Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 26

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом. В частности, рассматривается влияния событий на Украине на ситуацию в израильской энергетической сфере, потенциальные возможности еврейского государства в области энергетики и как следствие – на потепление израильско-египетских отношений.

По мнению Элая Реттига (Elai Rettig), доцента кафедры политических исследований Бар-Иланского университета в Рамат-Гане, война на Украине создает для Израиля возможности в энергетической сфере. Урок, который следует извлечь из опыта европейцев, заключается в том, что энергетическая безопасность исходит из «разнообразия и только из него. Нельзя слишком зависеть только от одной страны, даже если на данный момент она является дружественной»[i].

Как отмечает Дэвид Исаак (David Isaac), обозреватель сайта израильских и еврейских новостей Jewish News Syndicate (JNS), «поскольку Европа стремится избавиться от своей зависимости от российской нефти и газа, война на Украине может ознаменовать поворот Европы на 180 градусов в вопросах энергетики». Он ссылается на мнение израильских экспертов по этим вопросам, которые сходятся в том, что «возобновляемые источники энергии уступят место более надежным, хотя и менее политкорректным, источникам». Пикантность ситуации заключается в том, что сдвиг в Европе происходит как раз тогда, когда Израиль только присоединился к когорте выступающих за возобновляемые источники энергии, совсем недавно приостановив лицензии на разведку природного газа, чтобы сосредоточиться на развитии как раз возобновляемых источников.

Отмечается, что самое впечатляющее изменение произошло в Германии. Некогда выступивший в качестве лидера в области зеленой энергетики, Берлин сегодня намерен создать стратегический запас угля и даже продлить срок службы оставшихся трех атомных электростанций (затем, правда, отказался от идеи). Сдвиг Германии, пишет Д.Исаак, легко понять – из крупнейших экономик Европы она больше всего зависит от российского газа (51%). Италия не сильно отстает – 46%. Франция импортирует 24%. Восточная Европа также сильно зависит от российского газа (заметным исключением является Румыния).

Таким образом, европейцы попали в зависимость от поставок из России, «инвестировав огромные суммы в возобновляемые источники энергии» и в то же время «введя почти полный мораторий на разработку местных ископаемых видов топлива», – полагает Йонатан Дуби (Yonatan Dubi), профессор кафедры химии Университета им. Бен-Гуриона в Негеве, который читает лекции по энергетическим вопросам. «Я думаю, энергетический урок, который мы должны усвоить, состоит в том, что когда запахнет жареным, все климатические идеологии и все программы нулевых выбросов углерода ничтожны по сравнению с потребностью западного мира в непрерывном и стабильном источнике энергии», – сказал он. «Игнорирование этого факта привело Европу к нынешнему энергетическому кризису».

Й.Дуби полагает, что «Европа, по сути, не только финансирует войну России на Украине, выплачивая большие деньги за российский газ, но и зависит от милости России за ее энергоносители», к тому же «Россия пригрозила прекратить поставки газа по газопроводу «Северный поток-1», пересекающему Украину, если клиенты не будут оплачивать поставки в рублях». Израильский профессор предполагает, что «в конечном итоге они [европейцы] сделают то, что хочет Россия, потому что у них нет выбора». Израилю, решившему стремительно перейти к возобновляемым источникам энергии, грозит опасность пойти по тому же – европейскому – пути. Профессор настаивает на том, что вместо этого следует проводить разведку природного газа. Но… у Израиля есть декабрьское решение министра энергетики Карин Эльхарар (Karine Elharrar) о прекращении действия лицензий на разведку газа на шельфе. По словам самой К.Эльхарар, она сделала это для того, «чтобы 2022 год стал годом возобновляемых источников энергии, тогда как природный газ подождет».

В то время, когда европейцы признали, что допустили ошибку, Й.Дуби уповает на то, что и Израиль усвоил урок. По его словам, из разговоров, которые он ведет с официальными лицами в министерстве энергетики, появляется надежда, что они понимают ситуацию, что Израиль должен иметь стабильные источники энергии, что у него должны быть собственные хранилища и возможности для угольной энергетики».

Упомянутый выше Э.Реттиг, специализирующийся на энергетической геополитике, также считает, что министр энергетики К.Эльхарар допустила ошибку: «Тот факт, что она противопоставила одно другому, сказав: «Мы собираемся сосредоточиться на возобновляемых источниках энергии, поэтому я не собираюсь разрешать лицензирование» – это так не работает. Невозможно внедрить возобновляемые источники энергии, если нет газовых электростанций для увеличения количества электроэнергии в случае недостатка в солнце». «Она также создает врагов в этих двух направлениях. Если начинается такое противопоставление, то проекты по возобновляемым источникам энергии будут сталкиваться с интересами газовиков, которые начнут им противостоять», – добавил он.

При этом Э.Реттиг полагает, что в энергетических проблемах Европы следует винить не только возобновляемые источники энергии. По его словам, «рекордно высокие цены на энергоносители в Европе в прошлом году в основном были вызваны Россией. Россию попросили увеличить добычу газа, но она отказалась, потребовав, чтобы сначала был одобрен трубопровод «Северный поток-2», который пересекает Балтийское море в Германию». По его мнению, именно это привело к резкому росту цен. Урок, который Израилю следует извлечь из опыта европейцев, заключается в том, что энергетическая безопасность зиждется исключительно на разнообразии и отсутствии зависимости от одной, пусть и дружественной, страны.

Й.Дуби утверждает, что Израиль должен внести свой вклад в энергетическое разнообразие Европы, снабжая ее природным газом. Он выступает за перезапуск проекта газопровода EastMed протяженностью 1300 миль, из которых 1000 миль будет проходить под водой, из восточного бассейна Средиземного моря с выходом на сушу на Кипре, в Греции и Италии. Проект был остановлен после того, как его отказалась поддержать администрация Байдена. Помимо этого Израиль должен возобновить сделку с ОАЭ по транспортировке эмиратской нефти по существующим израильским трубопроводам между портом Эйлат на Красном море и Ашкелоном на Средиземном море. Этот проект был закрыт из-за протестов защитников окружающей среды. Он сказал, что если Израиль не активизирует разведку природного газа, упустит возможность стать частью решения энергетических проблем Европы. Израиль должен направить больше природного газа в Египет, где есть завод по сжижению газа, а затем в Европу. «Подумайте о геополитических последствиях того, что Израиль и Египет вместе спасут Европу. И мы очень близки к тому, чтобы упустить этот шанс», – сказал профессор Университета им. Бен-Гуриона.

Тем временем Э.Реттиг не уверен, что проект EastMed осуществим с учетом экономических и технических проблем, но он отметил, что помимо этого можно сделать и другие вещи, например, построить дополнительные заводы по производству СПГ, возможно, в Египте или даже на шельфе. Еще предстоит выяснить, усвоились ли уроки украинской войны. «Возможно, Европа, наконец, станет серьезной и вложит деньги в необходимую инфраструктуру», – сказал израильский доцент. При этом Э.Реттиг считает, что продавать газ Европе не стоит. «У нас есть газ, который будет обеспечивать безопасность Израиля в течение следующих 60-70 лет, и мы не должны так рьяно его продавать… Раньше Святым Граалем для нас было найти собственный независимый источник энергии. И теперь, когда мы его нашли, мы хотим продать половину?»[ii]

Некоторое время спустя в региональных СМИ появились сообщения о том, что Египет в марте с.г. установил новый рекорд импорта газа из Израиля, что, в свою очередь, увеличило его потоки в первом квартале до рекордно высокого уровня. Отмечается, что рекорд соответствует усилиям Каира стать региональным центром торговли газом, а также планам Тель-Авива увеличить объемы газового экспорта. Несмотря на большие запасы газа, планы Каира в значительной степени зависят от его способности увеличить импорт газа для последующего реэкспорта, и ключевым партнером в этом процессе является Израиль, у которого больше возможностей для экспорта газа через Египет. Реализации планов обеих стран в настоящее время способствуют усилия Европейского Союза по снижению его энергетической зависимости от России в условиях войны на Украине, стратегия, которая неизбежно включает поиск альтернативных поставщиков газа. В этом контексте Брюссель недавно возобновил переговоры об импорте израильского газа через Египет, который будет перерабатывать газ на своих заводах по производству СПГ, чтобы его было легче отправлять в Европу. «Чтобы Египет стал реальной, интересной стороной для ЕС, потребуется непрерывный дополнительный поток газа в Египет, особенно летом, когда местный спрос выше. Таким образом, очень важен тот факт, что Израиль намерен поставлять газ, и намерен поставлять еще больше», – Al-Monitor приводит слова эксперта по глобальному энергетическому рынку[iii].

В целом Израиль и Египет согласовали новый план развития отношений «и теперь, похоже, вовлечены в процесс перехода от холодного мира к теплому». Помимо того, что «между Израилем, Египтом и ЕС ведутся серьезные переговоры о том, как экспортировать газ из Восточного Средиземноморья в Европу, Израиль и Египет также стремятся улучшить экономические связи, планируя в течение трех лет увеличить годовой объем двусторонней торговли до 700 млн долларов. Кроме того, прилагаются усилия по расширению пограничного контрольно-пропускного пункта «Ницана», через который осуществляется коммерческая деятельность между двумя странами.

По словам Эрана Лермана (Eran Lerman), вице-президента Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), Израиль действительно движется к улучшению отношений с Египтом. Он указал на жест президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси, который изо всех сил старался лично поприветствовать министра энергетики Израиля К.Эльхарар на конференции в Каире в феврале этого года. Эксперт назвал два других признака того, что Израиль, похоже, находится на пути к более теплому миру с Египтом. Они заключаются в том, что Израиль продвигает проект экспорта газа через Египет в разгар энергетического кризиса на Украине, и продолжает помогать Египту в борьбе с «Иламким государством» (ИГ, запрещено в Росии). В дополнение к этим сигналам, впервые за 40 лет еврейско-арабский оркестр «Фиркат Альнур» отправился в начале мая в Египет, чтобы выступить в День независимости Израиля.

Политический обозреватель JNS Исраэль Каснет (Israel Kasnett) отмечает, что потепление отношений между Израилем и Египтом происходит в основном в экономической сфере. «На экономике Египта сказались последствия российско-украинской войны, бедность составляет около 30 процентов, и, по данным Фонда наследия (Heritage Foundation), страна по-прежнему зависит от помощи Саудовской Аравии и международных финансовых институтов».

Хотя Египет стал первой арабской страной, заключившей мир с еврейским государством еще в 1979 г., это был не более чем холодный мир. Но «Авраамовы соглашения», подписанные в 2020 г. с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Суданом и Марокко, в сочетании с переговорами, которые проходят сегодня между Израилем и Саудовской Аравией, натолкнули руководство Египта на мысль, что они могут отстать от динамичного и развивающегося ближневосточного региона.

Офир Винтер (Ofir Winter), научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, полагает, что «план правительства Израиля по развитию экономических отношений с Египтом, который был одобрен 29 мая, может стать важной вехой». Реализация плана проявляется не только в текущих переговорах с Европейским союзом об экспорте израильского газа в Европу через Египет; но и в недавнем обсуждении расширения «квалифицированной промышленной зоны»; открытии в апреле прямого рейса между Тель-Авивом и Шарм-эль-Шейхом; и взаимных визитах министров и делегаций предпринимателей обеих стран[iv].

[i] Ukraine war creating energy opportunities for Israel // Israel Hayom. 06.04.2022. https://www.israelhayom.com/2022/04/06/ukraine-war-creating-energy-opportunities-for-israel/

[ii] Там же.

[iii] Egypt’s gas imports from Israel hit all-time high // Al-Monitor. 07.06.2022. https://www.al-monitor.com/originals/2022/06/egypts-gas-imports-israel-hit-all-time-high

[iv] Israel’s burgeoning relationship with Egypt suggests brighter future for both countries // JNS. 08.06.2022. https://www.jns.org/israels-burgeoning-relationship-with-egypt-suggests-brighter-future-for-both-countries/

52.24MB | MySQL:103 | 0,474sec