население региона должно решить в ходе голосования, с кем он будет жить дальше — с Северным или Южным Суданом. Решение Международного арбитражного суда ожидается через 3 месяца.

20 апреля стало известно, что в результате конфликта между двумя племенами в Южном Судане погибли до 300 человек. Все началось с того, что отряды племени мурл в штате Джонглей атаковали деревни, где проживает племя лу нуэр. В ходе нападения несколько деревень были сожжены полностью, нападавшие захватили в плен несколько десятков детей. Эта вспышка насилия в Джонглее стала второй за последнее время. В марте при аналогичных обстоятельствах погибли около 750 человек. Такое большое число жертв объясняется, в частности, тем, что ранее в рамках кампании разоружения племенных формирований власти Южного Судана изъяли оружие у бойцов лу нуэр, в то время как их оппоненты сохранили оружие.

24 апреля из Дарфура поступили сообщения, согласно которым чадские повстанцы во главе с новым «вождем» Тиманом Эрдими завершают приготовления к очередному рейду в Чад. Ранее сообщалось, что восемь наиболее заметных организаций чадских повстанцев объединились в Союз сил сопротивления /ССС/. «Мы готовимся. Когда подготовка завершится, мы начнем боевые действия», — заявил для АФП Эрдими.

В феврале 2008г. Чад с помощью Франции отбил атаку повстанцев, которые едва не свергли режим Идриса Деби.

26 апреля суданские власти закрыли проправительственную газету исламистского толка «Аль-Вифак» после того, как она распространила угрозы смерти в адрес главы парламентской фракции южносуданского Суданског народно-освобождительного движения Ясира Армана.

В целом, создается впечатление, что Хартум использовал переговоры в Дохе и другие международные контакты для того, чтобы подготовить формирования ССС к новому штурму Нджамены, падение которой лишит тыловой базы дарфурских повстанцев и, таким образом, позволит Аль-Баширу решить дарфурскую проблему путем насаждения в провинции мира по-судански.

52.11MB | MySQL:103 | 0,499sec