К вопросу о закупке и модернизации Турцией истребителей F-16. Часть 2

Тема развития и модернизации самолетного парка ВВС является для Турции стратегической. При этом задача закупки Турцией сначала истребителей F-35, а потом, после исключения из программы, истребителей F-16 имеет срочность. Турция находится на этапе, пока ещё управляемой, эскалации напряженности с соседней Грецией, сопровождающейся гонкой вооружений.

Впрочем, нельзя исключать того, что в обозримой перспективе процесс пойдет по нарастающей. При этом, ситуация может сложиться не в пользу Турции в части тех же самых ВВС. В отличие, к примеру, от ВМФ, где Турция является страной более самодостаточной от поставок из-за рубежа, имея свое собственное развитое судостроение.

Часть 1 нашей публикации доступна по ссылке на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=87035.

Напомним, что мы остановились на том «перетягивании» США, которые «затеяли» между собой Турция и Греция по вопросу военно-технического сотрудничества. Как удержать военное преимущество с Грецией — сложный вопрос для Турции. В условиях того изоляционизма своего ВПК, с которым Турция пытается бороться доступными ей способами.

В частности, Турцию США исключили из программы создания истребителей F-35. И придерживают поставку ей новых F-16 и запчастей к уже стоящим на вооружении турецких ВВС.

Причина первого — закупка C-400. Причина второго — Турция «заартачилась» по теме членства в НАТО Финляндии и Швеции.

Греция, в свою очередь, оформила заявку на вхождение в программу создания истребителей F-35 и имеет все шансы быть поддержанной. Греция получает новейшие образцы западных вооружений.

Причина — Греция ведет себя «хорошо», вообще, и по Украине, в частности. Политический пульс – «нитевидный», без признаков субъектности. Плюс — полная финансовая зависимость от Запада.

У Турции — серьезная проблема: поставки Греции новейших вооружений, включение Греции в обойму программы F-35, поставка ей этих самолетов, в обозримой перспективе, изменяют баланс в турецко-греческом соперничестве в пользу Греции.

Как только Греция устойчиво выйдет вперед, Турция может забыть о своей «Синей Родине» и о газе Восточного Средиземноморья. Читай, об экономическом фундаменте той сверхдержавности, к которой она стремится, согласно заявлениям высшего руководства страны, в 21-м веке. Отсутствие средств – это отсутствие перспектив сверхдержавности, «Мира больше пяти» и прочих турецких начинаний.

На этом фоне, весьма актуальной и информативной смотрится статья, опубликованная в газете Daily Sabah под заголовком «Вместо того, чтобы ждать F-16, Турция должна приобрести Eurofighter Typhoon» 18 июня с.г. Авторами стали Юсуф Эрим и Мухаммед Валид бен Сираж. Заметим, что Юсуф Эрим – известный политический обозреватель и аналитик, работающий на канале TRT World, входящий в президентский журналистский пул Реджепа Тайипа Эрдогана.

Обратимся к этой публикации. Цитируем:

«Звуки истребителей и вертолетов пронзают небо над Эгейским морем, когда турецкие вооруженные силы (TSK), с интервалом раз в два года, провели свои военные учения под названием EFES 2022 в прибрежном городе Измир на прошлой неделе.

Наряду с почти 10 000 военнослужащих из 37 стран, участвовавших в учениях, была задействована часть военной техники турецкой разработки. Когда-то страна, которая сильно зависела от закупок вооружений за границей, Турция при администрации президента Реджепа Тайипа Эрдогана теперь может удовлетворять 80% потребностей своей оборонной промышленности на местном уровне. Портфель вооружений отечественного производства включает легендарный Bayraktar TB2 среди других эффективных беспилотников, системы противовоздушной обороны, противокорабельных ракет, легкие вооружения и национальные программы боевых кораблей и танков.

Тем не менее, один критический элемент военной техники остался не достигнутым, и отечественное решение, TF-X, национальный истребитель Турции, еще не поступил в арсенал Вооруженных сил Турции.

Стареющий парк

В течение 35 лет центральным элементом турецких ВВС был истребитель F-16. Анкара в настоящее время имеет на вооружении 270 самолетов F-16 C/D и является одной из пяти стран, которые производят самолеты на месте. Отечественная оборонная промышленность также выросла вокруг F-16, обеспечивая техническое обслуживание и разработку множества модернизаций истребителя.

В то время, как надежные F-16 удовлетворяли потребности Турции на протяжении многих лет, технологические достижения, новая среда безопасности и усиление региональной конкуренции создали острую необходимость модернизации стареющего парка турецких ВВС.

Планировалось, что Анкара постепенно заменит свой флот F-16 совместным ударным истребителем F-35 пятого поколения Lockheed Martin.

Турция стала партнером программы по созданию самолетов-невидимок в 2007 году и планировала первоначально закупить 100 самолетов F-35. Однако после того, как Турция приобрела систему ПВО С-400 российского производства, Соединенные Штаты исключили Анкару из программы в июле 2019 года, сославшись на опасения, что стелс-возможности F-35 могут быть скомпрометированы.

Одобрение F-16 — это подбрасывание монеты

Исключение Турции из программы F-35 поставило ее ВВС перед дилеммой относительно дальнейших закупок. В то время как идея покупки другого истребителя пятого поколения обсуждалась, Анкара решила, что удвоить усилия и ускорить разработку своего национального проекта истребителя в сочетании с покупкой 40 новых самолетов F-16 и 80 комплектов модернизации для существующий флот будет наиболее осуществимым планом действий.

Запрос на покупку F-16 был сделан в США в октябре 2021 года, что положило начало процессу продажи военного оборудования за границу. То, что обычно следует рассматривать как обычную продажу среди союзников по НАТО, приобрело другое измерение. Отношения между Турцией и США на протяжении многих лет страдали от горячих точек. Разногласия между союзниками по НАТО вызваны гневом Анкары по поводу сотрудничества Вашингтона в Сирии с СНС, которые являются местным филиалом террористической организации РПК, и введением США санкций против Турции из-за ее покупки российских С-400.

Сделка, которая требует одобрения Госдепартамента и Конгресса США, продвигается медленно, и, поскольку этнические лобби пытаются заблокировать продажу, а в Конгрессе негативно относятся к Турции, президенту США Джо Байдену, возможно, придется потратить значительный политический капитал, чтобы получить его одобрение. При нынешнем положении дел между США и Турцией, результат запроса F-16 — это подбрасывание монеты.

Насущные проблемы безопасности

Пока Анкара ждет ответа Вашингтона, по соседству с ней продолжают возникать опасения по поводу национальной безопасности. Украинский конфликт, который продолжается уже четвертый месяц, вновь привел к войне на европейском континенте и может дестабилизировать регион. Россия увеличила свое присутствие по всему Черному морю и продолжает создавать проблемы безопасности в Сирии, допуская присутствие террористической группировки СНС на северо-востоке страны.

В Восточном Средиземноморье баланс военно-воздушных сил всегда был важным элементом поддержания мира между прибрежными соседями.

Недавнее приобретение Грецией истребителей Rafale французского производства и запрос на приобретение F-35 сдвинет маятник в пользу Афин. Эти события вызывают растущее ощущение неотложности того, что Турция должна как можно скорее завершить приобретение истребителя, и, возможно, пришло время начать искать альтернативы.

Eurofighter Typhoon отвечает потребностям Турции

Прежде чем Турция приняла решение о закупке новых F-16 и модернизации существующего парка путем модернизации, Анкара обдумывала временное приобретение. Для того, чтобы альтернативное решение считалось жизнеспособным, Турции потребуется самолет с возможностью маневрирования, который может противостоять широкому спектру угроз, обеспечивать превосходство в воздухе, считаться дружественным НАТО и совместимым в смешанном флоте, который будет включать F-16 и будущее, TF-X.

Eurofighter Typhoon — вариант, отвечающий всем этим требованиям.

Программа Eurofighter, которая разрабатывается, производится и поддерживается Великобританией, Германией, Испанией и Италией, имеет проверенный послужной список и является основой ПВО союзников.

С момента своего первого полета в 1994 году Typhoon был модернизирован и модернизирован, чтобы стать самым передовым истребителем на рынке. Его планер был спроектирован так, чтобы уменьшить радиолокационное поперечное сечение, а модернизация повышает малозаметность самолета. Объединение сенсоров, высокая ситуационная осведомленность, передовая авионика и электроника, возможности супермаршрутизации и суверенитет над данными миссии обеспечат турецким ВВС конкурентное преимущество.

Кроме того, Typhoon может работать в системах Future Combat Air Systems (FCAS или Tempest), что дает Eurofighter и компаниям-партнерам время для отработки технологий на этой платформе. Это также включает в себя такие области, как возможности обучения в сложных многодоменных сценариях. Эти извлеченные технологические уроки могут принести пользу турецкой программе TF-X. Благодаря новым пакетам обновления программного и аппаратного обеспечения, которые разрабатывает Eurofighter, Typhoon сможет противостоять угрозам или вызовам, которые могут возникнуть до 2060-х годов, что делает его не только временным решением, но и полным обновлением возможностей для ВВС Турции.

Синергия отечественного оборонно-промышленного комплекса

Другими важными факторами, которые делают Typhoon лучшим выбором для Анкары, являются синергия между турецкими оборонными фирмами и компаниями-партнерами Eurofighter, а также будущие возможности для модернизации на месте.

Turkish Aerospace Industries (TAI) в настоящее время сотрудничает с BAE Systems в рамках национального проекта Турции по истребителю TF-X. TAI также имеет долгую и успешную историю сотрудничества с Airbus и Leanardo в проектах, включающих самолет CN-235, вертолет Cougar, транспортный самолет A400M и вертолет AW129.

Существующие каналы связи и взаимное уважение, установившиеся за многие годы многолетнего сотрудничества, упростят сотрудничество по закупкам Typhoon, а участие турецких компаний в Eurofighter на всех этапах улучшит ноу-хау и опыт местной рабочей силы, улучшит расширение возможностей по всей цепочке поставок и предоставит возможности для местной модернизации и местного обслуживания, что сократит будущие расходы.

Хеджирование закупочных рисков за счет диверсификации

После многих лет зависимости от F-16 и потерянного времени на инвестиции в проект F-35 ссора Турции с США показала Анкаре подводные камни и риски, связанные с зависимостью от одного источника закупок. Многие страны региона уже инициировали процесс диверсификации закупок критически важной военной техники. В связи с этим Турция предприняла позитивные шаги в направлении диверсификации своих закупок систем ПВО, поскольку возобновились разговоры о приобретении Eurosam SAMP/T. Недавнее снятие британского эмбарго на экспорт продукции оборонного назначения в Турцию и теплые отношения Анкары с Лондоном, Берлином, Мадридом и Римом создали благоприятную для Турции атмосферу для расширения портфеля поставщиков и снижения рисков. Диверсификация поставщиков в сочетании с появлением в будущем истребителя отечественного производства даст TSK больше гибкости в будущем планировании и устойчивости к геополитическим потрясениям с поставками.

Подтверждая приверженность НАТО

По мере изменения геополитических основ и появления новых вызовов сотрудничество в области безопасности и коллективной обороны продолжает приобретать все большее значение. К сожалению, растущую сложность политической и экономической взаимозависимости и периодические расхождения во мнениях между Анкарой и ее союзниками используют те, кто ставит под сомнение место Турции в Трансатлантическом альянсе.

Поскольку Турция не участвует в программе F-35, приобретение Eurofighter Typhoon не только обеспечит положение Анкары в качестве важнейшей части ПВО НАТО на долгие годы, но и убедительно подтвердит приверженность Турции Альянсу».

Мы писали о том, что Турция пытается вести переговоры с США на тему F-35 и F-16. Но вот, что о перспективах этого процесса сообщает турецкое издание Daily Sabah.

Цитируем:

«Турция не будет допущена обратно к программе истребителей-невидимок F-35, заявил в среду (15 июня) председатель Комитета Палаты представителей США по вооруженным силам (HASC) Адам Смит, поскольку Анкара утверждает, что не примет заявки Швеции и Финляндии в НАТО, если они не предпримут конкретные шаги для удовлетворения требования страны в отношении террористических организаций.

«Турция не вернется в программу F-35», — сказал Смит журналистам на мероприятии, организованном группой писателей по вопросам обороны.

Первоначально Турция присоединилась к возглавляемой США многонациональной программе создания истребителей пятого поколения F-35 с инвестициями в размере 1,4 миллиарда долларов (24,2 миллиарда турецких лир), но была исключена Вашингтоном в 2019 году после того, как она приобрела у России системы противоракетной обороны С-400. Анкара заказала более 100 самолетов F-35 производства Lockheed Martin, а ее оборонная промышленность была видным игроком в разработке и производстве истребителей.

Вашингтон утверждает, что приобретенные Турцией зенитно-ракетные комплексы С-400 могут быть использованы Россией для тайного получения секретных сведений о самолетах F-35 и что они несовместимы с системами НАТО. Однако Турция, которая приобрела ракетную систему после того, как первоначально запросила у США «Пэтриоты», которые она не получила, настаивает на том, что С-400 не будут интегрированы в системы НАТО и не будут представлять угрозы для Альянса.

«Дело не в том, чтобы наказать Турцию за покупку российских систем вооружения. Речь идет о том, чтобы не размещать С-400 в том же месте, что и F-35, и о потенциальной потере важной информации русскими по этому поводу», — сказал Смит.

«Я думаю, что все заканчивается тем, что им дают какое-то оружие. Вероятно, это будет не F-35… И я не знаю, что Европа продает или не продает Турции», — сказал Смит. «Я думаю, что понимаю, что, вероятно, так все и заканчивается».

Швеция и Финляндия официально подали заявку на вступление в НАТО 18 мая. Это решение было вызвано войной России против Украины, начавшейся 24 февраля.

Но Турция, давний член Альянса, высказала возражения против своих заявок на членство, критикуя страны за терпимость и даже поддержку террористических групп, таких как РПК и Террористическая группа Гюлениста (FETÖ).

Ранее СМИ со ссылкой на высокопоставленных турецких чиновников, которые не назвали своих имен, заявили, что Анкара поставила определенные условия для поддержки заявок двух скандинавских стран в НАТО, включая отмену эмбарго на поставки оружия, возвращение к программе F-35 и признание РПК «террористической организацией» двумя странами.

Совсем недавно министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что документы, отправленные в отношении заявок Швеции и Финляндии в НАТО, не оправдывают ожиданий турецкого правительства.

Высокопоставленный турецкий дипломат сказал, что ответы Финляндии и Швеции не учитывают опасения Турции, и что Анкара проинформировала Стокгольм, Хельсинки и НАТО о недостатках».

62.88MB | MySQL:102 | 0,469sec