Иракский парламент 23 июня все-таки подтвердил отставку 73 депутатов-сторонников Муктады ас-Садра, сместив тем самым баланс Палаты представителейв пользу его соперников, поддерживаемых Ираном, и закрыв дверь для возвращения влиятельного шиитского священнослужителя в парламентскую политику. Иными словами шиитские оппоненты ас-Садра после долгих колебаний решили не проводить с ним переговоров о достижении какого-то компромисса. Парламент, который в настоящее время находится на каникулах, провел специальное заседание, чтобы привести к присяге новых членов, которые заменят депутатов от садристского блока. На данный момент конституционную присягу принесли 64 новых депутата. Заседание было созвано поддерживаемой Ираном «Координационной программой», которая может получить как минимум 50 мест в результате неожиданного решения ас-Садра отозвать своих депутатов из парламента в начале этого месяца. Согласно иракскому избирательному законодательству, уходящие в отставку депутаты заменяются проигравшим кандидатом, набравшим наибольшее количество голосов. Для того, чтобы сессия собрала кворум не менее 166 депутатов, на ней должны были присутствовать бывшие союзники ас-Садра по коалиции из Демократической партии Курдистана (ДПК) и суннитского «Альянса за суверенитет» спикера парламента Мухаммеда аль-Халбуси. Это вызвало предположение, что ас-Садр и его сторонники попытаются помешать проведению сессии в ожидании дальнейших переговоров со своими союзниками и противниками, ведущих к политической сделке, в которой его депутаты отозвали бы свои отставки. Перед сессией в парламенте состоялось несколько встреч, чтобы «дать некоторые гарантии» бывшим союзникам ас-Садра, суннитскому и курдскому блоку. По итогам этих консультаций стороны согласились двигаться вперед и начать новые раунды переговоров по формированию правительства, основанного на «консенсусе, балансе и партнерстве». Все стороны согласились уважать конституционные принципы и работать над разрешением споров между федеральным правительством в Багдаде и автономным Региональным правительством Курдистана (КРГ), в том числе путем принятия нового закона, регулирующего нефтегазовую отрасль. Они также договорились больше внимания уделять экономическому восстановлению суннитских и курдских районов на территориях, ранее оккупированных группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), предоставить рабочие места молодежи и восстановить престиж государства. Заседание в четверг означает, что «Координационная программа» теперь является крупнейшим блоком в парламенте с 133 местами, что дает ей исключительное право назначать премьер-министра и сформировать новое правительство. Такой исход равносилен политическому поражению ас-Садра, который после того, как стал крупнейшим победителем на выборах в октябре прошлого года, создал коалицию с ДПК и «Альянсом» спасения, целью которой было отстранить поддерживаемые Ираном группировки от власти.
Тем не менее, как полагают американские эксперты, успех «Координационной прогаммы» не гарантирован из-за глубоких подозрений в суннитском арабском и курдском блоках во вмешательстве Ирана в иракские дела. Многое будет зависеть и от динамики выполнения новым правительством данных во время межправительственных консультаций обещаний. Если «Координационной программе» не удастся сформировать правительство, политический путь Ирака остается крайне неопределенным. Некоторые иракские политики предложили дать независимым парламентариям шанс сформировать правительство, которое будет поддерживаться и тщательно контролироваться «Координационной программой». Другие призвали иракский парламент самораспуститься — шаг, который приведет к новым выборам, и которые, однако, могут оказаться бесполезными, если результаты не будут существенно отличаться от результатов голосования в октябре прошлого года. Некоторые считают, что ас-Садр может отправить свой большой контингент сторонников на улицы, чтобы продемонстрировать свою неизменную приверженность демократическому правлению и правлению большинства и подорвать тем самым легитимность любого правительства, в которое не входит движение ас-Садра. Хотя его популярность среди молодых иракцев остается под вопросом, он продемонстрировал хитрую способность мобилизовывать массовые протесты, основанные на культе личности, который он сам для себя установил. Однако активная демонстрация силы ас-Садром может спровоцировать серьезные гражданские беспорядки и возобновление политического насилия. Другой вариант предусматривает временное правительство, состоящее в основном из существующих должностных лиц, включая премьер-министра Мустафу аль-Казыми, которое остается на своем месте до тех пор, пока все основные фракции не смогут договориться о дальнейших действиях по формированию нового правительства.
Уход садристов усложняет политику США в Ираке. Американские официальные лица давно опасались политического исхода, при котором поддерживаемые Ираном группировки будут обладать преобладающей властью и проводить политику, благоприятную для Ирана и наносящую ущерб интересам США. Тем не менее, не похоже, что американские дипломаты в Багдаде обладают достаточными рычагами давления, чтобы направить политический процесс в пользу Вашингтона. Официальные лица США поддерживали попытки ас-Садра сформировать правительство большинства, но у них мало прямых каналов связи с ас-Садром, и они не смогли помочь достичь этого результата. Если лидеры «Координационной программы» сформируют правительство, они, вероятно, поддержат усилия Тегерана по подготовке официального запроса Багдада о том, чтобы весь военный персонал США покинул Ирак; не ясно, будет ли Вашингтон возражать против просьбы Багдада о полном выводе оставшихся 2500 военнослужащих США. С конца 2021 года контингент США в Ираке официально перешел на консультативную роль, сигнализируя о том, что Ирак больше не зависит от помощи США в подавлении «Исламского государства», которые все еще действуют во внутренних районах Ирака. Неспособные добиться желаемого политического результата в Ираке, американские лидеры, вероятно, примут политический исход, который сохранит стабильность в стране и продолжит интегрировать ее в региональную политику и экономическую деятельность. Ирану и его сторонникам нужно действовать осторожно; однако все иракские группировки, даже те, которые связаны с Ираном, возмущены серьезным присутствием Ирана и поддерживают зарождающийся иракский национализм, независимый от иностранного контроля.