О целях плана США по созданию интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны на Ближнем Востоке

Американские законодатели в Палате представителей и Сенате представили на прошлой неделе проект закона, направленное на укрепление оборонного сотрудничества между Израилем и несколькими арабскими государствами, чтобы предотвратить воздушные угрозы со стороны Ирана. Законопроект, известный как «Закон о защите 2022 года», потребует от Пентагона представить стратегию интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны среди нескольких стран Ближнего Востока в течение 180 дней. Защита будет направлена на оборону соответствующих стран от «крылатых и баллистических ракет, пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, ракетных атак со стороны Ирана и для других целей». В число стран, указанных в законопроекте, входят Израиль, Иордания, Египет и Ирак, а также шесть членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, в который входят Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Кувейт и Оман. Ни Ирак, ни Саудовская Аравия, ни Катар, ни Кувейт, ни Оман не имеют дипломатических отношений с Израилем. ОАЭ подписали при посредничестве США соглашение о нормализации отношений с Израилем в последние месяцы администрации Д.Трампа. Договор, известный как «Соглашения Авраама», разрушил давний арабский консенсус о том, что не должно быть нормализации отношений с Израилем, пока он не достигнет всеобъемлющего мирного соглашения с палестинцами. Бахрейн, Судан и Марокко последовали примеру ОАЭ в сделках, которые не смогли решить палестинский вопрос или военную оккупацию Израилем Западного берега и расширение его поселений. ОАЭ заявили, что Израиль пообещал приостановить свои планы по аннексии части Западного берега, хотя аннексия уже была отложена из-за международного давления и отсутствия поддержки США. Конгрессмен-демократ Брэд Шнайдер, который представил законопроект в Палате представителей, заявил, что он укрепит «наших союзников путем укрепления единства, а укрепление общих возможностей безопасности имеет решающее значение для противостояния иранским угрозам в регионе. Иран находится на линии одного ярда в своем стремлении к ядерному оружию и угрожает нашим союзникам в регионе многими другими способами. Лидерство США в развитии интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны обеспечит необходимую безопасность, стабильность и единую оборону в регионе». Эксперты отмечают, что введение законодательства произошло через несколько месяцев после того, как Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана взял на себя ответственность за нападение на Эрбиль, столицу автономного Иракского  Курдистана. Иранские и иракские официальные лица сообщили  в то время, что нападение было ответом на предыдущую израильскую атаку, нацеленную на иранский завод беспилотников в городе Тебриз. Тайные убийства также были центральным элементом в борьбе между Израилем и Ираном. Израильские официальные лица называют затянувшийся конфликт «войной между войнами», которая, по их словам, направлена на снижение возможностей Тегерана нанести удар по Израилю в случае тотальной войны.

По оценке американских аналитиков, план США по созданию интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны на Ближнем Востоке может в конечном итоге помочь странам региона сдерживать и перехватывать атаки Ирана и его доверенных лиц — перспектива, которая может побудить Саудовскую Аравию к углублению связей с Израилем.  Многие из стран, на интеграцию которых направлено законодательство, уже развернули системы обороны США. ОАЭ владеют передовой системой THAAD. Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак и Кувейт также владеют или размещают американские ракетные батареи Patriot, а другие страны региона все еще используют более старую американскую ракетную систему класса «земля-воздух» HAWK. Принятие закона связано с тем, что перспективы американо-иранской ядерной сделки тускнеют, что, возможно, предвещает новые атаки иранских ракет и беспилотников по всему региону. Возможности Ирана по нанесению ударов баллистическими ракетами и беспилотниками распространяются из Ирана в Ливан через Сирию, Ирак и Йемен, что дает Тегерану возможность атаковать силы США, Израиля и арабских стран Персидского залива с нескольких направлений. Соединенные Штаты уже принимают участие в интегрированной системе противовоздушной обороны НАТО (NATINADS), которая была создана в 1950-х годах. NATINADS стремится создать еще одну интегрированную систему противовоздушной обороны в Азиатско-Тихоокеанском регионе к 2028 году среди союзников и партнеров США там.

Хотя существующие системы уже действуют в большинстве стран, местная политика помешает полному внедрению региональной системы противовоздушной и противоракетной обороны — особенно в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Кувейте и Ираке — потому что Израиль будет частью этой сети. Саудовская Аравия, Катар и Оман имеют тайные отношения в области безопасности, экономические или дипломатические отношения с Израилем, но пока не готовы принять полную нормализацию отношений со страной по различным внутренним и идеологическим причинам. Ирак и Кувейт, которые избрали законодательные органы и население, которое в подавляющем большинстве выступает против отношений с Израилем, еще дальше от нормализации. Отчасти из-за иранского влияния в Ираке Багдад также далек от получения передовой американской системой ПВО или противоракетной обороны; батареи Patriot в стране находятся под контролем США на авиабазе Айн аль-Асад в иракской провинции Анбар. Несмотря на эти проблемы, скрытая интеграция возможна для таких стран, как Саудовская Аравия и Катар, которые имеют более развитые связи с Израилем, а также глубокие оборонные связи с Соединенными Штатами. Централизованные политические системы Саудовской Аравии и Катара также предоставляют обоим государствам больше возможностей для внедрения систем по сравнению с такими странами, как Ирак и Кувейт, где избранные парламенты имеют больше возможностей контролировать исполнительную власть. Официально Саудовская Аравия по-прежнему выступает против формальной нормализации отношений с Израилем до тех пор, пока не будет создано палестинское государство. Но тренд по  нормализации отношений в Эр-Рияде, тем не менее, относительно продвинулся. В прошлом месяце появились сообщения о том, что Соединенные Штаты помогли посредничеству в передаче островов Тиран и Санафир от Египта Саудовской Аравии, убедив Израиль отказаться от своих возражений (стратегические острова расположены вдоль Акабского пролива, который необходим Израилю для доступа к Красному морю; Израиль ранее смог заблокировать передачу островов Саудовской Аравии, указав на положения израильско-египетского мирного договора 1979 года о том, что острова остаются демилитаризованными). Недавний прорыв в вопросе Тирана и Санафира также происходит на фоне сообщений о том, что израильские компании заключают сделки в Саудовской Аравии, а также слухов о встречах между саудовскими и израильскими официальными лицами, направленных на укрепление торговых связей. Оман, и Катар официально выступают против нормализации отношений с Израилем до создания палестинского государства. Но они также оба стремятся сохранить региональный нейтралитет между Соединенными Штатами, Израилем и Ираном.  Антиизраильские настроения остаются высокими в Ираке, где в результате израильского авиаудара по связанным с Ираном целям в 2019 году погибло до 47 человек. Только в прошлом месяце парламент Ирака усилил законы страны против нормализации. Кувейт также имел свой собственный закон о нормализации с 1964 года, который парламент страны расширил в 2018 году, включив запрет на связи между кувейтцами и израильтянами в интернете.

Даже частично внедренная система IAMD повысит способность Израиля и (в меньшей степени) других близлежащих стран сдерживать и перехватывать некоторые иранские и прокси-атаки. Но географическое расстояние и место происхождения атак, по крайней мере частично, будут определять эффективность такой системы. Системы раннего предупреждения, которые информируют даже частичную региональную систему IAMD, увеличат вероятность того, что иранские или прокси-атаки будут обнаружены раньше, а системы противовоздушной и противоракетной обороны будут активированы быстрее, чтобы блокировать такие удары. Даже если бы предложенный закон охватывал только Израиль, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Иорданию, он все равно дал бы Израилю возможность получать более ранее предупреждение об иранских ударах из Ирака и Ирана. Однако без Саудовской Аравии в качестве участника системы IAMD поддерживаемые Ираном хоуситы в Йемене будут использовать пробел в разведке королевства. Система IAMD также мало что сделает для снижения эффективности ракетных ударов меньшей дальности, а также ракетных атак и атак беспилотников по региональным целям. Это особенно верно, когда речь идет о защите Израиля и Саудовской Аравии от нападений, совершаемых из соседних стран, таких как Ливан и Сирия (в случае Израиля) и Йемен (в случае Саудовской Аравии), поскольку нападающие могут чаще полагаться на атаки роя дронов  малой дальности и более короткого времени подлета, чтобы нанести удар по целям до того, как средства обороны могут их перехватить. Израиль располагает различными противоракетными радарными системами наземного, воздушного и морского базирования. Но до недавнего времени радиус действия этих систем был ограничен собственными границами и базами Израиля. Израильская EL / M-2080 Green Pine, основная противоракетная радиолокационная система страны, имеет радиус действия около 360-500 миль, что делает части Ирака, а также весь Иран и Йемен вне пределов ее обнаружения. Неясно, побудит ли «Закон о защите 2022 года» Израиль отправлять свои системы в страны-участницы.

С помощью предложенного закона Соединенные Штаты могли бы также использовать преимущества более тесной интеграции с американской системой ПВО и возможного доступа к израильским военным технологиям, чтобы еще больше стимулировать Саудовскую Аравию — частую цель нападений хоуситов и Ирана — углублять нормализацию отношений с Израилем. Американские законодатели открыто заявили, что предложенный закон был направлен на продвижение арабо-израильской нормализации, изложенной в «Соглашениях Авраама» 2020 года — цель, которая объяснила бы включение Израиля в общую ПВО. Саудовская Аравия, по слухам, заинтересована в израильском «Железном куполе», чтобы помочь защитить южную границу королевства и нефтяную инфраструктуру от атак Ирана и поддерживаемых Ираном йеменских хоуситов. Растущие темпы  нападений хоуситов и Ирана могут вынудить Эр-Рияд стать более заинтересованным в получении программы IAMD под руководством США, если она включает израильские технологии, такие как «Железный купол» и будущую израильскую систему лазерной обороны Iron Beam. Чтобы предотвратить внутреннюю общественную оппозицию, Саудовская Аравия будет иметь возможность тайно участвовать в программе, вместо того, чтобы как ОАЭ и Бахрейн спокойно проводить военные учения вместе с израильскими силами на маневрах под руководством США и НАТО незадолго до того, как обе страны нормализовали отношения с Израилем в 2020 году. Саудовская Аравия уже развила другие тайные связи с Израилем, включая деловые связи и слухи о встрече между наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом и бывшим премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в 2019 году. Эти связи отражают желание наследного принца  наладить связи с Израилем даже без прогресса в палестинском вопросе, хотя широко распространено мнение, что саудовская общественность будет выступать против нормализации.

62.27MB | MySQL:101 | 0,623sec