Пятые досрочные выборы в Израиле в цифрах: бюджет, электоральный барьер предварительные оценки явки избирателей

В Израиле идет процесс досрочного прекращения полномочий Кнессета 24-го созыва. В начале текущей недели депутаты одобрили в первом чтении законопроект о роспуске Кнессета, основанный на 10 инициативах, представленных от коалиционных и оппозиционных фракций, продолжая дискуссии о дальнейшей законотворческой деятельности до официального завершения процедуры. На этом фоне фактически уже стартовала подготовка к новой избирательной кампании, которую ведут ключевые партии, а также Центральная избирательная комиссия и эксперты, оценивающие не только предвыборные платформы политических структур, но и общие показатели.

По предварительным оценкам Israel Democracy Institute, пятое подряд внеочередное голосование обойдется государству в сумму от 2,5 до 3 млрд шекелей.  Из них около 1 млрд шекелей – бюджет избирательной комиссии, куда входят организационные расходы и оплата труда. Согласно предположениям израильских СМИ, здесь возможны корректировки, в том числе в сторону некоторого снижения расходов, что будет зависеть от эпидемиологической обстановки, поскольку рост заболеваемости COVID-19, если таковой случится, потребует дополнительных избирательных участков, если же ситуация будет стабильной, то их количество наоборот может быть сокращено. Порядка 200 млн шекелей –  это финансирование партий, зависящее от количества ее представителей в действующем Кнессете. Таким образом, наибольшее суммы пойдут в фонд Ликуда (почти 30 млн шекелей), «Еш атид» (17 млн шекелей), ШАС (9 млн шекелей), «Кахоль-лаван» (8 млн шекелей)[i]. Помимо этого в общий перечень расходов включена оплата труда парламентариев на период до избрания нового парламента, единовременные субсидии, зависящие от срока их полномочий. Тем, кто проработал текущую неполную каденцию, причитается по 11 тыс. шекелей, а депутатам, уходящим в отставку до 270 тыс. шекелей.

Наконец, еще около 1,5 млрд – стоимость оплачиваемого выходного в день голосования. При этом наибольшие потери от простоя, как ожидается, понесет бизнес, по-прежнему не восстановившийся после коронавирусных локдаунов. В этой связи глава Ассоциации производителей Израиля Р.Томер призвал отказаться от практики предоставления выходного ввиду высокой частоты голосований в последние годы. В качестве дополнительного аргумента местные обозреватели ссылаются еще и на то, что многие избиратели попросту не приходят на участки.

Еще одним важным цифровым показателем следующего голосования способен стать электоральный барьер. М.Гафни («Еврейство Торы») не так давно выступил с инициативой снижения порога с нынешних 3,25 % голосов до 2%, что позволит попадать в Кнессет партиям, получившим не 4, а 2 депутатских мандата. Основной причиной такого запроса считается стремление к разделению между «Агудат Исраэль» и «Дегель ха-Тора». Представляющий в блоке вторую, но более популярную в настоящий момент партию М.Гафни рассчитывает, что так «Дегель ха-Тора» привлечет больше голосов в целом, при этом сумев сохранить общие позиции ультраортодоксального альянса за счет второго списка «Агудат Исраэль».

Такие трансформации явно повысили бы шансы на попадание в Кнессет еще нескольких партий, включая РААМ, «Новая надежда» или «Ямина», которые по первым оценкам политологов находятся на грани прохождения в парламент. Кроме того, увеличение количества партий теоретически может упростить формирование коалиции. На текущем этапе не исключается, что по результатам голосования вновь окажется сложно определить победителя, а потому возможность формирования правительства будет зависеть от коалиционных переговоров. Кроме того, снижение барьера приведет к тому, что меньше голосов будет в итоге потеряно из-за непрохождения партий. Однако у этого есть и обратная сторона: в обмен на присоединение к коалиции мелкие политические структуры, понимая свою возросшую значимость, способны выдвигать завышенные требования. Это уже продемонстрировал на своем примере Н.Беннет, ставший первым в ротации премьер-министром, несмотря на то, что его партия имела только 7 мандатов.

Впрочем, есть и противоположная инициатива повышения электорального барьера, которая не выносится на рассмотрение, но поддерживается 37 % населения. Для сравнения, по данным исследования общественного мнения Citizen’s Empowerment Center in Israel, за повышение выступают только 15 % респондентов[ii]. Предположительным бенефициаром от увеличения порога прохождения партий в Кнессет или сохранения текущего положения считается ШАС, на чьих избирателей нацелились более мелкие конкуренты.

Ввиду того, что население, ранее сетовавшее на несменяемость власти, теперь явно устало от постоянных выборов, экспертов волнует вопрос будущей явки. Пока делать общие предположения о показателях по стране слишком рано, однако некоторые партии всерьез об этом задумались. В частности, если верить И.Кацу, в прошлый раз избиратели Ликуда несколько расслабились, а потому в рамках новой кампании партия намеревается вернуть на избирательные участки абсентеистов, с тем, чтобы довести свои итоговые показатели до 40 депутатских мандатов.

Всерьез зависят от количества людей, пришедших на выборы, арабские партии и прежде всего РААМ. Судя по предварительным  итогам последней по времени каденции, данной политической силе не удалось совершить качественного прорыва, а потому круг ее потенциальных избирателей смотрит на нее скептически. Так, политолог из национального образовательного центра Гиват-Хавива М.Даравше считает, что пока израильские арабы, скорее, разочарованы, что может привести к их нежеланию участвовать в выборах[iii], особенно если партийные платформы не будут содержать четкого обращения к их действительным интересам вместо борьбы за права палестинцев. Кроме того, есть вероятность, что к снижению явки арабских избирателей приведет внутренняя борьба представляющих их интересы партий – Объединенного арабского списка и РААМ.

В целом пока новая избирательная кампания не вызывает энтузиазма, прежде всего в силу необходимости нести дополнительные расходы, что негативно повлияет на бюджет страны в перспективе, рискуя обострить дебаты о его принятии уже после избрания Кнессета 25-го созыва. Кроме того, на текущем этапе прогнозируется вновь патовая ситуация, в которой решать исход борьбы за ключевой пост будут во многом именно мелкие партии. В этой связи наблюдается поддержка снижения электорального барьера, которую, по некоторым данным разделяет Я.Лапид.

[i] Zerahia Z. The prise is only rising: the cost of the election – at least 2.7 billion NIS (in Heb.) // Calcalist. URL: www.calcalist.co.il//local_nesw/article/bj4w2taf9

[ii] Israel’s electoral threshold: will it change and who will be affected ? // Jerusalem Post. URL: www.jpost.com/Israel-elections/article-710412

[iii] Halabi E. Arab society is preparing for elections: “Without the abolition of the Nationality Law they will not return to the polls” (in Heb.) // Yedioth Aharonoth. URL: www.ynet.co.il/news/article/symfhu155

52.24MB | MySQL:103 | 0,487sec