О 10 вопросах президента Р.Т.Эрдогана к лидеру турецкой оппозиции. Часть 2

В Турции, за год до намеченных на июнь 2023 года президентских и парламентских выборов, начинает вовсю раскручиваться предвыборная гонка. Она не может не сопровождаться публичными дебатами между лидером правящей Партии справедливости и развития и, одновременно, лидером Народного альянса Реджепом Тайипом Эрдоганом и главой ведущего оппозиционного движения страны, Народно-республиканской партии Кемалем Кылычдароглу.

При этом, Реджеп Тайип Эрдоган в начале июня с.г. уже выдвинут в качестве официального кандидата на пост президента на выборах 2023 года. Турецкая оппозиция со своим первым номером пока не определилась.

Так что, можно сказать, что, за год до выборов, турецкий лидер уже начал свою предвыборную кампанию, адресуясь к лидеру главной оппозиционной партии страны и призывая его выдвинуть свою кандидатуру.

При этом, как мы не раз говорили, Кемаль Кылычдароглу показал себя в качестве лидера, способного управляться с Народно-республиканской партией – удерживать свою «командную высоту» и пресекать попытки внутренней «фронды». Однако, если говорить о нём как о кандидате, то, не вызывает никаких сомнений, что он не только не самый перспективный кандидат, но и тот кандидат, который практически гарантированно с большим отрывом проиграет Реджепу Тайипу Эрдогану.

Это обусловлено тем, что, в настоящее время, в турецком обществе есть запрос как на свежие лица, так и на другой тип политиков. Под свежими, и, вместе с тем – зарекомендовавшими себя лицами, среди турецкой оппозиции, можно упомянуть как мэра Стамбула Экрема Имамоглу, так и мэра турецкой столицы, Анкары – Мансура Яваша.

При этом, у каждого из них есть свои сильные стороны, которые могут «выстрелить» в ходе президентской гонки. Экрем Имамоглу – молод и обаятелен, а, кроме того, он нанес турецкой власти, пожалуй, самое ощутимое поражение, взяв пост мэра Стамбула. Это – личная история для президента Эрдогана, который сам был мэром этого крупнейшего города страны и с этого поста, как с трамплина, влетел в большую турецкую политику.

Мансур Яваш берет турецкое население своей хозяйственной деятельностью и скупостью как на слова, в целом, так и на политические декларации. В эпоху, когда политика в Турции – весьма громогласна и богата на разного рода заявления, в том числе, на грани и за гранью фола, такого рода сдержанность по достоинству оценивается турецкими избирателями. Кроме того, подчеркнем, что он ещё и своей хозяйственной деятельностью снискал себе немалую популярность в Анкаре. Можно, его в определенной степени, сравнить Мансура Яваша с московским мэром «с мастерком и в кепке» Юрием Лужковым, на пике популярности в Москве последнего. Кроме того, что Мансур Яваш ведет активную хозяйственную деятельность, у его работы – сильная социальная направленность, о довольстве которой нередко можно слышать от простых анкарцев.

У Мансура Яваша есть ещё одно важное преимущество. – Да, он сейчас является членом Народно-республиканской партии. Однако, все помнят о том, что он – националист и выходец из Партии националистического движения. Это важно с учетом того, что тренды в Турции задает именно националистическая повестка, а отнюдь не кемалисты, у которых – свой, «фиксированный электорат», который с националистами не пересекается, а, скорее, сопрягается по линии контактов между НРП и ХП (Хорошая партия Турции, осколок от Партии националистического движения, которая, по своей популярности, уже шагнула дальше чем партия, от кого она отпочковалась – И.С.).

Можно констатировать, что Кемаль Кылычдароглу здесь, вряд ли, может смотреться выигрышно на фоне даже этих двух кандидатов. Уверены, что есть ещё менее известные лица, которые могут быть достаточно быстро введены с кемалистской «скамейки запасных» в большую политическую игру. Итак, продолжаем.

Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=86703.

Напомним, что между президентом Р.Т.Эрдоганом и лидером турецкой оппозиции К. Кылычдароглу сформировался формат не «вопрос – ответ», а «вопрос – вопрос» в том смысле, что Эрдоган задал свои 10 вопросов, на которые Кылычдароглу ответил своими 10-ю вопросами. Продолжаем цитирование вопросов лидера турецкой оппозиции (перевод неофициальный, равно как и выделение отдельных слов и выражений жирным шрифтом):

«4. Ты утопил экономику. Ты объявил себя экономистом, что не смешно даже в качестве шутки, ты оставил миллионы нашей молодежи без работы, ты обрек Турцию на 157% инфляции (турецкий Комитет по статистике официально объявил об инфляции в стране приблизительно в два раза меньшей, чем приведенная Кемалем Кылычдароглу цифра – И.С.). Как ты объяснишь себе, что ни один здравомыслящий экономист не захочет с тобой работать?

  1. Твои дети отправляют друг другу сотни миллионов долларов через благотворительные фонды. Под прикрытием государства на Манхэттене строятся небоскребы и покупаются фермы. Как вы смотрите в лицо друг другу, когда собираетесь всей семьей? Я всегда задавался этим вопросом.
  2. Вы поставили улицы под контроль мафии, в то время как министр внутренних дел сфотографирован со всеми подряд наркобаронами и мафиози. Что вы ожидаете от этих организаций? Почему их всех выпустили на улицу?
  3. Ты продал Хашогги после того, как передал пастора Брансона. Ты похоронил репутацию своей страны в саду Консульства (имеется в виду Генеральное консульство КСА в Стамбуле – И.С.). Почему ты побежал к убийце (речь идет о недавнем визите президента Р.Т.Эрдогана в КСА – И.С.)? Что ты ожидаешь от него? Дадут ли они тебе то, что те ожидаешь, Эрдоган?
  4. Согласен ли ты с планами Asrika со стороны (ЧВК – И.С.) SADAT (Asrika = Asya + Africa, то есть речь идет о азиатско-африканских планах близкой к правительству Турции структуры; подробнее обсуждается ниже – И.С.)? Ты знаешь, что оружие, пропавшее 15 июля (то есть, в ходе попытки государственного переворота в ночь с 15 на 16 июля 2016 года и последующих событий – И.С.), находится в руках этой военизированной структуры? Кто дал им эту роль? О чем вы говорили с Аднаном Танриверди в твоем доме? Кто такой Махди, которого они ждут?
  5. Выступаешь ли ты за запреты на музыку и на язык, которые создадут социальные конфликты? Сразу скажу, с ними это не пройдет.
  6. Вы обвиняете НАТО. Я верю в необходимость НАТО. Вместо того, чтобы выйти из НАТО, я говорю, давайте удалим иностранных солдат с наших земель, у тебя хватит на это смелости? Можешь ли ты это внести в Меджлис?».

Итак, вот – основные тезисы главы турецкой оппозиции, которые он противопоставил турецкому лидеру. Если сгруппировать его претензии к президенту Р.Т.Эрдогану, то здесь получится следующая картина.

Прежде всего, глава турецкий оппозиции обвиняет турецкого лидера в коррумпированности системы, как на личном уровне, так и на уровне министров его правительства. Более того, делаются отсылки к сращиванию между властью и мафией.

Тема коррупции в верхних эшелонах турецкой не является новой для турецкого общества. В этом месте можно вспомнить самое шумное дело – дело 17-25 декабря 2013 года о коррупции и взятках – когда в оных были обвинены члены семьи Реджепа Тайипа Эрдогана и ряд министров.

То дело стоило четырем министрам своих постов, однако, но его удалось, в итоге, замять – турецкая власть перешла в контрнаступление, обвинив беглого проповедника и главу секты Фетхуллаха Гюлена в том, что это была запланированная, целенаправленная и, самое главное, сфабрикованная атака на турецкую власть. Если формально смотреть на то, что потом произошло – победы турецкой власти на последующих выборах не прервались – то можно не усмотреть в той «атаке» значимого ущерба для руководства страны.

Однако, беремся утверждать то, что конец декабря 2013 года, как минимум, породил серьезные сомнения в турецком обществе в том, что власть в стране – выгодно отличается от предыдущих правителей страны. На протяжении целого ряда лет, руководство страны пыталось создать у турецкого общества уверенность в том, что оно борется за национальный интерес, презрев интересы личные. И, в особенности, в старшем поколении этот образ Партии справедливости и развития сложился. Поэтому дело декабря 2013 года, всерьез, ударило по старшему поколению идеалистов.

Вторым серьезным ударом с тех пор, пожалуй, следует считать, «блогера-мафиози» Седата Пекера, который не только говорил о государственной коррупции, оторванной от криминала. Он обвинил турецкое руководство в том, что при нем произошло их сращивание. И лично говорил в адрес министра внутренних дел Сулеймана Сойлу. Заметим, что Турция – это не страна Youtube-блогеров. У них, в отличие от России, практически, нет блогеров-«миллионщиков», с миллионными армиями подписчиков. А вот у Седата Пекера, на момент написания данной статьи, — более 1 млн подписчиков. А его ролики просматривают и 10 млн и 20 млн зрителей.

И пусть последний ролик Седата Пекера датирован годичной давностью, нельзя переоценить долгосрочный эффект того, что было им сделано. При этом, заметим, что мы выводим за скобки справедливость или несправедливость тех или иных его утверждений. Мы говорим лишь только о том, какой эффект был этими роликами вызван – небывалый для Турции по уровню вовлеченности.

Так что, тема коррупции, тема преступности – это темы, выигрышные для турецкой оппозиции просто потому, что для них уже готова в Турции почва. И проторили её «дело 17-25 декабря» и «блогер-мафиози» Седат Пекер.

Тем более, что утверждения о коррупции в турецкой власти ещё резко контрастируют с экономическими показателями страны и уровнем благосостояния её граждан. То есть, таким образом, возникает очень опасный для турецкой власти рычаг: растущее богатство одних и противопоставляемое ему обеднение других.

При том, что, заметим, на протяжении периода с 2002 по, приблизительно 2010 год (как год начала так называемой «арабской весны») экономика была «коньком» действующей власти. Экономика перебивала собой любой идеологический спор в Турции. Сейчас этот козырь выбит из рук у турецкой власти, но она совершила, можно сказать, чудо: за десятилетие своего правления она пробудила в турках отчетливо имперскую и националистическую жилку. И именно на ней выигрывались выборы, начиная с 2015 года. Впрочем, даже тогда не было таких экономических проблем, которые наблюдаются сейчас. В определенном смысле, турецкая экономика, на новом витке своего развития, разумеется, замкнула круг и вернулась в то состояние которое наблюдалось в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Хватит ли на такую ситуацию внешнеполитической повестки – это большой вопрос.

Однако, и внешнеполитическая повестка находится под ударом со стороны оппозиции.

В отношениях с Европой, лидер турецкой оппозиции К. Кылычдароглу говорит о том, что действующая власть «продала» «койко-места» в стране беженцам в угоду европейцам. Касательно России, как мы отмечали в предыдущей публикации, российский президент прямо назван «убийцей» «33-х турецких шахидов» в Сирии, к которому «на поклон» едет президент Эрдоган. «На поклон», согласно лидеру турецкой оппозиции, Р.Т.Эрдоган ездит и в США – в качестве примера, К.Кылычдароглу говорит о знаменитом письме Дональда Трампа, где тот призывает Эрдогана «не быть дураком». В ответ на что турецкий лидер встречается с главой Белого дома и, максимум, что делает – это жест под названием «вернуть письмо». Звучит довольно неплохо, однако, непонятно, что это под собой несет и как спасает честь и достоинство турецкого лидера, как оскорбленной стороны.

Как мы видим, широким гребнем глава турецкой оппозиции прошёлся по всем игрокам – ведущим партнёрам Турции на международной арене.

Однако, не забыл турецкий оппозиционер упомянуть и про недавний визит в Саудовскую Аравию президента Р.Т.Эрдогана, когда за скобки было вынесено жесткое и не имеющее прецедентов убийство в Генеральном Консульстве КСА в Стамбуле. Напомним, речь идет об убийстве оппозиционного саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году. В том убийстве турецкое руководство напрямую обвиняло королевскую фамилию КСА и лично наследного принца. На протяжении ряда лет, президент Р.Т.Эрдоган и турецкая дипломатия демонстрировала непримиримую позицию, которая, в начале 2022 года, сменилась тезисом о «нормализации отношений». Надо сказать, что это вызвало в Турции немалое удивление. – Слишком резкий разворот для ситуации, которая не претерпела никаких изменений, чтобы можно было выстраивать принципиально новые политические отношения.

От себя заметим, что изменились интересы Турции в регионе и, одномоментно, Дж.Хашогги был забыт.

С азиатско-африканской темой Asrika, про которую говорит лидер турецких оппозиционеров – это достаточно новая история. Вот, как расшифровывает эту тему сайт оппозиционного телевизионного канала Tele 1 17 мая 2022 года. Цитируем:

«После рейда против Кылычдароглу, проведенного SADAT, на первый план вышел вопрос о государстве ASRİKA. Выступая на фракционном заседании своей партии, Кылычдароглу сделал заявление по этому поводу: «Они собирались создать государство, внутри этого государства также будет Турция. Это государство – ASRİKA. Государством ASRİKA будет управлять президент, столицей станет Стамбул, а официальным языком будет арабский. Они (то есть, идеологи, в том числе, из ЧВК SADAT – И.С.) присоединились к Эрдогану. Я спрашиваю, какие советы они тебе дали? Выйди и объясни, брат».

Тесным образом с этой ЧВК связана Ассоциация «Центр стратегических исследований защищающих справедливость» (ASSAM) и её основатель Аднан Танрыверди.

Цитируем цель этой организации с официальной страницы Assam (перевод – неофициальный, авторский – И.С.):

«С идеей благосостояния мусульманских народов, выживания существующих государств, мира и господства справедливости в мире было бы возможно, если бы исламские страны выходили на мировую политическую арену в качестве сверхсилы (в оригинале: superpower).

Чтобы идея работала, институты должны быть собраны под общей волей при возникновении и развитии основы и принципов этих институтов для каждого исламского государства, для формирования стратегических разведывательных операций, для оценки индивидуальных и коллективных внутренних и внешних угроз, для определения принципов планов внутренней и внешней безопасности».

Итак, как мы можем видеть президента Эрдогана оппозиционеры обвиняют в «тяжелой имперскости», с уклоном в «арабизм», на плечах частных военных компаний.

И, наконец, по теме НАТО – достаточно интересное предложение К. Кылычдароглу – вывести войска Альянса из страны при сохранении членства. И тут уже оппозиционер спрашивает Р.Т.Эрдогана, хватил ли тому смелости, чтобы реализовать подобное начинание?

Таким образом, вырисовывается повестка турецкой оппозиции- как ответ на повестку турецкой власти. Именно на её основе, как следует ожидать, будет строиться политическая борьба в предвыборный период с июня 2022 года по июнь 2023 год, когда оппозиция рассчитывает потеснить власть, впервые за 20 лет.

52.24MB | MySQL:103 | 0,464sec