Алжир: время подводить итоги

Совсем недавно — 5 июля 2002 года — Алжир отметил 40-ю годовщину со дня достижения независимости. Понятно, что подобная «круглая» дата сама по себе стала поводом оглянуться назад и дать оценку пути, пройденного этой многострадальной страной.
До 5 июля 1962 года Алжир день в день ровно 132 года находился в колониальной зависимости от Франции. Чтобы добиться независимости, ему понадобилось долгих 8 лет вооруженной борьбы. Западные историки считают, что в этой борьбе погибли до 400 тысяч алжирцев. В Алжире утверждают о 1,5 млн убитых.
Франция устами генерала де Голля признала независимость Алжира еще 3 июля 1962 года, однако с учетом символичности даты алжирцы отмечают день независимости именно 5 июля. До этого, 18 марта 1962г., стороны подписали Эвианские мирные соглашения, заложившие основу будущих отношений между Алжиром и его метрополией. Затем эти соглашения были одобрены французами на общенациональном референдуме. День спустя был установлен режим прекращения огня.
1 июля на референдуме подавляющее большинство алжирцев высказалось за независимость своей страны. Затем последовал массовый выезд французов из Алжира.
Страну покинули около 1 млн человек, после чего Алжир остался фактически без кадров, необходимых для нормального функционирования промышленности и администрации.
В последующие годы Алжир национализировал природные богатства и банковский сектор, построил основы экономики. В эпоху покойного Хуари Бумедьена экономическое развитие осуществлялось на двух приоритетных направлениях — промышленность и сельское хозяйство. В этой работе заметную помощь Алжиру оказал СССР. Есть все основания сказать, что в период с 1965 по 1978г. Алжир поступательно развивался во всех направлениях. Благодаря своей активной внешней политике АНДР стала одним из лидеров Движения неприсоединившихся государств.
Период относительно поступательного развития завершился примерно в середине 80-х годов. Экономические достижения постепенно были сведены на нет ошибками в управлении и недостатком компетенции. Образовался разрыв между ипортированными технологиями и низким уровнем специалистов, что в конечном итоге привело к неэффективному использованию имевшегося оборудования. С того же времени началось постепенное «ущемление» социальных завоеваний алжирцев и в ряде случаев — их полное упразднение. С 1986г.страна постепенно опустилась в пучину острейшего социального, экономического и политического кризиса. Он во многом был вызван ошибками и злоупотреблениями, допущенными в эпоху единоличного правления в стране Фронта национального освобождения /ФНО/.
Стихийная и абсолютно непрозрачная кампания приватизации, осуществленная в конце 80-х — 90-х годах по рекомендации МВФ, привела к тому, что из имевшихся в середине 80-х годов 460 предприятий центрального подчинения и 1600 — регионального, к настоящему моменту государство потеряло практически все — большинство предприятий просто прекратило свое существование. Государство фактически перестало заниматься вопросами развития сельского хозяйства, что сразу же увеличило и без того значительную зависимость страны от внешних поставок продовольствия.
В 1989г.в Алжире была введена многопартийность, однако кризис разрастался. Его высшим проявлением стал развязанный исламистами в 1992 году внутриалжирский конфликт. В нем погибли 100 тысяч человек. Стране был нанесен материальный ущерб в 20 млрд долларов.
Как подчеркнул 4 июля с.г.в выступлении перед высшим командным составом Национальной народной армии АНДР президент А.Бутефлика, проводимая в стране с 1999г.политика гражданского согласия вкупе с подъемом экономики должны создать условия для возвращения мира в Алжир. Этому в немалой степени способствует и благоприятный внешний фон, сложившийся в мире после 11 сентября 2001г. «Мир осознал важность борьбы алжирского народа против международного терроризма и роль, которую сыграла в ней его армия только тогда, когда это явление затронуло самые мощные и самые стабильные страны», — тогда же не без сожаления заметил глава АНДР.
Несмотря на достаточно противоречивые оценки, проводившаяся и проводимая Бутефликой политика гражданского согласия в целом принесла определенные положительные результаты. Ее главный итог — из рядов противников алжирского государства были выведены несколько тысяч боевиков, которые могли бы продолжать убивать.
Тем не менее банды религиозных экстремистов продолжают сеять смерть в Алжире. Только с начала текущего года от их рук погибли около 900 человек. К сожалению, не стал исключением и праздничный день 5 июля, причем громкому теракту с применением взрывного устройства в населенном пункте Ларбаа в 25 км к югу от Алжира не помешали повышенные меры безопасности, предпринятые накануне торжеств. В результате теракта погибли от 40 /официальные данные /до 49/ данные газеты «Аль-Ватан»/ человек.
К достаточно сложной ситуации в сфере безопасности за последний год добавился острейший идентификационный кризис в Кабилии — регионе с преимущественно берберским населением к востоку от Алжира. Этот кризис старательно не замечают в столице АНДР, а он несет в себе скрытые угрозы, которые намного серьезнее, нежели даже угроза терроризма.
Длительная засуха привела к острейшему водному кризису, который уже с начала 2002г.не раз в ряде мест выливался в «водные» бунты.
Одной из самых острых проблем современного Алжира является безработица. Ее уровень составляет 45 проц.от общего числа трудоспособного населения. Среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет этот показатель составляет 65 проц. Ситуацию усугубил демографический взрыв — численность населения страны выросла с 10 млн в 1962 году до 31 млн в 2002 году. Именно в среде безработной и не имеющей каких-либо жизненных перспектив молодежи исламистские вербовщики ведут рекрутирование новых боевиков для формирований религиозных экстремистов.
До второй половины 90-х годов, когда Алжир сумел достичь определенной макроэкономической стабильности, крайне сложным было финансовое положение страны. По состоянию на 1991г.внешний долг АНДР достиг 25 млрд долларов, и это при том, что в период с 1979 по 1991гг.страна заработала на экспорте углеводородов 145 млрд долларов. Куда делись эти средства? Ответ на этот вопрос еще предстоит дать историкам и экономистам, а может быть, не столько им, сколько следователям. Здесь уместно напомнить, что по данным премьер-министра Алжира Брахими, обнародованным в 1990г.,за предыдущие 11 лет в стране были разворованы 26 млрд долларов.
Возвращаясь обратно, приходится констатировать, что именно обострение социально-экономических проблем стало главной причиной подъема исламистских движений в Алжире на рубеже 80-х годов. Исламисты были самыми ярыми критиками коррумпированности властей, и на волне этой критики смогли во многом достичь своих целей.
Впрочем, некоторые алжирские историки /Махфуд Беннун/ полагают, что корни алжирского кризиса следует искать в событиях 1961 — 1962гг., когда между бывшими соратниками по антиколониальной борьбе вспыхнули острейшие разногласия, приведшие к физическому устранению многих из них возведению культа насилия в ранг неписаного закона. Он же полагает, что эпоха «шадлизма» /Шадли Бенджедид, президент АНДР с 1978 по 1991гг. — прим.авт./ породила две силы, которые находятся в антагонизме между собой и одновременно дополняют друг друга — политико-финансовую мафию и исламистов, как умеренных, так и радикалов. «Первые заразили гангреной государство, вторые — поразили смертельным вирусом общество», — считает Беннун.
Луч надежды мелькнул перед алжирцами в начале 1992г., когда Высший совет национальной безопасности отстранил от власти Бенджедида, не допустил прихода к власти исламистов и поставил к руководству страной Высший государственный совет во главе с Мохаммедом Будиафом. Последний в кратчайшие сроки сумел создать предварительные условия для вывода страны из кризиса. Своими главными целями он сделал борьбу против исламизма, проведение фундаментальных реформ, а также искоренение коррупции. Однако выстрел убийцы перечеркнул эти планы. Теракт в Аннабе до сих пор порождает множество вопросов, которые пока остаются без ответов, и главный из них — кто «заказал» Будиафа — версия официальных властей об убийце-одиночке просто не выдерживает критики. Вслед за этим последовало десятилетие, названное в Алжире «кровавым». Его трагические итоги представлены выше.
Острота всех этих проблем привела к тому, что накануне праздника независимая алжирская пресса представила достаточно критический анализ пройденного Алжиром 40-летнего пути. «Ошибки в управлении страной в период с 1962 по 2002 год, осуществленные одними и теми же людьми, либо их наследниками, привели к подъему интегризма и бунту в Кабилии», — писала, в частности, газета «Либерте». «Что мы сделали с нашей независимостью?», — вопрошал со страниц «Матэн» участник переговоров в Эвиане Мохаммед Язид. Он полагает, что «независимость оказалась конфискованной «системой» и «властью». «Время проходит, глупости остаются. После 40 лет независимости трудно увидеть разницу. Неужели речь идет о потерянных годах?», — с горечью задалась вопросом «Котидьен д’Оран».
Нерешенность сложных внутренних проблем А.Бутефлика пытается компенсировать активной внешней политикой. Достигнутые на этом поприще определенные положительные результаты во многом стали следствием высокого личного авторитета главы АНДР в «третьем» мире. Следует напомнить, что именно Бутефлика, будучи главой МИД АНДР в эпоху Х.Бумедьена, в 1974г.после избрания на пост председателя Генеральной ассамблеи ООН впервые в обход протокольных рамок пригласил Я.Арафата выступить с трибуны ООН, с которой из уст последнего впервые прозвучал призыв к миру с Израилем. Он же, по оценке Нельсона Манделы, сыграл решающую роль в изгнании ЮАР из ООН. Во внешнеполитический актив А.Бутефлики на посту президента АНДР безусловно, можно записать способствование прекращению конфликта между Эфиопией и Эритреей, работу в рамках программы НЕПАД /Новая экономическая программа для Африки — прим.авт./. Однако в самом Алжире все чаще слышны голоса, требующие от главы государства больше заниматься внутренними проблемами, а не внешними…

62.95MB | MySQL:105 | 0,768sec