Об усиление угроз Израиля в адрес Ирана

Выступая на прошлой неделе  на очередном заседании парламентской Комиссии по внешней политике и обороне, премьер-министр Израиля Нафтали Беннет заявил, что если впредь такие проиранские группировки как «Хизбалла» прибегнут к атакам  на израильские объекты, еврейское государство нанесет ответный удар непосредственно по иранским объектам. Тем самым Н.Беннет провозгласил начало нового этапа израильской стратегии конфронтации по отношению к Исламкой Республики, которая регулярно выступает с лозунгами уничтожения его страны. В этом можно видеть новый этап усиления израильского противодействия иранским угрозам. По словам Н.Беннета, время, когда Израиль игнорировал и не отвечал должным образом на антиизраильские акции, совершаемые в том числе многочисленными террористическими организациями, финансируемыми и руководимыми Ираном, кануло в прошлое. Однако, означают ли такие слова совершенно новую ситуацию, то есть можно ли ожидать, что если «Хизбалла»  или какая-нибудь сирийская проиранская милиция совершит атаку на израильскую территорию, еврейское государство отныне начнет реагировать по-иному и подвергнет атаке иранские объекты на его суверенной территории? Иранцы, предположительно, ответят на это следующим образом: мы до сих пор не делали никаких атак на территорию Израиля, это делали «Хизбалла» (хоуситы, различные милиции и др.), с них и спрашивайте, причем здесь мы. Кроме того,  в данный момент ИРИ не заинтересована в противостоянии с Израилем и считает подобное развитие событий подлинной угрозой для себя. Сходное вполне можно констатировать и для Израиля, для которого военные акции против Ирана могут иметь эффект домино и воспламенить ситуацию и в других регионах. Кроме того, обострение конфликта может разжечь народное недовольство, с чем в Иране начинают считаться. Разумеется, израильский премьер должен учитывать резкие заявления о возможном отмщении за последние по времени ликвидации, которые «ежедневно множатся», как  написал портал «Хабарнамэйе Гуйа» 20 июня. Во-многом призывы отмщения остаются декларациями, но иранцы придают им большое внимание. Как видно из публикаций местных СМИ, в Иране пытается планировать акты отмщения, причем, не только на территории третьих стран. С этим, кстати, и связаны предупреждения израильских органов безопасности для израильских туристов немедленно покинуть Стамбул, где вероятность акций отмщения очень высока.

Одновременно, Израиль обратился к Совету управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) с требованием дать реальную картину нынешнего состояния иранской ядерной программы. Это – вполне естественная просьба, тем более, что за всю историю сотрудничества Агентства с Ираном оно не раз констатировало, что Иран последовательно срывает выполнение рутинных инспекций со стороны МАГАТЭ. Из одного из последних по времени докладов МАГАТЭ следовало, что переговоры с Ираном ничего не дают, ибо «ИРИ не в состоянии представить доказательства мирного характера своей ядерной программы». Там же говорилось, что имеются большие сомнения в мирном характере проводимых в иранских атомных центрах производственных процессов, а также звучал вывод о том, что в последние месяцы уровень сотрудничества Ирана с МАГАТЭ достиг минимально возможной отметки. Отметим при этом, что подписание венских договоренностей 2015 г. основывалось на резолюции Совета управляющих МАГАТЭ, которая закрыла «ядерное досье» ИРИ, обнулив тему возможного военного компонента иранской ядерной программы. По сути, доклад МАГАТЭ дал однозначный ответ на вопрос, идет ли Иран по пути в клуб ядерных государств. Но вопрос о том, в состоянии ли Агентство прослеживать ход продвижения иранского атомного проекта, до сих пор является предметом острых дискуссий. Это особенно насущно в эти дни, когда Иран буквально «сорвался с цепи», наращивая объемы обогащения урана и выйдя по сути на уровень пороговых государств. «Мы ожидаем, что Совет управляющих МАГАТЭ вынесет однозначное предупреждение иранскому режиму и даст ему понять, что если он по-прежнему будет водить за нос мировое сообщество, ему придется заплатить высокую цену» — говорится в обращении Израиля.

Но предшествовавшее израильскому обращению в МАГАТЭ письмо европейской «тройки» было выдержано в традиционном для нее интеллигентном, мягком и сугубо просительном тоне.  Точно так же можно рассматривать и американский документ, не носящий никаких признаков осуждения и предупреждения. Вряд ли такие беззубые обращения приведут к тому, что проблемы будет передана на обсуждение и принятие серьезных решений на уровне Совета Безопасности ООН. Но даже в этом органе ООН есть громадная вероятность вето со стороны проиранских постоянных членов в лице России и Китая. У каждого из них есть своя причина для антиамериканской позиции –Китай видит в США грозного конкурента в глобальном противостоянии, а Россия находится под разнообразными удушающими санкциями, исходящими в основном от Америки.

Конечно, израильский премьер учитывает такие перспективы. Сказанное Н.Беннетом — это достаточно грозное предупреждение, диссонирующее с обычной израильской реакцией. Предположительно, оно будет носить во-многом сдерживающий характер, и должно минимизировать антиизраильские акции, совершаемые иранскими прокси-формированиями. При этом отметим заметную интенсификацию военных акций Израиля на сирийской территории, направленные против объектов КСИР, точнее – формирований «Аль-Кудс» – его специального подразделения зарубежных операций. В довольно жестком виде они прошли в последние дни в районе аэропорта сирийской столицы – Дамаска, сигнализируя о перевозке грузов для «Хизбаллы», которая,  безусловно, все более и более милитаризируется, и, вероятно, в обозримом будущем способна атаковать Израиль, как уже бывало в прошлом. Может ли последнее по времени заявление Израиля считаться своего рода ясным предупреждением Ирану? Скорее  всего – да. Тогда возникает еще один вопрос: а готов ли все же Израиль атаковать за это Иран? Так же, как в случае с другими иранскими прокси-формированиями.  Ответ на этот вопрос не прост, он учитывает конкретные условия, комплекс факторов, в том числе – военно-политических, экономических, географических и др.

Однако, учтем, в какой период сделано заявление Н.Беннета. Ни для кого не секрет, что венские переговоры зашли в тупик. Иранский аналитик Мортеза Маки в интервью Агентству иранских рабочих ILNA, опубликованному 19 июня, озвучил такое мнение: если переговоры в Вене не приведут к ощутимым результатам, то США продолжат раскручивать волну санкций. Это окончательно  сблизит позиции США и европейских посредников.  Ныне, считает аналитик, США не видят горизонтов достижения соглашения, и им необходимо менять стратегию на иранском направлении. Но Иран уже сегодня чувствует, что небольшой срок после прихода к власти президента Дж.Байдена ознаменован увеличением экспорта нефти в Китай, поэтому иранцы чрезмерно не озабочены  состоянием переговорного процесса в Вене.

При этом, в самом Иране режим сталкивается с растущим протестным давлением снизу, грозными, собирающими тысячи участников и выдвигающими антиклерикальные лозунги, повсеместными демонстрациями. Это определенным образом драматизирует внутреннюю обстановку, что потребует принятия серьезных решений  на венских переговорах.

52.24MB | MySQL:103 | 0,527sec