Израиль: о поражении оппозиции на голосовании в Кнессете

Разразившийся неделю назад коалиционный кризис, вызванный громогласным заявлением депутата от МЕРЕЦ Ринауи-Зуаби («я достигла точки невозврата, я уже не могу поддерживать коалицию»), закончился, как и ожидалось, непродолжительным торгом. Прошло около недели, и «осведомленный источник» в коалиции известил журналистов, что «кризис» быстро идет к благополучному разрешению: переговоры с депутатом успешно продвигаются.

Так и произошло, хотя (видимо, для сохранения «лица») на встречу с министром иностранных дел Лапидом Ринауи-Зуаби пришла в сопровождении делегации мэров арабских городов — чтобы показать, что речь идет не о ее личных взглядах, а о проблемах и интересах целого сектора, составляющего 20% населения Израиля.

После встречи Ринауи-Зуаби сделала заявление: «Под огромным давлением со стороны глав арабских муниципалитетов я согласилась остаться», — при этом особо не уточняя, что добилась частичного удовлетворения интересов своего электората, в частности, получении бюджета для строительства нового отделения больницы в Назарете.

И хотя лидер оппозиции Биньямин Нетаньяху тут же заявил, что Беннет не «правый» и распродаёт страну ради арабских голосов, это восприняли как стандартный выпад, на которые уже давно никто не реагирует. Тем более что как бы ни «обсуждали» поступок Ринауи-Зуаби, она в итоге решила часть проблем своего электората и даже заработала себе политические очки. В то же время в оппозиции демарш депутата Мири Регев (Ликуд) во время обсуждения закона «От военной формы к учебе» не только привел к падению имиджа партии, но и позволил коалиции, не имея большинства, утвердить его.

Как заявил сам Нетаньяху во время партийной дискуссии перед завершающим голосованием, демобилизованные солдаты получат стипендии только благодаря длинному языку Мири Регев и Юваля Штайница .

Так каким же образом коалиция, не имея поддержки слева, смогла парализовать оппозицию справа и провести закон? За пару дней до голосования телеканал «Кешет» опубликовал записи высказываний, сделанных Мири Регев на заседании фракции, состоявшемся за несколько часов до начала обсуждения законопроекта. «Если мы решили быть воинственной оппозицией и свалить правительство, то у нас не должен «болеть живот» ни о женщинах, страдающих от насилия, ни о солдатах. Когда есть важные законы, когда речь идет о том, что важно для всех, нужно нормально готовиться и объяснять нашу позицию. Но не голосовать ни за один закон», — сказала Регев. Эти слова вызвали шквал критики в адрес бывшего министра культуры и спорта, в прошлом занимавшего должность главы пресс-службы ЦАХАЛа.

«Мы решили в оппозиции, что не будем голосовать ни за один закон. Ни за один, только если не начнется война», — напомнила депутат Регев «нестойким» товарищам, у которых случаются порывы поддержать ту или иную законодательную инициативу коалиции. После этого были произнесены ключевые слова о системе приоритетов блока Нетаньяху: плевать на всех, главное — вернуться к власти. Депутат Юваль Штайниц поддержал призыв Регев не думать ни о чем, кроме возвращения к власти. «А то завтра будут вдовы, сироты, периферия, миллион инвалидов, больные, старики, выжившие в Холокосте и тому подобное», — сказал он.

Яир Лапид прокомментировал заявление Мири Регев о том, что Ликуд решил свалить правительство Беннета, даже если это будет сделано за счет солдат. Он написал в своем Твиттере, что Ликуд «пробил моральное дно, решив делать политику за счет военнослужащих». «Нетаньяху и оппозиция против военнослужащих. Какой позор!», — резюмировал он.

Ранее депутат Давид Битан, объясняя позицию Ликуда, заявил, что «солдаты могут и подождать», пока его партия вернется к власти. Регев и Штайниц высказались куда более откровенно — так, чтобы ни у кого не оставалось сомнений относительно системы ценностей партии Ликуд. Скандал после публикации получился громкий, и даже комментатор «бибистского» 14-го телеканала обрушился на Регев, назвав ее обузой для партии.

После публикации скандальных высказываний Регев и Штайница министр обороны Бени Ганц использовал неловкое положение Ликуда для достижения поставленной цели: утвердить закон о финансировании стипендий демобилизованным солдатам. Ганц предложил оппозиции символический «компромисс», позволяющий сохранить лицо: коалиция согласилась повысить стипендии с 66% до 75% от общей суммы платы за обучение.

В итоге закон «От военной формы к учебе» был утвержден в ночь на 24 мая. 55 депутатов проголосовали «за» и 6 — «против». В последний момент Объединенный арабский список объявил это голосование вотумом недоверия правительству. Депутаты от большинства оппозиционных партий покинули зал заседаний, чтобы не голосовать против законопроекта или по вотуму недоверия. 6 депутатов от Объединенного арабского списка проголосовали «против».

В голосовании не приняли участия депутаты от партии РААМ, Идит Сильман (Ямина) и Джида Ринауи-Зуаби (МЕРЕЦ). Остальные депутаты от коалиции проголосовали за законопроект.

Первоначальный вариант законопроекта, предложенный коалицией, предусматривал помощь в размере 66% от общей стоимости обучения в вузах. Оппозиция заявляла, что не поддержит законопроект. Ликуд требовал полной, стопроцентной оплаты. В итоге было принято компромиссное решение, предложенное Ганцем.

Как следует из информации «Хадашот 13», Нетаньяху оценил ситуацию трезво и решил принять «компромисс», поскольку голосование против законопроекта после откровений Мири Регев выглядело уже совсем неприлично. Однако некоторые члены фракции, включая Юваля Штайница, настаивали, что фракция не должна менять решения провалить законопроект, а согласие на компромисс превратит Ликуд в посмешище («нам дали очень мало, даже не 80-85%»).

В этом месте Нетаньяху перебил Штайница и доходчиво объяснил товарищам, что их откровения вынуждают пойти на «компромисс»: «Предлагаю вам следить за своими языками. Ну в самом деле — здесь все записывается и транслируется. А тут некоторые говорят недопустимые вещи».

В коалиции объявили после голосования, что принятие закона доказывает: правительство может работать и достигать результатов при отсутствии большинства в Кнессете. «Компромисс» стал прецедентом на будущее: в религиозных партиях давно тяготились жесткой «оппозиционной дисциплиной», которую навязал им Нетаньяху. Теперь они тоже могут вести торг с коалицией в важных для себя вопросах.

52.21MB | MySQL:103 | 0,445sec