О новом операторе аэродромной сети Афганистана

Заместитель премьер-министра Афганистана по экономическим вопросам Абдул Гани Барадар на прошлой неделе посетил ОАЭ с неожиданным визитом, результате которого ОАЭ переиграли своих конкурентов из Турции и Катара и стали предпочтительным партнером Афганистана в вопросе управления аэропортами. Это произошло в ходе нескольких месяцев переговоров между радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в РФ), Катаром и Турцией по поводу управления аэропортами Афганистана, которые были близки к завершению. Афганистан объявил 24 мая, что ОАЭ подписали меморандум о взаимопонимании с возглавляемым талибами Исламским Эмиратом. Согласно документу, ОАЭ будут управлять тремя аэропортами. Абдул Гани Барадар присутствовал при подписании соглашения, в соответствии с которым базирующийся в ОАЭ консорциум GAAC/G42 возьмет на себя ответственность за наземное обслуживание в международных аэропортах Кабула, Герата и Кандагара. Выступая на мероприятии, Барадар заявил, что соглашение откроет путь для возвращения всех международных авиакомпаний в Афганистан. Turkish Airlines, Emirates, Flydubai, а также авиаперевозчики из Индии приостановили полеты в страну вскоре после вывода сил международной коалиции из страны в августе 2021 года. Однако  по словам пресс-секретаря политического офиса «Талибана» Мохаммада Наима Вардака, для Афганистана соглашение с ОАЭ по аэропортам не отменяет переговоров с Турцией и Катаром. Вардак утверждает, что соглашение с ОАЭ заключено на 1,5 года и регулирует наземное обслуживание в аэропортах Кабула, Кандагара и Герата. При этом та же структура ОАЭ – GAAT – выполняла эти функции и до прихода талибов к власти. В предмет договора с ОАЭ входило и предоставление технологических систем. Параллельно продолжающиеся вот уже 9 месяцев переговоры с Турцией и Катаром касаются технической помощи талибам в управлении аэропортами, однако руководство движения не хочет допускать иностранцев до самого управления, а также обеспечения безопасности. Анкара отрицательно отреагировала на сделку между талибами и ОАЭ, что видно из заявления министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу: «в ОАЭ есть компания, оказывающая услуги по наземному обслуживанию [воздушных судов]. Поступили данные о том, что [в афганских международных аэропортах] такие услуги сможет оказывать эта компания. После того, как мы достигли договоренностей с Катаром, [нами] были проведены переговоры с талибами. По определенным вопросам был обеспечен компромисс; предложения, сделанные талибами [совместной турецко-катарской компании], не были найдены приемлемыми… Не считаем правильным подход талибов. Это не вопрос престижа и не что-то неотложное… Переговоры с талибами продолжаются. Было заявление о передаче права наземного обслуживания [компании из ОАЭ], с этим проблем нет. Решать здесь должны талибы. Им надо осознать выгоды от того, что аэропорт заработает», – заявил он. Решение противостоять дипломатическому влиянию Катара и Турции в Афганистане и взять на себя управление воздушной гаванью ОАЭ приняли еще в 2021 году. Эмираты уже занимались обслуживанием аэропорта и были готовы продолжить работу, чтобы обеспечить движение гуманитарных грузов. Кроме того, ОАЭ помогали в эвакуации мирного населения и войск коалиции НАТО летом 2021 года. Один из ключевых вопросов, которые нужно было разрешить в переговорах между «Талибаном» и потенциальными операторами аэропорта, заключался в обеспечении безопасности. До последнего времени охраной периметра кабульского аэропорта занимались силы специального назначения Катара, поскольку эмират долгое время выступал посредником в переговорах между боевиками и США, а также являлся базой для политического офиса талибов. Однако даже такая формула охраны воздушной гавани, видимо, носила временный характер. В спорах за аэропорт ОАЭ использовали весомый аргумент. Администрация беглого президента Афганистана Ашрафа Гани еще в 2020 году заключила контракт на обслуживание международного транспортного узла с компанией из Объединенных Арабских Эмиратов. Вероятно, это могло дать Абу-Даби повод требовать продления договора. Слабым местом этого контракта, скорее всего, стал его коррупционный характер: фирма GAAC Holding Group, которая в итоге получила государственный контракт, была создана практически накануне участия в соответствующем афганском тендере. После объявления о решении вывести из Афганистана военный контингент администрация президента США Джо Байдена первым делом обратилась к властям Турции, рассчитывая, что те возьмут на себя обязательства по управлению кабульским аэропортом. Анкаре долгое время удавалось сохранять равноудаленность от сторон афганского вооруженного конфликта, в связи с чем ее «кандидатура» рассматривалась в приоритетном порядке. Готовность помочь туркам в эксплуатации гавани выражал и их давний партнер – Катар. Анкаре и Дохе даже удалось заключить договоренность о совместном управлении аэропортом. Согласно данным портала Middle East Eye, среди условий этого соглашения – обеспечение безопасности за счет привлечения опытных наемников из некой турецкой частной военной компании. Кроме того, сделка предполагала, что в аэропорту будут развернуты сотрудники турецкого спецназа, переодетые в штатское. По ряду предположений, такая формула управления позволила бы не только укрепить безопасность на важном для страны объекте, но и дать зеленый свет поступлению помощи из-за рубежа и привлечению иностранных инвестиций. Для «Талибана» и созданного под его эгидой временного правительства Афганистана материальный вопрос является одним из важнейших в условиях сохраняющегося полулегального статуса. Эта тема поднималась и в разговорах с официальными лицами ОАЭ, которых талибы открыто просили о поддержке. Правда, неизвестно, стало ли это одним из условий потенциально возможной сделки по передаче контроля над кабульским аэропортом. Таким образом, велик шанс того, что нынешняя афганская формула власти рано или поздно даст трещину. В связи с этим основным заинтересованным международным игрокам стоило бы уже сейчас откровенно ответить на вопрос, какую роль они намерены в дальнейшем играть – помощников талибов, посредников или просто переговорщиков.

52.19MB | MySQL:103 | 0,481sec