Ситуация в Марокко: апрель 2009г.

В апреле Марокко и сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО обменялись обвинениями в нарушении режима прекращения огня, действующего в сахарских провинциях с 1991 года.

10 апреля Марокко обвинило Фронт ПОЛИСАРИО в том, что ранее в тот день он совершил «безответственные провокационные действия» в секторе Западной Сахары, который марокканцы называют «запретной военной зоной». Как отмечалось в коммюнике МВД королевства, «около 1400 вооруженных лиц, среди которых были иностранцы, были направлены Фронтом ПОЛИСАРИО в запретную зону близ Махбеса, совершив тем самым вопиющее нарушение соглашений, заключенных под эгидой ООН».

Местечко Махбес находится восточнее т.н.марокканской стены — системы оборонительных фортификационных сооружений, созданной марокканцами в 80-е годы прошлого столетия с тем, чтобы воспрепятствовать проникновению отрядов сепаратистов на территорию сахарских провинций. В предполье этих сооружений марокканцы создали систему минных заграждений. Марокко обратилось с соответствующим заявлением к председателю Совета Безопасности ООН и заявило протест в связи с «операцией, проведенной непосредственно с алжирской территории». По данным МВД Марокко, проникшие в запретную зону лица «стреляли в воздух и возвели заграждения из колючей проволоки». Участники акции продвигались на 90 джипах и 10 грузовиках. Один из джипов при этом подорвался на мине, пострадали несколько человек.

По терминологии сепаратистов, район Махбес является т.н. освобожденной территорией.

В апреле марокканский еженедельник «ТельКель» привел оценочные данные о том, сколько стоил для Марокко конфликт из-за Западной Сахары начиная с 1975г. По его данным, речь идет об огромной сумме в 120 млрд долларов. Ежегодно на содержание марокканских войск в сахарских провинциях, а также на их социально-экономическое развитие расходуется 3 проц. ВНП. Еженедельник приводит американские данные, согласно которым при общей численности вооруженных сил в 250 тысяч человек Марокко держит в сахарских провинциях под ружьем 150 тысяч человек.

13 апреля Фронт ПОЛИСАРИО отверг марокканские обвинения в нарушении режима прекращения огня. «Вопреки тому, что утверждал Рабат, то, что произошло 10 апреля, было только мирной демонстрацией сотен сахарцев и иностранных граждан из числа гражданских лиц, у которых не было ни оружия, ни миноискателей», — утверждалось в послании представителя Фронта при ООН Совету Безопасности. Он признал, что в результате подрывов на противопехотных минах ранения получили несколько человек.

14 апреля генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун признал, что в настоящее время не созданы условия для возобновления переговоров между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО, поскольку они занимают диаметрально противоположные позиции по вопросу западносахарского урегулирования. Ранее в США прошли четыре раунда таких переговоров, однако они не привели к какому-либо результату.

13 апреля в Марокко с визитом побывал спецпредставитель американской администрации на Ближнем Востоке Джордж Митчел. После Рабата он отправился в ближневосточное турне, в ходе которого посетил Израиль, палестинские территории, Египет, а также зону Персидского залива. Как было объявлено в Вашингтоне накануне поездки, Митчел займется в регионе продвижением процесса ближневосточного урегулирования на основе принципа «двух государств».

19 апреля в Триполи глава МИД Марокко Тайеб Фасси Фихри заявил, что его страна хотела бы «как можно быстрее» нормализовать отношения с Алжиром, равно как открыть границу между двумя странами, закрытую в 1994г. В ходе встречи глав внешнеполитических ведомств пяти стран-участниц Союза арабского Магриба /САМ/ Фасси Фихри утверждал, что «мы предлагаем уже в течение более чем 3-х лет, чтобы западносахарская проблема решалась в ООН, и чтобы она больше не влияла на двусторонние отношения, а также перспективы строительства САМ». По его мнению, подобное решение относится к решениям типа «выигравший — выигравший» на всех уровнях. «20 лет прошло уже после создания САМ, а мы до сих пор обсуждаем его перспектив включая создание зоны свободной торговли, равно как остается закрытой граница между Марокко и Алжиром», — с сожалением констатировал Фасси Фихри.

Как сообщил в ходе встречи в Триполи глава МИД Туниса Абдельвахаб Абдалла, генеральный секретарь САМ тунисец Хабиб бен Яхья останется на этом посту на очередные три года. Это будет его второй мандат на данном посту.

В апреле продолжился суд над мароккано-бельгийцем Абделькадером Беллираджем, обвиняемым в создании террористической группы, замышлявшей акции против марокканских интересов.

Процесс над группой Беллираджа из 35 человек начался 16 октября 2008г. Ее главарь, 50-летний Беллирадж, был арестован 18 февраля 2008г. в Марокко. Участники группы обвиняются в «убийствах и попытках убийств с использованием огнестрельного оружия, а также в кражах».

2 апреля в ходе очередного заседания суда Беллирадж отверг обвинения в том, что он замышлял акции против марокканского режима. «Я не ввозил огнестрельное оружие в Марокко. Я отвергаю обвинения в попытках совершения акций, направленных на свержение существующего режима», — утверждал он. Беллирадж также отверг обвинения в том, что он способствовал трафику оружия для запрещенного в Алжире Исламского фронта спасения.

Уже 7 апреля Беллирадж также отверг обвинения в том, что при его участии были совершены несколько убийств в Бельгии. «Марокканские спецслужбы, которые сфабриковали это дело, должны предоставить доказательства своих обвинений», — утверждал он.

21 апреля голландская контрразведка опубликовала ежегодный доклад, в котором предупредила, что наиболее активно в стране работают разведки Марокко, России и Китая. В частности, марокканские спецслужбы «используют голландских полицейских марокканского происхождения с тем, чтобы создать сети информаторов /в марокканской общине/ и получить доступ к секретным документам /голландских спецслужб/». При этом в первую очередь марокканцы следят за исламистскими группами и организациями, запрещенными в Марокко.

30 апреля арабский интернет-ресурс «Ас-Сабах» сообщил, что Марокко закупит 140 американских танков M-60A2. Таким образом, командование марокканских Сухопутных войск приняло решение приобрести американские танки вместо китайских «Тип-90-II» /MBT-2000/. Несмотря на то, что производство танков M-60 давно завершено, проведенная глубокая модернизация позволяет эксплуатировать их еще длительно время. Одновременно стало известно, что король Марокко Мохаммед У1, являющийся верховным главнокомандующим ВС страны, одобрил подписание в течение следующих двух лет нескольких крупных соглашений на поставку систем вооружений из США, Франции, России и Белоруссии, общая стоимость которых оценивается в 64 млрд дирхамов /7,5 млрд дол/. По информации сайта, уже началась поставка марокканской армии 102 бельгийских бронемашин в рамках конфиденциального соглашения, подписанного двумя странами в 2008г. Стоимость и условия контракта не разглашаются. По имеющимся данным, марокканская армия должна получить все закупленные машины до мая следующего года. На текущий момент уже переданы 60 бельгийских бронемашин AIFV-B-50 и 10 AIFV-B-C25. Кроме того, марокканская армия в настоящее время ведет переговоры о поставке боевых машин пехоты БМП-3 российского производства. Данный вопрос обсуждался в ходе визита в Москву делегации руководства Марокко еще в 2006 году, но подписание соглашения было отложено. Одновременно ВВС Марокко рассматривают возможность приобретения российских ударных вертолетов Ми-35 и многоцелевых Ми-17.

Марокканские военные уже давно хотели закупать российскую военную, и в частности, бронетанковую технику. Однако ранее такие сделки не заключались из-за опасений, что они вызовут негативную реакцию со стороны Алжира.

В апреле в Марокко начала работу третья по счету авиакомпания с низкими ценами на авиабилеты. Уставнй капитал «Эр Арабия Марок» — 50 млн долларов, из которых 51 проц. внесли частные марокканские фонды, остальное — финансовые институты ОАЭ и Бахрейна. Первая линия новой компании связала Касабланку и Лондон. Пока что флот компании состоит из двух авиалайнеров А320. Планом развития предусмотрено, что к 2014 году он будет состоять из 16 самолетов. Тем не менее вряд ли она составит конкуренцию основному национальному авиаперевозчику «Роял Эр Марок» /РАМ/.

52.18MB | MySQL:103 | 0,611sec