Американские эксперты о внутренней, внешней политике Турции и современном состоянии американо-турецких отношений. Часть 2

Международные отношения Сената

Председатель комитета Боб Менендес призвал администрацию сказать Эрдогану: «Вы должны действовать по-другому, если хотите, чтобы что-то рассматривалось», например, обновление парка самолетов F-16, которого Турция добивается от Соединенных Штатов. Сенатор Том Тиллис, сопредседатель Сенатской группы наблюдателей НАТО, заявил, что Соединенные Штаты могли бы предпринять действия, чтобы принудить Турцию к сотрудничеству, но предпочли бы не нагнетать напряженность.

Проблемы с продажей оружия между США и Турцией

Как считают авторы доклада, то, как Турция закупает ключевые системы вооружений, имеет отношение к политике США отчасти потому, что это влияет на партнерские отношения Турции с крупными державами и роль страны в НАТО. На протяжении десятилетий Турция полагалась на определенное вооружение и военную технику американского производства, такое как самолеты, вертолеты, ракеты и другие боеприпасы, для поддержания военной мощи. Покупка Турцией российской системы противовоздушной обороны С-400  вызвала вопросы о том, может ли Турция оставаться тесно интегрированной с Соединенными Штатами и НАТО в вопросах обороны. Однако после того, как Россия начала вторжение на Украину, Турция, похоже, менее склонна рассматривать возможность закупки дополнительных российских вооружений. Один источник процитировал слова высокопоставленного турецкого дипломата: «Война практически уничтожила все потенциальные турецко-российские сделки по системам стратегических вооружений».

Приобретение российских С-400: исключение из программы F-35 и санкции США

Приобретение Турцией российской системы С-400, которую Турция заказала в 2017 году, а Россия поставила в 2019 году, имеет значительные последствия для отношений Турции с Россией, Соединенными Штатами и другими странами НАТО. В результате сделки администрация Д.Трампа исключила Турцию из программы совместных ударных истребителей F-35 в июле 2019 года и ввела санкции в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA, P.L. 115-44) в отношении Турецкого агентства по оборонным закупкам в декабре 2020 года. Объясняя решение США исключить Турцию из программы F-35, тогдашний заместитель министра обороны по закупкам и обеспечению Эллен Лорд сказала: «Турция  может использовать российскую платформу для сбора разведданных [в системе С-400] в непосредственной близости от места, где программа F-35 производит, ремонтирует и размещает F-35. Большая часть силы F-35 заключается в его возможностях скрытности, поэтому способность обнаруживать эти возможности поставила бы под угрозу долгосрочную безопасность программы F-35». До исключения Турции из программы F-35 в июле 2019 года она планировала приобрести по меньшей мере 100 самолетов F-35 американского производства и была одним из восьми первоначальных партнеров консорциума по разработке и промышленному производству самолета. Раздел 1245 Национальной оборонной стратегии на 2020 финансовый год Закон о разрешении (P.L. 116-92) запрещает использование средств США для передачи F-35 Турции, если министр обороны и Госдепартамент не подтвердят, что Турция больше не обладает С-400. Турецкие официальные лица продолжают публично выражать надежду на то, что они смогут приобрести F-35 в будущем. Интерес Турции к сделкам по закупкам, предусматривающим обмен технологиями и совместное производство — тем самым укрепляя внутреннюю оборонную промышленность Турции — возможно, повлиял на ее решение по С-400. Укрепление своей оборонной промышленности стало приоритетом для Турции после введения в 1975-1978 годах эмбарго США на поставки оружия из-за ситуации по Кипру. Со временем турецкие компании увеличили долю оборонных потребностей Турции, поставляя оборудование, начиная от бронетранспортеров и военно-морских судов и заканчивая беспилотными летательными аппаратами. В то время как покупка Турцией С-400, как сообщается, не включала технологии, стала одной из причин, по которой турецкие официальные лица отдали предпочтение С-400, так как была надежда, что это может открыть дверь для будущего обмена технологиями в области противовоздушной обороны с Россией. Отсутствие соглашения между Соединенными Штатами и Турцией по обмену технологиями в отношении системы Patriot, возможно, способствовали заинтересованности Турции в рассмотрении неамериканских вариантов противовоздушной обороны, включая неудачную попытку с 2013 по 2015 год приобрести китайскую систему. На решение Турции приобрести С-400 могли повлиять и другие факторы. Одним из них является очевидное желание Турции диверсифицировать свои иностранные источники вооружений. Другим фактором является возможная заинтересованность президента Турции Эрдогана в защите от самолетов американского производства, таких как те, которые использовались некоторыми турецкими военнослужащими при попытке государственного переворота в 2016 году. Турция провела некоторые испытания С-400, но не ввела систему в эксплуатацию в целом. Президент Эрдоган заявил в сентябре 2021 года, что Турция рассчитывает приобрести вторую батарею системы С-400. Госсекретарь Блинкен предупредил Турцию, что приобретение дополнительной системы может привести к усилению санкций США в соответствии с CAATSA. Турции, возможно, придется отказаться от владения или использования С-400, чтобы снять санкции CAATSA.

Возможная модернизация F-16 и мнения Конгресса

Осенью 2021 года турецкие официальные лица заявили, что запросили закупку 40 новых F-16 истребителей из Соединенных Штатов и модернизацию 80 истребителей F-16 из устаревшего парка Турции. Сообщается, что президент Дж.Байден обсудил запрос F-16 с Р.Т.Эрдоганом во время встречи G20 в октябре 2021 года в Риме, указав, что запрос будет проходить через регулярные консультации по продаже оружия и процесс уведомления Конгресса. Ценность Турции как союзника по НАТО в условиях нового кризиса, затрагивающего европейскую безопасность — войны России с Украиной — возможно, усилила интерес администрации к продвижению вперед с сделку с F-16. Отвечая на критику возможной продажи F-16 со стороны 53 членов Конгресса в письме от февраля 2022 года, чиновник Госдепартамента написал в марте, что  поддержка Украины Турцией была «важным сдерживающим фактором для пагубного влияния в регионе».  Признавая, что любая продажа потребует уведомления Конгресса, чиновник добавил: «Администрация считает, что, тем не менее, существуют убедительные долгосрочные интересы единства и потенциала альянса НАТО, а также интересы национальной безопасности, экономические и коммерческие интересы США, которые поддерживаются соответствующими торговыми связями США с Турцией в области обороны». В апреле 2022 года администрация, как сообщается, неофициально уведомила Конгресс о своем намерении обновить часть существующего парка турецких истребителей F-16 и предоставить ракеты класса «воздух-воздух» малой и средней дальности (Sidewinder AIM-9X и AMRAAM AIM-120D) общей стоимостью для Турции около 500 млн долларов. В ноябре 2021 года турецкий эксперт по обороне описал, какие модернизации турецких F-16. самолеты конфигурации Block 70/72 Viper и могут включать в себя, в том числе, новый радар, другие усовершенствования программного и аппаратного обеспечения, а также конструктивные усовершенствования, которые значительно продлевают срок службы каждого самолета. Другие страны, которые могут получить новые или модернизированные F-16 Block 70/72 Vipers, включают Грецию, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Марокко, Бахрейн, Болгарию, Филиппины и Словакию. Продажи США для расширения возможностей и продления срока службы турецкого парка F-16 обеспечат Турции время для разработки своего давно запланированного отечественного истребителя пятого поколения, получившего название TF-X, который, как ожидается, вступит в эксплуатацию в течение следующего десятилетия. Турция, по-видимому, стремится к партнерству с Соединенным Королевством (включая компании BAE Systems и Rolls-Royce) для разработки технологий для TF-X.97 Если не удастся закупить или модернизировать F-16 для повышения возможностей турецких ВВС во время перехода на TF-X, то Турция ранее  намекала, что она может рассмотреть возможность приобретения российских истребителей Су-35. После начала российско-украинской войны расчеты Турции, как сообщается, изменились. По данным турецкого Министерства национальной обороны: «Потребности безопасности и политика диктуют Анкаре оставаться в рамках НАТО в своем арсенале истребителей. Единственными жизнеспособными вариантами до того, как Турция начнет летать на TF-X, являются [Eurofighter] «Тайфун», «Сааб» [«Грипен»] и F-16 Блок 70».  Поддержка Турцией Украины может склонить некоторых ключевых членов Конгресса к согласию на возможную модернизацию или продажу США истребителей F-16 для Турции. После сделки с С-400 некоторые члены альянса, как сообщается, неофициально приостановили крупные новые продажи оружия американского происхождения Турции, что стало  крупнейшими санкциями  поставок оружия Турции после введения эмбарго из-за Кипра в 1975-1978 годах. Однако после вторжения России в Украину в статье, опубликованной в мае 2022 года, были опрошены некоторые руководители комитетов Конгресса, отвечающие за надзор за продажей оружия. Большинство из них заявили об открытости для рассмотрения сделок с F-16. Председатель Менендес по-прежнему настроен скептически, заявив: «[Турция] действует таким образом, который противоречит нашим интересам по целому ряду вопросов. Я думаю, что администрация должна перестать видеть… желательную часть того, какой мы хотели бы видеть Турцию, и осознать, что Турция – это сейчас Эрдоган». В более позднем интервью после того, как Турция объявила условия своей поддержки для вступления Швеции и Финляндии в НАТО, высокопоставленный член Комитета по иностранным делам  Палаты представителей Майк Маккол указал, что такая позиция Турции может создать проблемы для модернизации турецких F-16. Поскольку официальные лица США уже уведомили Конгресс о возможном обновлении F-16 для Греции в 2021 году, готовность США модернизировать турецкие F-16 может иметь значительные последствия для безопасности между Турцией и Грецией, а также для отношений с участием трех стран. В мае 2022 года Эрдоган объявил, что больше не будет иметь дела с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом, после того как тот, по-видимому, выразил обеспокоенность по поводу американо-турецких сделок с оружием, выступая на совместном заседании Конгресса 17 мая. У Турции и Греции давние споры по поводу морских и воздушных границ, разведки энергетических ресурсов и статуса Кипра. Недавний всплеск напряженности в 2019-2020 годах несколько утих, но  Греция сейчас  укрепила свои отношения с Соединенными Штатами и рядом региональных стран, таких как Франция, Израиль и Египет.

В этой связи  от себя отметим , что предложения Турции в отношении компромисса по вопросу модернизации своего авиапарка и отмены оружейного эмбарго уже в Вашингтон поступили.

Страны Запада договорятся с Турцией о приеме в Организацию Североатлантического договора (НАТО) Финляндии и Швеции за счет ряда разменов, в том числе заключения сделок на поставки оружия Анкаре и углубления военно-экономической интеграции с нею. С таким прогнозом выступил 15 июня на встрече с вашингтонской Группой военных обозревателей (Defense Writers Group), отвечая на вопросы, председатель Комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США Адам Смит (демократ, от штата Вашингтон).

Этот влиятельный американский законодатель утвердительно, но с уточнениями и некоторыми оговорками ответил на просьбу пояснить, идет ли, по его мнению, речь о том, что Стокгольм и Хельсинки станут в конечном счете членами Североатлантического альянса в результате какого-то размена прежде всего между США и Турцией, которая выдвигает различные требования, в том числе касающиеся истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35. «Мой ответ на это был бы: вероятно, но не наверняка. И дело, считаю, касается намного большего, нежели программа [производства] F-35», — сказал Смит.

При этом он подчеркнул, что в любом случае Вашингтон не вернет Анкару в программу создания F-35, откуда она была исключена несколько лет назад в связи с приобретением у Москвы зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. «Турция не вернется в программу [выпуска] F-35», — со всей категоричностью заявил конгрессмен. «С-400 — это просто фундаментальная помеха сделке. Дело не в том, чтобы наказать Турцию за покупку российских оружейных систем. Дело в том, чтобы не иметь С-400 в одном и том же месте, где есть F-35, в потенциальной потере за счет этого критически важной информации, которую получили бы россияне», — считает Смит. Он имел в виду то, что ЗРС С-400, как утверждают американцы, могла бы собирать и передавать России информацию о характеристиках F-35.  В этой связи согласимся, что такой размен жизнеспособен и реален, но с одной оговоркой.  Это может произойти только после проведения выборов в Турции в следующем году, поскольку националистическую повестку дня в контексте присутствия РПК в Финляндии и Швеции Эрдоган сейчас вот так просто отринуть не может. И ровно по этой причине Анкара уже перенесла свое решение о вступлении этих двух стран в НАТО на год.

Турецкие споры относительно Греции и Кипра: Историческая подоплека

С 1970-х годов споры между Грецией и Турцией по поводу территориальных прав в Эгейском море и Восточном Средиземноморье было главной точкой противостояния, в результате чего стороны несколько раз были близки к военному конфликту. Споры, корни которых уходят в территориальные изменения после Первой мировой войны, вращаются вокруг оспариваемых границ,  территориальных вод двух стран, национального воздушного пространства, исключительных экономических зон и континентальных шельфов.  Эта напряженность связана и еще более усугубляется одним из основных неразрешенных конфликтов региона, фактическим политическим разделением Кипра по этническому признаку, которое восходит к военному столкновению 1974 года, в ходе которого турецкие войска вторглись на часть острова, чтобы помешать этническому греческому руководству объединить Кипр с Грецией. Международно признанная Республика Кипр, которая имеет тесные связи с Грецией претендует на юрисдикцию над всем островом, но ее эффективный административный контроль ограничен двумя третями южной части, где греки-киприоты составляют большинство. Киприоты-турки управляют северной частью острова и пользуются поддержкой Турции, в том числе турецкого военного контингента, находящегося там после столкновения 1974 года. В 1983 году лидеры киприотов-турок провозгласили эту часть острова Турецкой Республикой Северного Кипра, хотя ни одна страна, кроме Турции, ее не признает.

Сирия

Участие Турции в сирийском конфликте с 2011 года было сложным и дорогостоящим и привело к серьезному обострению американо-турецких отношений. Приоритеты Турции в гражданской войне в Сирии изменились в ходе конфликта. В то время как Турция по-прежнему выступает против президента Сирии Башара Асада, она участвует в координации и конкуренции с Россией и Ираном (которые поддерживают Асада) по некоторым вопросам после военного вмешательства в Сирию, начавшегося в августе 2016 года. Турция и Соединенные Штаты  вступили в столь же непоследовательное взаимодействие на севере Сирии к востоку от Евфрата, где базировались американские войска. Главной целью Турции было помешать сирийским курдским Силам народной самообороны (YPG) создать автономную область вдоль северной границы Сирии с Турцией. В Турции правительство считает YPG и ее политического партнера, Партию демократического союза (PYD), серьезной угрозой безопасности Турции из-за опасений Турции, что успехи YPG/PYD придали смелости РПК (которая имеет связи с YPG/PYD) в ее внутреннем конфликте с турецкими властями. YPG/PYD играют ведущую роль в Силах демократической Сирии (SDF), зонтичной группе, включающей арабов и другие некурдские элементы, которые стали основным партнером американской армии в борьбе с «Исламским государством» в 2015 году во время военных операций под руководством Турции в октябре. Попытка в 2019 году захватить районы Северо-Восточной Сирии у SDF — после того, как президент Трамп согласился вывести спецназ США из приграничной зоны — привела к серьезной критике и предложенным действиям против Турции в Конгрессе. В мае 2022 года Эрдоган заявил, что Турция рассматривает возможность военной операции по расширению районов турецкого контроля в Сирии как средство противодействия влиянию YPG. В ответ представитель Госдепартамента признал «законные опасения Турции по поводу безопасности», но осудил любые эскалации и заявил, что Соединенные Штаты поддерживают сохранение нынешних линий прекращения огня, чтобы избежать дестабилизации и подвергнуть риску силы США в кампании против «Исламского государства». В начале июня Турция объявила о планах операции, которые включают районы к западу от реки Евфрат вдали от сил США, которые сосредоточены на восточном берегу реки. Российские официальные лица также выразили некоторую обеспокоенность по поводу того, что новое турецкое наступление может привести к эскалации напряженности, и могут попытаться стимулировать более тесную координацию Турции с сирийскими правительственными силами. В районах Северной Сирии, которые Турция оккупирует с 2016 года, Анкара создала местные советы. Эти советы и связанные с ними силы безопасности предоставляют государственные услуги в этих областях при финансировании, надзоре и обучении со стороны турецких чиновников. Сохраняются вопросы о будущем управлении и всеобъемлющая роль в этом Турции. Турецкие военные по-прежнему находятся в противостоянии с Россией и сирийским правительством по поводу будущего северо-западной провинции Сирии Идлиб, последней части страны, удерживаемой антиасадовскими группировками (включая некоторых, имеющих связи с «Аль-Каидой»). Турция направила войска в Идлиб, чтобы защитить его от сирийских правительственных сил и предотвратить дальнейшие потоки беженцев в Турцию. Ограниченная вспышка конфликта в 2020 году привела к перемещению сотен тысяч сирийских гражданских лиц и к нескольким турецким и сирийским жертвам. Готовность России поддержать сирийские операции в Идлибе, возможно, частично проистекает из нежелания или неспособности Турции обеспечить соблюдение турецко-российского соглашения 2018 года путем вывода тяжелого вооружения и «радикальных террористических групп» из провинции. Вопросы, связанные с российско-украинской войной и последствиях турецких мер по ограничению доступа российских военных в Сирию по воздуху и морю, а также возможные действия России по ограничению гуманитарного доступа могут повлиять на будущее развитие оперативной обстановки.

Беженцы в Турции

Турция принимает около 3,6 млн сирийских беженцев — больше, чем любая другая страна, — наряду с сотнями тысяч из других стран. Через несколько недель после начала российского вторжения в Украину в 2022 году Турция подсчитала, что 20 000 украинцев приехали в Турцию. Жизненные ситуации беженцев и других мигрантов, их влияние на население Турции и доступ к занятости, образованию и государственным услугам различаются в зависимости от различных обстоятельств, с которыми они сталкиваются. Турция закрыла большую часть доступа мигрантам из Сирии в 2015 году и стремилась репатриировать беженцев, которые хотят вернуться, причем, по сообщениям, на сегодняшний день это сделали несколько сотен тысяч. По ряду данных, турецкие власти принудительно вернули некоторых беженцев в Сирию. Согласно соглашению между Турцией и ЕС от 2016 года о минимизации потока мигрантов в ЕС, Греция может возвращать в Турцию сирийских мигрантов, которые прибывают на ее острова. Как часть структурированного процесса, сделка требует такого же количества людей для переселения из Турции в страны ЕС. Соглашение также предусматривало экономическую помощь ЕС беженцам в Турции. В некоторые кризисные периоды президент Эрдоган угрожал открыть границы Турции, чтобы впустить мигрантов в Грецию и Болгарию. Эти страны принимают меры безопасности — при содействии агентства пограничной и береговой охраны ЕС — чтобы свести к минимуму количество пересечений по суше или морю, и некоторые источники критикуют их за предполагаемые нарушения этики или международного права, связанные с обращением с беженцами или  мигрантами.

 Отношения с Израилем и арабскими государствами

С 2010-х годов отношения Турции с Израилем и с суннитскими арабскими правительствами, которые поддерживают традиционные авторитарные модели управления в регионе, в частности, с Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Египтом — были чреваты напряженностью. При президенте Эрдогане Турция и Израиль столкнулись в политическом плане из-за позиции Израиля по палестинским проблемам и поддержки Турцией суннитской исламистской группировки ХАМАС (признанной США террористической организацией), хотя страны продолжают расширять торговые связи. Суннитские арабские правительства относились к Турции с подозрением в основном из-за симпатий турецкого правительства к исламистским политическим группировкам и их тесных отношений с Катаром. События в Ливии усилили параллелизм между спорами Турции в Восточном Средиземноморье и его соперничество с суннитскими арабскими правительствами, так как они поддерживали противоборствующие стороны в гражданской войне в Ливии. В конце 2019 года Турция подписала соглашение с тогдашним правительством Ливии —  Правительством национального согласия (ПНС) о морских границах, усложняя правовую и экономическую картину в Восточном Средиземноморье. Напряженность еще больше усилилась после того, как в августе 2020 года Греция и Египет достигли соглашения о морской границе, которое игнорирует соглашение между Турцией и Ливией от 2019 года. Однако в прошлом году Турция стремилась к сближению с некоторыми из своих региональных соперников. Потенциальные экономические выгоды могут помочь смягчить финансовый кризис в Турции в преддверии президентских и парламентских выборов в 2023 году, например, Эрдоган и президент ОАЭ  Мухаммед бен Заид Аль Нахайян в последние месяцы посещали друг друга, и две страны подписали соглашение о валютных свопах наряду со многими другими соглашениями об экономическом сотрудничестве и инвестициях. Кроме того, цифры показывают, что турецкая торговля с Саудовской Аравией выросла в годовом исчислении на 25% в первом квартале 2022 года. В апреле 2022 года Эрдоган посетил Саудовскую Аравию после того, как Турция передала юрисдикцию саудитам в связи с судебным процессом по делу об убийстве Джамаля Хашогги. Одно сообщение в средствах массовой информации предвосхищает инвестиции ОАЭ в оборонную промышленность Турции и турецкий оборонный экспорт в страны Персидского залива, который  потенциально включает беспилотные летательные аппараты, системы противовоздушной обороны и различные воздушные, морские и наземные платформы. Более того, за последний год Израиль и Турция продемонстрировали признаки улучшения отношений. Две страны поддерживают дипломатические отношения, но с 2018 года послы не находятся в странах друг друга Открытость Израиля к сближению с Турцией может быть обусловлена стечением факторов, в том числе:

— Потенциально большая готовность Турции сократить свою поддержку ХАМАСу в надежде улучшения политических и экономических отношений с Израилем и другими ключевыми партнерами США в регионе (суннитскими арабскими правительствами, такими как ОАЭ и Саудовская Аравия) — отчасти для улучшения имиджа Турции в Вашингтоне. Некоторые отчеты с начала 2022 года  намекали на готовность Турции выдворить со своей территории членов ХАМАСа, предположительно причастных к операциям боевиков.

— Растущее внимание Израиля к тому, как отношения с Турцией и другими странами региона могут помочь противостоять Ирану.

— Смена руководства в 2021 году от правительства Нетаньяху к правительству Беннета-Лапида с разделением власти. В марте 2022 года президент Израиля Ицхак Герцог посетил Турцию. В мае министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу посетил Израиль (и Западный берег), и обе страны ожидают будущие  двусторонние встречи и шаги по улучшению политических и экономических отношений. Президент Эрдоган и другие высокопоставленные турецкие официальные лица сделали публичные заявления, в которых выразили заинтересованность в энергетическом сотрудничестве с Израилем. Однако израильские официальные лица, как сообщается, по-прежнему скептически относятся к перспективам подводного газопровода Израиль-Турция. В то время как Израиль стремится к более активному взаимодействию на высоком уровне с Турцией, он возможно, с осторожностью относится к значительным краткосрочным улучшениям в двусторонних отношениях и, похоже, по-прежнему привержена тесным стратегическим связям с Грецией и Республикой Кипр.

52.31MB | MySQL:103 | 0,530sec