К итогам 9-го заседания Совета ассоциации Египет-ЕС

19 июня  в Люксембурге открылось 9-е заседание Совета ассоциации ЕС-Египет, на котором стороны представляли Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель и министр иностранных дел АРЕ С.Шукри. Согласно официальному пресс-релизу Европейского Совета, в центре внимания собравшихся была динамика двусторонних отношений Брюсселя и Каира, вопросы глобального и регионального развития, а также принятие приоритетов их партнерства до 2027 г. В последнем, как ожидали европейские обозреватели, должны были найти отражение достигнутые в ходе недавнего визита на Ближний Восток главы Еврокомиссии У. фон дер Ляйен энергетические договоренности и проблема прав человека в АРЕ, внимание к которой в последние месяцы старательно привлекали профильные НКО.

Ж.Боррель обозначил, что стороны «сосредоточились на построении устойчивой экономики, в основном на переходе к зеленым и цифровым технологиям, на использовании партнерства в международных делах и постоянном исполнении обязательств в области прав человека и верховенства закона». Помимо этого, Верховный представитель ЕС подчеркнул готовность «поддержать Египет в вопросах продовольственной безопасности», чем по сути подкрепил ранее озвученные У. фон дер Ляйен обещания. В итоговом документе в качестве приоритетов сотрудничества до 2027 г. было обозначено содействие в построении в АРЕ современной экономики и устойчивой социальной системы, что явно направлено на стабилизацию общества и власти, без которых страна не сможет выполнять своих обязательств перед ЕС, в том числе в энергетической сфере. В качестве механизмов оказания содействия в данной сфере Евросоюз избрал стимулирование перехода к цифровым и экологически чистым технологиям, а также наращивание объемов взаимной торговли и инвестиций. Помимо этого Брюссель выразил готовность оказывать содействие в модернизации интегрированной энергетической стратегии АРЕ и обмениваться опытом в решении продовольственных проблем и рациональном использовании водных ресурсов. При этом продовольственная безопасность и наличие доступа к воде рассматриваются, судя из документа, в том числе как факторы, способствующие повышению социальной стабильности.

В международной политике стороны продемонстрировали заинтересованность работать над стабилизацией Средиземноморского региона, Ближнего Востока и Африки, на двусторонней основе и на площадках ООН, ЛАГ и Африканского союза. Несмотря на то, что палестино-израильское противостояние упомянуто в перечне кризисных точек первым, как кажется, оно, равно как сирийский или ливанский треки, также затронутые на заседании, уступают в приоритетах многостороннего взаимодействия Африке, где особый акцент сделан на переговорах относительно эфиопской плотины «Возрождение». В частности, цитируя итоговый документ, Евросоюз надеется, что «спор превратиться в возможность для привлечения иностранных инвестиций и фактор роста стабильности для стран региона».

Внимание ЕС к плотине в начале месяца дополнительно привлек президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси, призвав поддержать позиции Каира, отстаивающего юридическое закрепление правила наполнения плотины. Традиционно уязвимость Египта в данном вопросе связывается с влиянием на доступность пресной воды для питьевого и бытового водоснабжения, а также  сельскохозяйственных нужд. В дополнение к этому более рационального подхода к использованию водных ресурсов требует и стратегия развития производства зеленого водорода, без которой сложно строить длительные связи с ЕС в энергетике.

В том, что касается внутренней ситуации, ЕС подчеркивает, что обязательства Египта в области гарантий прав человека и верховенства закона «определяют дальнейшую поддержку ЕС усилий Египта по укреплению потенциала государственных институтов». Помимо этого стороны намереваются рассмотреть перспективы развития контактов в судебной сфере и возможность заключения соглашений между правоохранительными органами. К теме прав человека примыкает и часть принципов, касающаяся борьбы с терроризмом. Согласно документу, Брюссель и Каир в этой сфере руководствуются «комплексным подходом», подразумевающим, что «корень причин терроризма» заключается в радикализации. Поводом для нее, в свою очередь, способно послужить несоблюдение прав и свобод, неравенство в обществе, религиозная нетерпимость. В дополнение к перечисленному, ЕС выражает стремление поддерживать Египет в предотвращении  нелегальной миграции.

О проблеме прав человека, как кажется, стоит сказать отдельно, поскольку в преддверии заседания к ней было привлечено повышенное внимание профильных международных неправительственных организаций. Так, по мнению Human Rights Watch, любое сближение с Европой представляет собой молчаливое одобрение нарушений. По словам представителя организации в Брюсселе К.Франкавиллы, «египетские активисты, гражданское общество и простые люди платят высокую цену, в то время как Европа оказывает военную, финансовую и политическую поддержку деспотичному правительству страны». Более того, подобные НКО еще в конце мая отправили коллективное обращение на имя Ж.Борреля, в котором отметили, что прогресс в отношениях должен быть обусловлен практическими мерами Каира, в то время как национальную стратегию в области прав человека, упоминаемую в приоритетах партнерства до 2027 г., они таковой не считают, полагая, что это лишь символический шаг, как раз и ориентированный не на коренные трансформации, а на получение формального одобрения в Европе.

В целом итоги 9-го заседания Совета ассоциации ЕС-Египет выглядят несколько более размытыми в сравнении с аналогичным диалогом Евросоюза с Иорданией, прежде всего в части, касающейся роли региональной страны в урегулировании конфликтов, особенно палестино-израильского. Примечательно это потому, что ранее именно вмешательство египетских посредников помогало сдерживать переход противостояния в открытую фазу. Параллельно с этим Евросоюз, судя по всему, стремится активизировать совместную работу с Египтом в Африке и Средиземноморье. Впрочем, возникает вопрос, является ли это собственной стратегией ЕС, или демонстрацией готовности поддержать Каир в его устремлениях в обмен на обратное с учетом актуальных запросов Брюсселя.

Свидетельства прогресса на средиземноморском направлении явно обнаруживаются в активизировавшемся диалоге Каира и Афин. Министр иностранных дел Греции прибыл на встречу Совета Ассоциации ЕС-Египет, где подчеркнул, что североафриканская страна является «партнером и другом», с которым необходимо наращивать сотрудничество и поддерживать «в усилиях по преодолению экономического кризиса». В начале месяца стало известно, что государства прорабатывают возможность соединения электрических сетей для поставки энергии в Европу, при этом технико-экономическое обоснование для данной инициативы может быть подготовлено уже до конца текущего года.  Очевидно, что такие проекты еще больше укрепят позиции Египта как регионального энергетического хаба. Поворот в Африку также в большей степени связан с изменением внешнеполитических приоритетов АРЕ, которая пытается за счет сближения с соседями по континенту обеспечить продвижение своего видения в противоречиях с Эфиопией, а также стать центром региональных климатических проектов. В последнем случае стране крайне важно добиться успехов с учетом того, что в ноябре она станет хозяйкой 27-сессии Конференции ООН по климату. Африканский вектор отвечает и текущим задачам ЕС, где рассчитывают на повышение вовлеченности местных игроков в диверсификации источников поставок энергоносителей.

52.2MB | MySQL:103 | 0,516sec