Ситуация в Сомали: апрель 2009г.

В связи с распространенными в конце марта призывами Усамы бен Ладена, предложившего сомалийцам свергнуть президента страны «умеренного» исламиста шейха Шарифа Шейха Ахмеда, ряд зарубежных аналитических центров и политологов отметил, что несмотря на длительное отсутствие эффективной центральной власти в Сомали «Аль-Каиде» из-за ряда местных особенностей пока не удалось превратить эту страну в территорию «настоящего джихада». При этом они признают растущую радикализацию части исламистских группировок и напоминают, что «Аль-Каида» устремилась в Сомали еще в начале 90-х годов прошлого столетия.

По мнению французского политолога Доминика Томаса, «внедрение «Аль-Каиды» в Сомали все это время было очень сложной задачей для организации Бен Ладена». «Да, есть регионы, для которых характерно полное отсутствие центральной власти и всесилие племенных законов, однако религия там никогда не играла заметную роль. Сомалийские племена намного менее чувствительны к религиозным призывам, нежели, например, афганцы. Их формирования больше привержены принципам общинной солидарности», — полагает он.

В свою очередь аналитики Центра по борьбе с терроризмом при американской военной академии в Вест-Пойнте считают, что «царствующая в Сомали анархия мешает как усилиям Запада, пытающегося помочь этой стране, так и намерениям «Аль-Каиды» обустроиться в ней».

Еще один французский политолог Ролан Маршаль признает, что ряд полевых командиров движения «Шабаб» действуют по указке находящихся вне Сомали главарей «Аль-Каиды», однако многие в ней только разделяют идеи «Аль-Каиды», но стараются держаться подальше от инструкций ее главарей и действовать автономно.

Относительная автономность действий группировок радикальных исламистов не мешала им в апреле регулярно атаковать позиции африканских миротворцев и правительственных войск. Одна из таких атак была совершена 5 апреля в столичном квартале К4. Данных о потерях сторон не сообщалось, однако известно о гибели по меньшей мере двух гражданских лиц. Аналогичная атака с использованием минометов повторилась 5 дней спустя. Как и в первом случае, вновь погибли мирные жители.

13 апреля «Шабаб» взяло на себя ответственность за минометный обстрел международного аэропорта в Могадишо. Он был совершен в момент, когда на летном поле готовился к взлету самолет с американским конгрессменом Дональдом Пейном на борту. В результате обстрела американец не пострадал. «Действующее правительство Сомали охотно принимает американцев, которые являются нашим главным врагом. Мы не прекратим атаки против американских интересов», — заявил в Могадишо представитель руководства «Шабаб» Шейх Хусейн Али Фидоу.

9 апреля движение «Шабаб» закрыло радиостанцию «Радио Мандек» — единственную независимую станцию, вещавшую на юге Сомали. Как сообщил директор радиостанции Хасан Мохамуд Халан, исламисты не привели каких-либо причин, объясняющих ее закрытие.

В апреле появились новые данные о том, что радикальные исламистские группировки ведут активную вербовочную работу среди сомалийской диаспоры в США, насчитывающей до 200 тысяч человек. Они относительно компактно проживают в районе Миннеаполиса /шт.Миннесота/. Большая часть диаспоры обосновалась в США в 90-е годы прошлого столетия.

Вербовочная работа ведется главным образом с использованием возможностей Интернета, включая пресс-конференции с боевиками «Шабаб», прибывшими в Сомали из США. Имеются данные, что в настоящее время только в рядах формирований движения «Шабаб» насчитывается до 450 иностранных бойцов, причем 300 из них прибыли в Сомали за последние месяцы. Военную подготовку новобранцы джихада проходили в тренировочных лагерях на юге страны. В октябре 2008г. 27-летний американо-сомалиец Ахмед Ширва стал первым представителем сомалийской диаспоры в США — смертником.

В апреле движение «Шабаб» изменило свою позицию относительно действий сомалийских пиратов. Ранее оно в целом не одобряло их деятельность. Однако 11 апреля представитель движения Шейх Мухтар Робоу заявил, что «сомалийские пираты не совершают никакой ошибки, когда они атакуют иностранные суда, которым абсолютно нечего делать в сомалийских водах». Он также обвинил неназванные иностранные государства в расхищении биоресурсов в прибрежных водах Сомали и использовании ее побережья для сбрасывания ядовитых промышленных отходов. Это заявление было сделано в г.Байдоа /250 км к северо-западу от Магадишо/, где ранее базировался переходный парламент страны. В настоящее время город контролируют исламисты. Впрочем, Робоу тут же заметил, что исламисты не имеют ничего общего с пиратами.

Возможно, в чем-то Робоу был прав — 19 апреля стало известно, что власти Пунтлэнда обвинили экипаж захваченного пиратами, а затем переданного местным властям итальянского буксира в том, что тот перевозил два контейнера с токсичными отходами, от которых планировал освободиться в водах Сомали.

Что касается сомалийских пиратов, то они, по мнению экспертов, умело использовали долларовый дождь, пролившийся на них в виде выкупа за освобождение захваченных судов. Закупка на эти средства новой быстроходной техники, а также установившаяся в регионе хорошая погода позволили пиратам выйти из Аденского залива на просторы Индийского океана. Только в первую неделю апреля они захватили шесть судов, причем это было сделано на значительном удалении — до 600 км — от берегов Сомали. 13 апреля стало известно о захвате двух египетских рыболовецких судов, причем впервые захват был осуществлен в водах, примыкающих к полуавтономному Сомалилэнду.

Новая техника позволила пиратам совершать атаки на цели, которые раньше были им не по зубам. Речь, в частности, идет о контейнеровозах, которые из-за их относительно высокой скорости и значительной высоты бортов ранее считались менее уязвимыми по сравнению с другими типами судов. Кроме того значительно возросла численность пиратских структур. Этим «бизнесом» за последнее время занялся ряд племенных формирований, ранее избегавших подобной деятельности. По состоянию на 15 апреля в руках пиратов в ожидании выплаты выкупа находились 18 судов и около 300 моряков.

20 апреля госсекретарь США Хиллари Клинтон объявила, что в начале мая в Нью-Йорке соберется контактная группа ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали /CGPCS/ с задачей выработать меры, которые бы позволили наладить судебное преследование захваченных пиратов. CGPCS была создана в январе с.г. по решению Совета Безопасности ООН. В нее входят Австралия, Великобритания, Германия, Голландия, Греция, Дания, Джибути, Египет, Индия, Испания, Италия, Йемен, Кения, Китай, ОАЭ, Оман, Россия, Саудовская Аравия, Сомали /переходное правительство/, США, Турция, Франция, Южная Корея, Япония, а также Африканский Союз, Евросоюз, НАТО, секретариат ООН.

18 апреля переходный парламент Сомали единогласно поддержал предложенный правительством законопроект об установлении в стране законов шариата. «Проект закона, предложенного правительством, одобрен парламентом. Отныне мы живем в исламском государстве», — заявил вице-спикер парламента Осман Эльми Бокор. Требование установления законов шариата было одним из главных, выдвигавшихся радикальными исламистами, находящимися в оппозиции действующим властям. Законы шариата к этому времени уже действовали на всех территориях, которые контролировало движение «Шабаб». Впрочем, они не распространяются на находящиеся на севере страны самопровозглашенные Сомалилэнд и Пунтлэнд. Первая территория в одностороннем порядке провозгласила независимость в мае 1991 года. Она имеет собственную валюту, армию, другие признаки независимости и претендует на право называться островком стабильности на территории бывшего Сомали. Вторая территория является оплотом нескольких пиратских группировок.

23 апреля после более чем двухлетнего пребывания в Эритрее в Сомали вернулся один из наиболее одиозных вождей сомалийских исламистов шейх Хасан Дахир Авайас. Имя бывшего главаря исламистского режима, свергнутого в декабре 2006г. эфиопскими войсками, фигурирует в американском списке наиболее разыскиваемых лиц в связи с подозрениями, что он поддерживает связь с «Аль-Каидой». В период нахождения в Эритрее он был одним из инициаторов создания Альянса за новое освобождение Сомали /АНОС/. Его соратник по АНОС шейх Шариф Шейх Ахмед недавно стал президентом Сомали. Впрочем, два лидера АНОС конфликтуют с июля 2008г.

Заявление о возвращении Авайаса сделал представитель исламистской группировки «Хизб аль-Исламия» Мюз Абди Арале. По имеющимся данным, шейх был доставлен на самолете неизвестной национальной принадлежности на один из аэродромов в 50 км от Могадишо. Судя по всему, теперь между ним и действующим президентом Сомали разгорится борьба за реальную власть в стране.

52.26MB | MySQL:103 | 0,624sec