Иордания запускает новый план экономической модернизации

В начале июня 2022 г. иорданский король Абдалла II анонсировал старт десятилетнего плана экономической модернизации страны, с амбициозными целями удвоения экономического роста и привлечения к 2033 году инвестиций на сумму 41 млрд долларов США на цели структурной перестройки экономической системы. План также предусматривает двукратное увеличение национального ВВП до 82 млрд долларов.

План модернизации является долгосрочной и комплексной стратегией до 2033 года. Его выполнение разбито на три стадии, и включает 366 инициатив в различных секторах экономики. В качестве «драйверов» для реализации плана правительство намерено использовать такие проекты как «умные технологии», «зеленая экономика», цифровые услуги, развитие туризма, развитие промышленных производств с высокой добавленной стоимостью и пр.

Анонсированный план не стал сенсацией – еще в прошлом году иорданское руководство вынашивало такую идею, позиционируя ее в качестве долгосрочного реагирования на последствия пандемии коронавируса, а также предшествовавшие ей вооруженные конфликты в соседних Сирии и Ираке, которые сильно подорвали устойчивость иорданской экономики, переживавшей до 2010-х гг. длительный период умеренного, но стабильного экономического роста.

Однако затянувшаяся в глобальных масштабах пандемия не позволяла в полной мере запустить новый план модернизации. Только к середине 2022 г. медленно, но уверенно восстанавливающаяся экономика Иордании, особенно в таких чувствительных секторах как туризм, смогла наконец оправиться и перейти в стадию роста. По данным Всемирного банка, по итогам 2021 г. реальный рост иорданской экономики составил 2.2% (в 2020 г. она сократилась на 1.6%).

Теперь, невзирая на новые глобальные вызовы в виде финансового, энергетического и продовольственного кризиса, иорданское правительство сочло необходимым далее не тянуть с модернизацией и официально запустить новый десятилетний экономический план. Премьер-министр Иордании Б.аль-Хасауна решительно настроен на реализацию поставленных задач, выдвигая на первый план рыночные реформы и привлечение частного сектора и инвесторов. План фактически подразумевает дальнейшую либерализацию экономики в духе директив Международного валютного фонда, с которым, нужно отметить, сложилось хорошее взаимодействие у проводников реформ, особенно в Министерстве финансов. Эта либеральная повестка, поддерживаемая в том числе королем Абдаллой II, наталкивается на сопротивление традиционных групп политического истеблишмента, но усиленно продвигается в том числе со стороны США и Великобритании. Акцентированное сотрудничество с МВФ позволяет Иордании рассчитывать на новые кредитные транши на поддержку плана модернизации и исходящих инвестиционных инициатив. Иордания успешно прошла уже половину четырехлетнего плана структурных реформ, фактически навязанного МВФ в обмен на финансовую поддержку, выполняя все условия реструктуризации экономики, нацеленные в первую очередь на сокращение социальных программ помощи и субсидирования, в том числе энергетического сектора, а также повышения показателей собираемости налогов.

Реализация новых реформ также активно поддерживается Всемирным банком – политически, финансово и технологически. С 2018 года Всемирный банк является ключевым партнером Иордании по реализации управленческих реформ, а также формулированию программы экономических приоритетов для правительства на 2021-2023 гг. Во главу угла этих программ изначально ставилась задача вовлечения частного сектора и финансирование ключевых секторов для привлечения инвестиций.

Однако, несмотря на излучаемый властями оптимизм, реализация плана модернизации наталкивается на существенные преграды, в первую очередь в социальной сфере. При этом, риски особенно возрастают в контексте глобальной неопределенности и геополитических перетурбаций, которые могут оказать прямое воздействие на иорданскую экономику и спровоцировать новую волну социальных потрясений. Ключевым вызовом для правительства в реализации плана экономической модернизации станет проблем безработицы. На конец прошлого года безработица в Иордании достигала 24%, при этом среди молодежи она превышала 50%. Трудоустройство женщин и вовсе является одним из самых низких в мире – 14%. В течение ближайшего десятилетия Иордании предстоит обеспечить рабочими местами около 1 млн представителей молодежи (при этом треть населения этой 10-миллионной страны младше 14 лет). Объективно,  на фоне растущего внешнего долга (114% от ВВП) и невысоких объемов внешних инвестиций, Иордания рискует не реализовать амбициозные задачи нового плана модернизации, если не сможет привлечь надежные и устойчивые инвестиции, как государственные, так и частные. Недостаточные темпы прогнозируемого экономического роста (в обозримой перспективе – на выше 2% в год) также не позволяют Иордании создать достаточное количество новых рабочих мест, особенно среди молодежи.

Внешние факторы также препятствуют успешной реализации плана экономической модернизации страны. Например, рост климатических катаклизмов, в частности, экстремальная температура и засуха, увеличивают угрозу дефицита водных ресурсов, запасы которых у Иордании одни из самых низких в мире. Текущий глобальный энергетический кризис и рост цен на углеводороды, от которых очень сильно зависит иорданская экономика и промышленность – еще одна преграда на пути реализации нового плана экономической трансформации.

Однако главный вызов для нового плана модернизации – отсутствие устойчивых источников для его финансирования, поскольку Иордания не обладает – в отличие от богатых соседей по региону – значительными запасами минеральных или иных ресурсов. Соответственно, основные ресурсы для реализации плана страна намерена привлекать от частного сектора и за счет прямых иностранных инвестиций и проектов государственно-частного партнерства. Таким образом, успех в финансировании плана модернизации будет в определяющей мере зависеть от поддержки международных финансовых институтов и стоящих за ним западных доноров, прежде всего Вашингтона. Чтобы такая поддержка была оказана, от Иордании потребуется четкий геополитический дрейф в сторону традиционного союзника, и недавние заявления короля Абдаллы II о поддержке инициативы создания «ближневосточного НАТО» следует рассматривать именно в этом ключе. На основе взаимности Иордания получит финансовую и инвестиционную поддержку западных стран на структурные реформы и продолжит либерализацию экономики в духе сформулированных МВФ реформенных преобразований.

62.56MB | MySQL:102 | 0,484sec