Об изменении характера отношений между правительством Индии и афганскими талибами

После десятилетий открытой враждебности и серии состоявшихся в последние месяцы неофициальных встреч, представители Индии и радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ) выводят отношения на более официальный уровень. Высокопоставленная делегация индийских официальных лиц 2 июня провела встречу с исполняющим обязанности министра иностранных дел «Талибана» Амиром Ханом Муттаки в Кабуле. Это первый официальный визит индийских чиновников в афганскую столицу с тех пор, как Нью-Дели закрыл свое посольство в Кабуле после возвращения талибов к власти в августе прошлого года. Ряд свидетельств указывает на то, что в настоящий момент Индия приблизилась к идее восстановления своего дипломатического присутствия в Афганистане. Индийское издание Hindustan Times сообщает, что, в отличие от других региональных держав, которые восстановили работу дипмиссий и вновь вернули послов в Кабул, Нью-Дели рассматривает возможность отправки в Афганистан «очень ограниченного числа младших должностных лиц, в основном для надзора за консульскими вопросами и распределением гуманитарной помощи». Индия стремилась преуменьшить значение визита 2 июня, назвав его «наблюдением за операциями по доставке гуманитарной помощи в Афганистан». Однако индийские СМИ сообщают, что в ходе встрече стороны обсуждали дипломатические отношения. «Талибан» попросил индийскую делегацию вновь открыть свою дипломатическую миссию в Афганистане», – заявил официальный представитель движения Сухейль Шахин в интервью The Hindu вскоре после встречи. Подход Индии к взаимодействию с режимом талибов существенно изменился за последние два десятилетия. Индия отказалась признать Исламский Эмират в первый период его правления (1996-2001 гг.) и открывать дипломатическое представительство в Афганистане. Нью-Дели не вступал в контакт с официальными представителями движения – фактически, в то время он поддерживал антиталибское сопротивление. После отстранения талибов от власти Индия поддерживала сменявшие друг друга афганские правительства и вносила масштабный вклад в восстановление и социально-экономическое развитие страны. Хотя Нью-Дели не отправлял в Афганистан войска для борьбы с талибами, индийские власти организовывали обучение сотрудников афганских сил безопасности, полиции, гражданских чиновников и учителей. Отражением масштабной роли Нью-Дели в восстановлении Афганистана было его значительное дипломатическое присутствие в стране. Помимо посольства в Кабуле, у Индии были консульства в Герате, Кандагаре, Джелалабаде и Мазари-Шарифе. Однако когда к власти в Афганистане вернулись талибы, Индия поспешила закрыть консульства и посольства, а также эвакуировала из страны своих официальных представителей и граждан. Также на территории Афганистана были приостановлены все индийские проекты. Взаимодействие между индийскими официальными лицами и талибами медленно нарастало в течение всех 10 месяцев после возвращения боевиков к власти. Содействие руководства движения безопасной эвакуации индийцев из Афганистана отчасти послужило ранней мерой укрепления доверия. В данный момент талибы, очевидно, заинтересованы в полном восстановлении отношений с Индией. В течение нескольких недель после прихода к власти движение потребовало от Нью-Дели вновь открыть посольство в Кабуле, восстановить коммерческие рейсы между двумя странами и облегчить ряд юридических процедур для афганцев, получающих стипендии для обучения в Индии. Есть веские причины, побуждающие талибов искать точки соприкосновения с Индией: режим отчаянно нуждается в экономической и гуманитарной помощи, которую Нью-Дели предоставлял в прошлом и способен оказывать сейчас. Немаловажным является и то, что укрепление отношений с Индией даст талибам больше рычагов влияния в отношениях с Пакистаном. Нью-Дели, со своей стороны, обеспокоен тем, что талибы позволяют антииндийским террористическим группировкам действовать за пределами афганской территории. При этом очевидно, что экономические и стратегические амбиции Индии в Афганистане и государствах Центральной Азии невозможно реализовать без установления связей с нынешними правителями. Расширение помощи, а также развитие торговых и дипломатических отношений с талибами рассматриваются экспертами как способы помешать им действовать против интересов Нью-Дели. Индийские аналитики отмечают, что отказ от взаимодействия с талибами больше невозможен. Этот вариант, выбранный Индией в 1996 году, лишь увеличивал шансы Пакистана на усиление своего влияния в Афганистане. Хотя установление дипломатических отношений с талибами считается необходимой мерой безопасности для Индии и защиты ее интересов, Нью-Дели не торопится с принятием решения, предпочитая выжидать и наблюдать, как талибы, находящиеся сейчас у власти в Кабуле, взаимодействуют с Пакистаном. Традиционно, наибольшую озабоченность у Нью-Дели вызывает характер взаимодействия талибов с Межведомственной разведкой Пакистана (МВР). Напряженность, которая в последнее время наблюдается между Исламабадом и талибами из-за Линии Дюранда, а также отказ руководства движения оказать давление на пакистанских талибов, сигнализируют о том, что баланс сил между сторонами уже не тот, что был раньше. Кроме того, власти Индии и руководство «Талибана» оказались на одной стороне в конфликте с пакистанскими официальными лицами, возражающими против доставки Индией гуманитарной помощи в Афганистан через территорию Пакистана. Тем не менее, индийские чиновники подчеркивают, что восстановление работы дипмиссии в Кабуле не означает признания режима талибов. Нью-Дели вряд ли согласится сделать такой шаг в одностороннем порядке. Скорее всего, это станет частью более широкого консенсуса между крупными державами. Тем не менее, можно говорить о том, что, придав двухсторонним отношениям официальный характер, Индия предоставила режиму талибов некоторую степень легитимности.

52.14MB | MySQL:103 | 0,386sec