О проблемах военного двигателестроения Турции

За последние годы турецкая оборонная промышленность добилась впечатляющих успехов в развитии, свидетельством чего стали достаточно эффектные действия ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) турецкого производства в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе. Турецкое политическое и военное руководство ставит амбициозные задачи перед предприятиями национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК) по достижению импортозамещения и самообеспечения всеми видами вооружения и боевой техники, а также наращиванию оборонного экспорта из страны.

Тем не менее турецкий ОПК по-прежнему остается в критической зависимости от импорта комплектующих, узлов и оборудования, от иностранных технологий. Многие сложные системы создаются при прямом участии/партнерстве с зарубежными разработчиками и зависят от иностранных компетенций либо на 100%, либо в наиболее критически важных узлах. Наиболее ярко этот системный недостаток турецкого ОПК сказывается в двигателестроении, подтверждая общую слаборазвитость в Турции традиционного машиностроения. Никакие успехи в системной интеграции, электронике и создании ряда других новых отраслей промышленности не могут компенсировать отсутствие двигателестроения, требующего национальной школы разработок и производства, а также хорошо оборудованных предприятий.

Для Турции положение обостряется затруднением доступа к западным двигателям военного назначения, лицензиям и технологиям военного двигателестроения. Причиной тому является обострение отношений с западными странами, подвергнувшими Турцию формальным и неформальным эмбарго. В результате турецкие оборонно-промышленные программы последних лет упираются в отсутствие доступа к двигателям. Попытки же Турции самой развивать двигателестроение до сих пор были малоуспешны, как ввиду отсутствия опыта, так и по причине все более явного нежелания западных стран сотрудничать с Турцией по части передачи технологий и лицензий. Более того, иностранные поставщики двигателей стали ограничивать их реэкспорт, сделав невозможным для Турции поставки за рубеж боевой техники своего производства с импортными двигателями.

В частности, именно из-за отсутствия двигателя серьезно тормозится начало серийного производства турецкого танка Altay, разработанного при участии южнокорейской компании Hyundai Rotem. Четыре опытных образца танка Altay были оснащены немецкими дизельными двигателями MTU MT 883 Ka 501. Однако ухудшившиеся в последние годы отношения Турции с ФРГ способствовали стремлению турецких оборонщиков и военных к отказу от этих двигателей. Другим направлением развития амбициозной программы стало освоение производства танкового двигателя в Турции с максимальной локализацией, включая полные права интеллектуальной собственности и экспортные права[i].

В 2015 году турецкая тракторостроительная компания Tümosan получила от Управления оборонной промышленности Турции (Savunma Sanayii Başkanlığı, SSB) контракт стоимостью 190 млн евро на создание для Altay с иностранной технической помощью дизельного двигателя мощностью от 1500 до 1800 л.с. В качестве партнера по созданию двигателя и получению технологий Tümosan выбрала известную австрийскую компанию AVL List GmbH. Однако в конце 2016 года австрийское правительство отказало AVL List в лицензии на передачу технологий в Турцию. Дело в том, что австрийский парламент единогласно потребовал введения эмбарго на поставки оружия и военных технологий Турции ввиду массовых нарушений прав человека, совершенных турецким правительством вслед за неудачной попыткой военного переворота 15 июля 2016 года. В результате в 2017 году Tümosan была вынуждена расторгнуть соглашение о сотрудничестве с AVL List, и SSM затем аннулировало контракт с Tümosan на создание двигателя[ii].

После этого турецкие подрядчики пытались найти нового партнера по разработке танкового дизеля среди различных мировых производителей. Получившая контракт на серийное производство первых 250 танков Altay турецкая компания ВМС[iii] в 2017 году достигла соглашения с британской компанией Perkins, контролируемой американской корпорацией Caterpillar, на освоение производства обновленного варианта известного танкового дизельного двигателя Perkins CV12. Он использовался ранее в различных версиях на британских танках Challenger 1 и 2, а также на модернизированном в Чехии танке Т-72М4CZ.

При этом, учитывая длительность процесса освоения этого двигателя, планировалось, что первые 250 серийных танков Altay будут все-таки оснащаться импортными немецкими двигателями MTU, а локализованные двигатели CV12 (Batu) пойдут уже на следующие серии танков[iv]. Но позже Германия вообще отказалась поставлять двигатели MTU и автоматические трансмиссии Renk для серийных танков Altay, а процесс передачи лицензии на двигатель CV12 также застопорился[v]. В связи с этим турецкая сторона неоднократно рассматривала возможность применения на серийных Altay украинского танкового двигателя 6ТД-3 разработки и производства харьковского ГП «Завод имени В.А. Малышева», но Анкара на такую авантюру не отважилась. В любом случае харьковские двигатели также пришлось бы импортировать.

Ранее Германия аналогичным образом отказала Турции в реэкспорте дизельных двигателей MTU, устанавливаемых на производимых в Турции 155-мм самоходных гаубицах Т-155 Firtina (лицензионный вариант южнокорейской САУ К9). Тем самым экспорт САУ Firtinа был эффективно заблокирован – в том числе в Азербайджан, уже заказавший 36 систем. Для решения проблемы турки также рассматривали возможность установки на экспортных Firtina харьковских дизелей серии 6ТД. Определенность наступила только в марте 2021 года, когда директор SSB И.Демир (Ismail Demir) подтвердил намерения Турции о закупить двигатели в Республике Корея. При этом, турецкий чиновник отметил, что проект по созданию собственного двигателя с задействованием предприятий турецкого ОПК будет продолжен параллельно. 22 октября 2021 года глава МИД Турции М.Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) в ходе переговоров со своим южнокорейским коллегой Чон Ый Еном подписал соглашения о приобретении Турцией южнокорейских двигателей для танка Altay[vi].

Аналогичные проблемы преследуют и турецкие авиационные программы. В 2017 году с участием тогдашнего премьер-министра Великобритании Терезы Мэй было подписано соглашение стоимостью 100 млн фунтов стерлингов между турецкой группой Kale Group и компанией Rolls-Royce о создании совместного предприятия по разработке и производству двигателя для самого амбициозного проекта турецкого ОПК – перспективного истребителя TF-X. Однако в марте 2019 года соглашение с Rolls-Royce было заморожено – номинально в связи с разногласиями сторон о правах на интеллектуальную собственность[vii].

Это вызвало активные действия турецкой стороны в сторону возможных предложений от альтернативных поставщиков двигателя для TF-X, включая Россию. Но, не найдя подходящих условий, в конце 2019 года турецкое правительство снова начало переговоры с Rolls-Royce. При этом подтвержденные сведения о прогрессе в возобновлении соглашения отсутствуют[viii].

Ранее турецкая государственная авиастроительная компания Turkish Aerospace Industries (TAI) подписала с британской BAE Systems соглашение о сотрудничестве на первом этапе разработки истребителя TF-X. Изначально Турция планировала совершить полет первого образца TF-X в 2023 году. Но сегодня сроком осторожно называются уже 2025–2026 годы – в том числе из-за отсутствия двигателя. На прототипы, видимо, в любом случае будут установлены импортные двигатели.

Турецкие вертолетные проекты критически зависят от импорта американских турбовальных двигателей CTS-800A, производимых компанией Light Helicopter Turbine Engine (LHTE) – совместным предприятием американской корпорации Honeywell и Rolls-Royce. Данные двигатели применяются на серийно производимом TAI турецком боевом вертолете Т129 АТАК (лицензионной версии итальянского AgustaWestland/Leonardo A129). А также на разработанном TAI самостоятельно многоцелевом вертолете Т625 Gökbey, первый прототип которого совершил первый полет в 2019 году. В последние несколько лет американцы отказали Турции в праве реэкспорта двигателей CTS-800A в Пакистан и на Филиппины, что разрушило соглашения о поставке вертолетов Т129 в эти страны.

Для замены двигателей CTS-800A на вертолетах Т625 (а в перспективе и на Т129) подконтрольное TAI турецкое предприятие Tusas Engine Industries (TEI) работает над созданием собственного турбовального двигателя TS1400 мощностью 1400 л.с. В 2020 году TEI сообщило, что успешно испытало газогенератор двигателя TS1400 и планирует поставить TAI первый опытный образец двигателя в конце 2020 года.

Также в июне 2020 года TEI объявило об успешном проведении испытаний малогабаритного турбореактивного двигателя TJ300 тягой в 1,3 кН для крылатых и противокорабельных ракет – в первую очередь для турецкой авиационной крылатой ракеты Roketsan SOM. Сейчас на ракетах SOM устанавливаются малогабаритные турбореактивные двигатели Microturbo (подразделение французской группы Safran). Представители TEI заявляют, что следующие более продвинутые версии двигателя TJ300 смогут использоваться в качестве силовой установки больших противокорабельных ракет и крылатых ракет для поражения наземных целей.

Параллельно турецкая группа Kale разрабатывает более крупный малогабаритный турбореактивный двигатель KTJ-3200 с тягой в 3,2 кН. Планируется, что им будут оснащаться турецкие противокорабельные ракеты Atmaca (опытные образцы используют двигатель Safran ТR140) и авиационные крылатые ракеты SOM. Но до сих пор все эти турецкие малогабаритные твердотопливные ракетные двигатели (ТРД) не вышли из опытной стадии, и неизвестно, когда будут доведены до необходимого уровня готовности[ix].

Получившие широкую рекламу турецкие БПЛА также оснащаются двигателями иностранного производства. Аппарат TAI ANKA имеет авиационный дизельный двигатель Thielert Centurion 2.0 мощностью 155 л.с. германской компании Thielert (сейчас контролируемой китайскими владельцами)[x]. А небезызвестный Bayraktar TB2 – австрийским двигателем Rotax 912 в 100 л.с.

В связи с применением БПЛА Bayraktar TB2 в боевых действиях в Нагорном Карабахе канадская компания Bombardier Recreational Products, владеющая австрийской Rotax, объявила о прекращении поставок этих двигателей в Турцию для установки на беспилотники, что вынудило Турцию искать им замену.

Впрочем, TEI уже длительное время разрабатывает для применения на турецких БПЛА поршневые двигатели PD-170 мощностью по 170 л.с. Но этот мотор до сих пор находится в опытной стадии – хотя он и был установлен на первом прототипе тяжелого турецкого двухмоторного БПЛА TAI Aksungur (ANKA-2), совершившем первый полет в марте 2019 года[xi].

При этом осенью 2020 года были снова продемонстрированы стендовые испытания двигателя. Тем не менее в октябре 2020 года было заявлено о том, что двигатель PD-170 будет установлен вместо Rotax на новой модификации аппарата Bayraktar TB3[xii].

Также TEI ведет создание более мощного поршневого двигателя PD-222 мощностью до 250 л. с. Эти двигатели, в частности, заявлены к установке на разработанный компанией Baykar Makina новый тяжелый двухмоторный БПЛА Akinci[xiii]. Однако два построенных к настоящему времени прототипа Akinci оснащены импортированными с Украины турбовинтовыми двигателями АИ-450С мощностью 450 л.с. производства ПАО «Мотор Сич», где производятся авиадвигатели для турецких ударных БПЛА Bayraktar TB2 и Akinci. Полное прекращение военно-технического сотрудничества с Россией в 2014 году подтолкнуло тогдашнее руководство «Мотор Сич» и расположенное неподалеку конструкторского бюро «Ивченко-Прогресс» к активизации китайского и турецкого направлений сотрудничества. По контракту около 30 двигателей в 2022 году «Мотор Сич» должен был отгрузить именно туркам.

В завершение отметим, что несмотря на серьезные усилия и значительное финансирование, ни один создаваемый в Турции авиационный двигатель (включая самый простой поршневой PD-170) так и не доведен до серийного производства. Очевидно, что создание двигателей для турецких инженеров представляет собой весьма нетривиальную конструкторскую и промышленную задачу.

[i] https://www.yenisafak.com/foto-galeri/ekonomi/altay-tanki-nedir-altay-tankinin-ozellikleri-turkiyenin-ilk-yerli-ana-muharebe-tanki-altay-2058429?page=7

[ii] https://www.milliyet.com.tr/molatik/teknoloji/altay-tanki-nedir-83243

[iii] https://www.bmc.com.tr/

[iv] https://www.tdefenceagency.com/altay-tankinin-ozellikleri/

[v] https://www.muhendisbeyinler.net/altay-tanki-hakkinda-bilgi/

[vi] https://shiftdelete.net/altay-tanki-icin-beklenen-adim-guney-kore-motorlari-teslim-etti

[vii] https://www.yenisafak.com/ekonomi/turkiyenin-besinci-nesil-savas-ucagi-tf-x-icin-uc-kardes-ittifaki-3727094

[viii] https://www.trthaber.com/haber/bilim-teknoloji/milli-savas-ucagi-yerli-motor-ile-teslim-edilecek-667226.html

[ix] https://www.turkishdefencenews.com/turkey-gears-up-for-mass-produced-first-national-turbojet-engine-ktj-3200/

[x] http://www.aerojet.cc/ru/engines/centurion-20-s

[xi] https://www.dailysabah.com/defense/2019/05/05/turkish-aerospace-industries-working-on-supersonic-uav/

[xii] https://web.archive.org/web/20210923195045/https://www.defenceturk.net/amfibi-hucum-gemisi-icin-tasarlanan-bayraktar-tb3un-ozellikleri-aciklandi

[xiii] https://www.oryxspioenkop.com/2022/01/endless-possibilities-bayraktar-akncs.html

52.32MB | MySQL:106 | 0,653sec