Необъявленная война Израиля против Ирана набирает обороты. Часть 1

В течение последних нескольких месяцев резко обострилось противостояние Израиля и Ирана, набирающее обороты и принимающее все более опасные формы. В эти месяцы спецслужбы Израиля усилили кибератаки на иранские объекты и перешли к кампании террористических актов, нацеленной на ликвидацию иранских силовиков и ученых, работающих в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК). Дополнительно к этому осуществляется танкерная война (задержание иранских танкеров рядом европейских государств, идущее по американской «наводке»). Сюда необходимо добавить также участившиеся бомбардировки и ракетные обстрелы Израилем сирийской территории. Беспрецедентным в этом отношении стало недавнее нападение на международный аэропорт Дамаска. Судя по всему, усилившаяся враждебная деятельность Израиля против Ирана вызвана двумя причинами.

Во-первых, стремлением израильской стороны сорвать подписание ядерного соглашения Ирана с США и другими государствами-гарантами.

Во-вторых, вероятным усилением позиций Ирана в Сирии. Не секрет, что военная спецоперация России на Украине отнимает немало сил и средств и автоматически снижает вовлеченность России в сирийские дела. В Иерусалиме полагают, что иранцы заполнят вакуум, оставленный Российской Федерацией, что негативно скажется на безопасности Израиля. Так, эрозии будут подвергнуты договоренности 2017 года между Россией, Израилем и Иорданией об отводе проиранских вооруженных формирований на 80 километров от границы этих государств.

Прежде всего, обеспокоенность вызывает террористическая активность «Моссада» на иранской территории. 22 мая полковник КСИР Хасан Сайед Ходаи был убит пятью выстрелами, возвращаясь в свой дом на автомобиле на улице Моджахеддин-э-Ислам в Тегеране. Полковник Ходаи отвечал за проведение зарубежных операций КСИР. В годы гражданской войны в Сирии он служил на территории САР.  По сообщению газеты New York Times, один из руководителей израильской разведки проинформировал американскую сторону о том, то за этим терактом стоял «Моссад». По утверждению израильской стороны Хасан Ходаи был заместителем командира иранского «Отряда 840» КСИР, который «был вовлечен в попытки терактов против израильских и американских граждан в Колумбии, Кении, Эфиопии, ОАЭ и на Кипре».

Иранская сторона остро отреагировала на убийство Ходаи. Президент Исламской Республики Иран Эбрахим Раиси заявил о том, что Иран отомстит за убийство командира КСИР. Раиси отметил: «Я настаиваю на серьезном преследовании убийц нашими спецслужбами. У меня нет сомнений, что кровь мученика будет отмщена. Несомненно также, что за этим убийством стоит рука глобального высокомерия [эвфемизм, употребляемый в Иране по отношению к Израилю]». Убийство Ходаи, как и убийство иранских ученых, о которых буде сказано ниже, являются частью антииранской стратегии Израиля «убийства с помощью тысячи ударов», анонсированной израильским премьер-министром Нафтали Беннетом президенту США Байдену. Подобными убийствами израильское руководство хочет создать в ИРИ атмосферу страха и неуверенности, показав, что израильские спецслужбы легко оперируют в этой стране, а иранские спецслужбы неспособны обеспечить безопасность. Научный сотрудник иранского Центра стратегических исследований Ближнего Востока Аббас Аслани уверен в том, что «устранение влиятельной фигуры КСИР нацелено на создание в Иране неблагоприятной психологической обстановки». Он полагает, что время проведения этой операции также имеет значение, так как правительство ИРИ намерено провести болезненные экономические реформы, что может спровоцировать в Иране акции протеста. «Если Израиль действительно вовлечен в эту спецоперацию, она должна продемонстрировать растущие способности сионистского режима по дестабилизации обстановки в Иране», — заключает эксперт.

12 июня внезапно умерли двое молодых иранских ученых, до этого не жаловавшиеся на здоровье. Иранские официальные лица заявляют, что они были отравлены «Моссадом». Речь идет об Айюбе Энтезари и Камране Агамолаэи. Айюб Энтезари был специалистом в области аэронавтики и сотрудничал в конструкторском центре, занимающемся разработкой и созданием ракетного оружия. Камран Агамолаэи был геологом, но сотрудничал с Центром ядерных исследований в Натанзе, занимающимся обогащением урана. Айюб Энтезари работал в Иранском ракетном и аэрокосмическом центре в городе Йезд. За несколько дней до смерти он был приглашен на обед одним из жителей города. Вернувшись домой, Энтезари почувствовал себя плохо и был госпитализирован. У него было диагностировано отравление. При этом гостеприимный хозяин дома пропал в неизвестном направлении. Агамолаэи, вернувшись из командировки в Тебриз, также почувствовал себя плохо. У него начались рвота и диарея. Через несколько дней он скончался в больнице. До этих молодых ученых «Моссад», как полагают иранские источники, был причастен к убийствам еще шести специалистов в оборонной отрасли. Самым громким стала ликвидация в ноябре 2020 года иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде, основного разработчика ядерной программы ИРИ.

Журналисты и эксперты выдвигают различные версии о том, каким образом Иран может отомстить Израилю за гибель высокопоставленного офицера КСИР и ученых-оборонщиков. Главный редактор издающейся в Лондоне газеты «Рай аль-йаум» Абдельбари Атван пишет о том, что ответный удар иранских спецслужб может быть нанесен в Турции. Атван обращает внимание на то, что Центр по борьбе с терроризмом при Совете национальной безопасности Израиля предостерег граждан этой страны от посещения Турции. После этого тысячи израильских туристов начали возвращаться из этой страны домой. В настоящее время в неделю осуществляются 76 авиационных рейсов из Тель-Авива в экономическую столицу Турции Стамбул.  Израильских туристов привлекают низкие цены на билеты, удобное размещение в гостиницах. Немаловажную играет то, что в Турции процветает игорный бизнес, запрещенный в Израиле. Израильские любители азартных игр с удовольствием оставляют свои деньги в турецких казино. В связи с этим арабо-британский журналист здесь проводит параллель с событиями 1992 года. После убийства «Моссадом» тогдашнего генерального секретаря «Хизбаллы» Аббаса Мусауи иранские спецслужбы приняли решение нанести ответный удар в неожиданном месте. 17 марта 1992 года около посольства Израиля в Буэнос-Аресе взорвалась припаркованная автомашина. В результате погибли 29 человек, в основном сотрудники посольства Израиля в Аргентине и были ранены еще 200 человек. Естественно турецкие власти обеспокоены такой перспективой. Учитывая то, что туристическая отрасль приносит Турции 50 млрд долларов в год, им очень не хотелось бы появления новых угроз этому прибыльному бизнесу.

52.22MB | MySQL:103 | 0,902sec