Алжирский генералитет желает решить африканский водный кризис в ущерб Западу

Алжирские военные в последние недели демонстрируют стремление «выйти из тени» и открыто показать всему миру свою роль не только в управлении Алжиром, но и своем стремлении воздействовать на серьезные международные проблемы и актуализировать их значимость.

Речь идет о целом ряде заявлений, сделанных генерал-лейтенантом Саидом Шенгрихой, начальником штаба алжирских вооруженных сил. В частности, он уже декларировал «единство народа и армии» своей страны перед лицом обострившихся для нее и мира кризисов, высказывая открыто свое видение международной ситуации на планете и об угрозах, возникающих в последнее время для его страны.

Но особенно показательным стало его выступление 16 мая текущего года в алжирском городе Бени-Мессусе на открытии национального симпозиума на тему «Вода в центре международных конфликтов: пример Африки», на котором он председательствовал.

Целью данного мероприятия был заявлен обмен данными объективного анализа и поиска практических решений устранения соответствующих угроз безопасности.

Важно отметить, что его выступление там транслировало Министерство обороны АНДР. Причем, несмотря на присутствие на нем целого ряда членов алжирского правительства, советника президента А.Теббуна по вопросам обороны и безопасности, генерального директора Национального института исследований глобальной стратегии, на этом мероприятии явно доминировали высшие армейские офицеры АНДР – как Министерства обороны, так и Генерального штаба Национальной народной армии (ННА).

При этом в плане информационном Шенгриха там также затмил всех остальных, особенно гражданских. Так, во вступительном слове он подчеркнул «важность водных ресурсов с точки зрения их функциональной связи с экономическим развитием, здравоохранением и продовольственной безопасностью, а также призвал государственные учреждения к сотрудничеству к выработке соответствующих соображений, нацеленных на удовлетворение многогранных требований национальной безопасности».

Поскольку, по ее словам, «Вода — это источник жизни и развития. Она также является инструментом давления и торговли, о чем свидетельствуют связанные с ней многочисленные конфликты, ресурсом, и средством, способствующим внутренней нестабильности государств, испытывающих нехватку воды, отсутствие продовольственной безопасности и неспособность создать прочную и устойчивую национальную систему в этой области».

Он добавил, что вода «также является неотъемлемой частью национальной безопасности наций, поэтому государства стремятся разработать комплексные концепции или даже перспективные стратегии для обеспечения рационального использования воды, способного удовлетворить потребности в выживании и обеспечить достойную жизнь нынешним и будущим поколениям».

«Именно здесь происходит роль научно-исследовательских институтов Национальной народной армии и других государственных учреждений посредством организации такой научной деятельности, которая должна привести к выработке идей, способных удовлетворить требования национальной безопасности во всех областях: военной, экономической, медицинской, социальной и экологической».

Кроме того, по его мнению, «Понимание изменений и угроз безопасности и экономики, связанных с водными ресурсами, крайне необходимо для принятия и реализации Национальной стратегии безопасности водных ресурсов. Она позволит нам быть в курсе этих изменений и противостоять их потенциальным угрозам, а также разрешать связанные с этим конфликты на уровне Африканского континента», — сказал начальник штаба алжирских вооруженных сил.

Он также добавил, что цель этой встречи заключается в том, чтобы «пролить свет на события и угрозы безопасности, экономические и социальные проблемы, связанные с водой, в то же время уделяя особое внимание внутриафриканским проблемам с мирным и консенсусным урегулированием конфликтов, связанных с водой в Африке», не допуская вмешательства иностранцев.

В противном случае, по словам Саида Шангрихи, геостратегической перспективой здесь вырисовывается «водная война».

Напомним, что еще в 2015 году Всемирный экономический форум в Давосе впервые за все время своего существования поставил на первое место для планеты риски, связанные в будущем с водными конфликтами.

Применительно же к Алжиру обратим внимание на то, что главный военачальник этой страны, который во многом и формирует принятие ее политических решений, «замахнулся» и на обсуждение проблемы в африканском масштабе.

Прежде всего это относится к северной части Черного континента, особенно для Сахеля и «нильским трениям» между Эфиопией с одной стороны, и Суданом и Египтом – с другой, и в меньшей степени ситуации вокруг тропической группы «стран Белого Нила».

Заметим, что эти заявления прозвучали на фоне обострения данной проблемы и в самом Алжире. Однако глава «военной партии» этой страны, не предложив ее решения на своем уровне, рвется ее решать в других государствах.

Причем она с каждым годом становится все острее, и глобальное потепление, о котором говорят едва ли не как о главной и основной причине этого, далеко не единственная.

Здесь необходимо указать и на стремительно увеличивающееся население африканских стран, рост урбанизации (городов и связанной с этим хозяйственной деятельностью) и индустриализация многих прежде сугубо аграрных стран.

Например, для Алжира актуальна и демографическая проблема.

Несмотря на то, что в последние годы ежегодный прирост населения здесь снизился в среднем до 0.8 – 0.85 млн человек по сравнению с данными еще пяти – десятилетней давности, когда он прибавлялся на 1 – 1.1 млн человек, проблема в условиях нехватки воды становится все острее и в обозримом будущем положение в случае непринятия мер может стать катастрофическим. Особенно, если проблема с выпадением недостаточных осадков сохранится – так в последние три года она только усугублялась и надежд на то, что она кардинально изменится к лучшему сама собой, нет.

Тем более, что в Алжире (да и других африканских странах) имеются амбициозные программы промышленной и сельскохозяйственной модернизации, что потребует дополнительных объемов воды.

Между тем, как известно, у Алжира имеются возможности обезопасить себя в этом отношении за счет эксплуатации огромных запасов подземных пресных вод на севере Сахары, что, правда, требует серьезных вложений. Впрочем, в условиях сохранения высоких цен на углеводороды для этого, кажется, наступает подходящий момент.

Однако применимо к данному конкретному случаю более важно другое. Показательно, что алжирское военное руководство, демонстрируя свою главенствующую роль не только в управлении страной, и ее внешней политикой, делает это нарочито открыто, давая понять, что отнюдь не исключает для решения международных проблем своих «профильных» ресурсов.

Как бы там ни было, но на примере того же Алжира становится очевидно, подобные проблемы одними штыками не решить. Так, одной из причин ухудшения ситуации с безопасностью в Сахеле служит как раз водная проблема, что особенно очевидно на примере район вокруг знаменитого и усыхающего сегодня буквально на глазах озера Чад, ставшего одной из арен внутрирегионального конфликта.

И здесь, опять-таки, проблему военная интервенция решить не может. И требуется реализация демографических реформ в комплексе с проведением современных гидротехнических работ. Они должны позволить эффективнее и рациональнее использовать имеющиеся в Африке водные запасы, в том числе за счет подземных запасов «голубого золота», как здесь обычно называют воду, и крупных рек вроде Нигера.

С другой стороны, заявление Шангрихи – явный вызов Западу, чьи представители пытаются также эксплуатировать проявление африканского водного кризисе на примере той же нильской проблемы. В частности, ряд алжирских источников утверждают, что США и их европейские союзники ранее были замечены в поддержке Эфиопии в пику Судану и Египту, хотя это и не означает того, что АНДР намеревается поддержать последних.

Прежде всего эти вбросы – политические, демонстрирующие растущие настроения алжирского генералитета показать свои военные мускулы и демагогически переадресовать проблемы Африки, во многом усугубившиеся в результате невнимания к ним со стороны представляющих его стран, на других. И в крайнем случае даже ввести туда свои войска.

Впрочем, подобные выпады для России выгодны, поскольку они отвлекают внимание части ее недоброжелателей и их ресурсы от украинского направления на вероятный «Африканский» фронт.

Соответственно, со стороны Москвы следует ожидать (как и Турции) поддержки подобных стремлений алжирских военных показать себя если не хозяином, то «сильной державой» Африки.

53.32MB | MySQL:103 | 0,412sec