О роли БПЛА в продвижении национальных интересов Ирана

По данным издания The Wall Street Journal[i], США провели закрытую конференцию с участием Израиля и арабских стран, посвященную угрозе иранских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В марте прошлого года Соединенные Штаты провели секретную встречу в присутствии высокопоставленных израильских офицеров, в том числе начальника Генштаба ЦАХАЛа Авива Кохави, а также высокопоставленных должностных лиц из арабских стран, в том числе начальника штаба ВС Саудовской Аравии Файяда бен Хамада ар-Равили. В мероприятии, которое состоялась в Шарм-эль-Шейхе, приняли участие представители Катара, Иордании, Египта, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна. На нем обсуждались различные варианты сотрудничества по раннему обнаружению БПЛА и ракет, взлетающих с территории Ирана или его так называемых прокси (Йемен, Ливан, Сирия и в определенной степени Ирак).

Как было отмечено на закрытом мероприятии, разработка и производство БПЛА стали важным направлением стратегии асимметричной обороны Ирана. Страна добилась заметного успеха в создании беспилотных летательных аппаратов, а их экспорт усилил позиции Исламской Республики в региональном противостоянии с США и американскими союзниками. Иранская программа создания БПЛА началась еще в 1980-х годах во время войны с Ираком, тогда же боевое крещение получили и первые серийные БПЛА Ирана, например, разведывательные аппараты Mohajer-1. Согласно иранским источникам, в ходе той войны был разработан и запущен в производство и первый иранский дрон-камикадзе Ababil-1. Первые иранские беспилотные летательные аппараты были относительно простыми радиоуправляемыми моделями с небольшим радиусом действия, но иранское руководство вовремя осознало перспективы, которые создает беспилотная авиация. Поэтому после окончания войны в 1988 году финансирование разработок продолжилось. Уже в первой половине 2000-х годов в Иране имелось развитое производство разных БПЛА. Серийно выпускались тактические разведывательные аппараты Mohajer-2 и Mohajer-4. Летательные аппараты Ababil-2 производили в основном в качестве дронов-мишеней и дронов-камикадзе, хотя их можно было использовать и как дешевые разведывательные БПЛА. Именно к началу 2000-х годов относятся первые задокументированные случаи применения БПЛА одним из иранских союзников. Речь идет о вооруженном крыле ливанского шиитского движения «Хезболла», которое задействовало беспилотники в ходе противостояния с Израилем. По некоторым данным, иранские БПЛА использовались еще в 1990-х, на территории Ливана, когда южная часть страны была оккупирована израильскими войсками. Но первые подтвержденные случаи применения БПЛА для разведки за приграничными районами Израиля относятся к 2004-2005 годам.

Кроме того, развитие военной промышленности Ирана уже позволяло воспроизвести многие ключевые комплектующие для БПЛА, а остающиеся было реально достать даже в условиях санкций. Необходимые элементы имели двойное назначение и были широко распространены на гражданском рынке во многих странах. Одновременно с этим в Иране быстрыми темпами шло и развитие малогабаритных управляемых боеприпасов для ударных БПЛА. В полной мере возможности иранской беспилотной авиации проявились в ходе конфликтов в Сирии и Ираке в 2010-х годах. Эти государства стали полигоном для испытания и апробации новых иранских видов вооружения. После резкого обострения ситуации в Ираке в 2014 году, в рамках помощи иракскому правительству в борьбе с террористами «Исламского государства» (И.Г, запрещенной в России организации), Иран перебросил туда свои разведывательные БПЛА. Часть из них потом были переданы сформированным и обученным с иранской помощью отрядам иракских Сил народной мобилизации («Аль-Хашд аш-Шааби»). В числе этих БПЛА – иранские Mohajer-4, Ababil-3, Yassir и другие.

В ходе закрытого мероприятия было отмечено, что иранские беспилотники востребованы не только на Ближнем Востоке. Венесуэла еще при президенте Уго Чавесе купила БПЛА Mohajer-2. Аппарат получил испаноязычное название SANT Arpia и собирали его на американском континенте из поставленных Ираном комплектующих. Сейчас Боливарианская Республика ведет модернизацию Mohajer-2. Одно из телевизионных выступлений президента Николаса Мадуро сопровождалось демонстрацией уменьшенной модели Mohajer-6, а в конце 2021 года венесуэльцы показали иранские управляемые бомбы, используемые этими БПЛА. Покупателем Mohajer-6 в 2021 году стала и Эфиопия – страна, до недавнего времени не входившая в круг ближайших союзников и партнеров Ирана. На фоне тяжелой гражданской войны с мятежниками из Народного фронта освобождения Тыграя и других сепаратистских группировок правительство Эфиопии начало сближение с Тегераном, закупило иранские разведывательно-ударные БПЛА и теперь активно использует их в боях наряду с так же недавно приобретенными у Китая БПЛА Wing Loong I. БПЛА стали для Ирана эффективным инструментом поддержки дружественных сил и воздействия на противников. Промышленная база позволяет Ирану при необходимости быстро организовать поставку БПЛА собственного производства и наладить сборку наиболее простых аппаратов в других странах. Возможности Ирана быстро растут, причем совершенствование ведется по двум направлениям. Первое – высокотехнологичные машины, производство которых требует промышленных мощностей в самом Иране. Такие беспилотники могут поставляться только в готовом виде или в виде машинокомплектов для крупноузловой сборки. Часть подобных БПЛА вообще не идет на экспорт. Второе – недорогие и относительно простые дроны, производство которых можно наладить даже в странах со слаборазвитой промышленностью. Сборка происходит из деталей, купленных в третьих странах, на гражданском рынке коммерческих комплектующих, и отдельных ключевых компонентов военного назначения, поставляемых из Ирана. Многообразие имеющихся у Ирана типов БПЛА и завершенных проектов позволяет гибко реагировать на запросы о помощи или закупках. При этом многие иранские аппараты остаются малоизвестными или вообще неизвестными, поэтому их применение в вооруженном конфликте обеспечивает фактор внезапности.

Согласно рассматриваемой публикации, на первом этапе страны Ближнего Востока будут обмениваться информацией через компьютеры или по телефону, а на более продвинутых этапах – через цифровую систему передачи данных, аналогичную военной системе связи США. Газета The Wall Street Journal подчеркивает, что путь к противовоздушному альянсу еще долог, и сообщает, что все страны отказались комментировать закрытую встречу. Ведь даже если все планы будут реализованы, некоторые страны, в том числе Саудовская Аравия и Катар, не смогут нарастить свои возможности по противовоздушной обороне, пока не урегулируют свои отношения с Израилем.

[i] https://www.wsj.com/articles/u-s-held-secret-meeting-with-israeli-arab-military-chiefs-to-counter-iran-air-threat-11656235802

52.3MB | MySQL:103 | 0,479sec