Об обострении турецко-греческих отношений

Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис попытался заверить своих соотечественников, что, несмотря на воинственную риторику со стороны Турции, отношения двух стран не находятся на грани разрыва дипломатических отношений, как в 2020 году, когда военные корабли соседей преследовали друг друга в Восточном Средиземноморье[i]. В интервью государственному телеканалу ERT К.Мицотакис назвал «совершенно иррациональными» сомнения Турции в суверенитете Греции над многими восточногреческими островами, включая популярные курорты Родос, Кос и Самос недалеко от Западной Турции.

Со своей стороны отметим, что два союзника по НАТО уже давно расходятся во мнениях по поводу прав собственности на необитаемые острова и разделенное островное государство Кипр, и за последние полвека трижды были на грани войны. Р.Т.Эрдоган, выступая во время военных учений Efes-2022, проходивших на побережье Эгейского моря недалеко от Измира, предупредил Грецию о необходимости демилитаризации своих островов в Эгейском море, заявив, что он «не шутит». Анкара заявляет, что Афины наращивают военное присутствие на островах в нарушение договоров, по которым они были переданы Греции в 20-м веке после длительного периода оккупации турками (или Италией в случае с Родосом и Косом).

Греция возражает, что острова нуждаются в обороне, учитывая угрозы войны со стороны Турции, которая имеет вторую по величине армию НАТО и размещает большой десантный флот на побережье Эгейского моря. К.Мицотакис заявил: «Жалобы Турции совершенно иррациональны в той мере, в какой они ставят под сомнение суверенитет Греции над восточными островами Эгейского моря. Я не думаю, что хоть один мыслящий человек – в том числе и в Турции, – верит, что в настоящее время Греция может угрожать Турции». К.Мицотакис также добавил, что «если возобладает здравый смысл», отношения больше не ухудшатся. В противном случае, добавил он, «мы сделаем то, что необходимо».

Усилилась обеспокоенность тем, что в 2022 году напряженность может перерасти в одну из форм военной конфронтации, даже несмотря на то, что и Греция, и Турция этим летом стремятся увеличить свои доходы от туризма после двух лет потерь, вызванных пандемией COVID-19. Однако, К.Мицотакис также сказал, что турецко-греческие отношения еще не достигли того уровня, когда обе страны отправили военные корабли в Восточное Средиземноморье в споре о правах на разведку газа и нефти в 2020 году. «Есть высокая словесная напряженность, но у нас еще нет, и я надеюсь, что мы не достигнем этой точки напряженности », – сказал греческий политик. По его словам, в письмах в ООН, Анкара ставит под сомнение суверенитет Греции над островами, а это недопустимо.

В тоже время, экспертное сообщество начинает обсуждать перспективные сценарии турецко-греческого конфликта. По прогнозам, основная ударная группировка  ВС Греции будет дислоцироваться на авиабазе Танагра. Здесь размещены греческие истребители Mirage 2000, оснащенные крылатыми ракетами SCALP, на которые греки очень рассчитывают в возможной турецко-греческой войне. Все ракеты SCALP, которых, по оценкам, у Греции насчитывается 90-170 единиц, находятся на данной авиабазе.  ВВС Турции могут использовать высокоточные крылатые ракетки большой дальности SOM для поражения целей на данной авиабазе. В качестве основного способа наведения на ракетах SOM используется GPS, дополненная усовершенствованной инерциальной навигационной системой и радиолокационной навигационной системой с привязкой к местности, что позволяет уклоняться от систем ПВО. Радиус поражения составляет 275 километров.

Среди военных экспертов существуют и более смелые оценки. Так, греческий вице-адмирал в отставке Константинос Эгкольфопулос заявил, что в случае начала боевых действий истребители Rafale ВВС Греции взлетят с авиабазы в Ларисе и выпустят три крылатые ракеты SCALP, чтобы уничтожить мосты через Босфорский пролив. Однако он не учел наличия у Турции систем ПВО ЗРК С-400. Радар раннего обнаружения обеспечивает дальность обнаружения до 600 км. Ракетами сверхбольшой дальности 40Н6Е комплекс может поражать аэродинамические цели на дальности до 400 км. В случае развертывания данных систем в Измире, греческие истребители будут сбиты уже в Эгейском море.

В заключение отметим, что опасения турецкого правительства обусловлены недоверием к Греции, которая усиливает военное присутствие на островах, расположенных вблизи территории Турции. Несмотря на то, что обе страны – союзники  по НАТО, отношения между ними напряженные из-за политических разногласий, нерешенных территориальных споров, роста националистических настроений в Афинах и Анкаре, идеологически разном мировоззрении их элит, а также желанием стать доминирующими силами в Восточном Средиземноморье. Поэтому, отступать никто не намерен. На основании того, что Греция вооружает острова, Турция уже направила два официальных запроса в ООН с требованием соблюдения международных договоров.

[i] https://apnews.com/article/middle-east-greece-turkey-recep-tayyip-erdogan-1ad14e05faf7a7224afd56dd6ab403fa

52.19MB | MySQL:103 | 0,548sec