О саммите НАТО в Мадриде и позиции Турции. Часть 3

28 июня с. г. в первый день Саммита НАТО в Мадриде состоялось важное событие – президент Турции Р.Т.Эрдоган, в присутствии генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, подписал с главами Финляндии и Швеции Меморандум, который предусматривает ряд взаимных обязательств. Обязательством Турции является отзыв своего вето на заявках Финляндии и Швеции в НАТО. Что касается обязательств Финляндии и Швеции, то они, одновременно, куда как более обширны и менее конкретны как по своему составу, так и по срокам практической реализации.

Продолжаем анализировать реакцию на Мадридский саммит в Турции. Часть 2 нашей статьи доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=87475.

Напомним, что мы остановились на публикации ведущего турецкого политолога, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана. 29 июня, в газете Daily Sabah, им был опубликован материал под заголовком «Критический саммит НАТО в Мадриде и Турция». Обратим внимание, что это – материал, опубликованный тогда, когда ещё результатов Саммита не было. Продолжаем цитирование этого материала:

«НАТО продемонстрировали заметную солидарность перед лицом продолжающейся российской угрозы. Тем не менее, вряд ли кто-то ожидает, что Москва просто сдастся, несмотря на то, что война на Украине продолжается и несмотря на жесткие санкции. Да и «сильная и сплоченная» позиция западного альянса не лишена проблем.

Растущее влияние Вашингтона на Европу радует восточноевропейцев, однако страны ЕС продолжают стремиться к стратегической автономии. Точно так же Великобритания, Франция и Германия также не поддерживают сжигание всех мостов с Россией.

Таким образом, остается неясным, какими будут отношения Европы с Россией в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В то же время очевидно, что состояние постоянной борьбы навредило бы и Европе. Кроме того, страны ЕС также не хотят, чтобы США заставляли НАТО занимать антикитайскую позицию.

В то время, когда западная архитектура безопасности перестраивается, Турция становится державой, обеспечивающей стабильность и безопасность по соседству — в Центральной Азии, на Кавказе, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и в Северной Африке. Удовлетворение законных требований Турции о безопасности только укрепит юго-восточный фланг НАТО».

На самом деле, весь рассмотренный нами материал следует читать лишь только из-за последней фразы и перечисления тех регионов, в которых Турция, по мнению турецкого аналитика, является стороной, которая «обеспечивает стабильность и безопасность». По факту, речь идет о попытке Турции закрепиться на территории влияния бывшей Османской империи. Закрепиться признанием Запада этой роли. Эта статья написана, по большому счету, только ради итогового вывода. Который, впрочем, довольно часто звучит в материалах турецких аналитиков.

Причем, уместно задаться ещё и таким вопросом: коль скоро Турции отводится такая роль, то кого следует рассматривать в качестве элемента нестабильности, который несет угрозу региональной безопасности? Кого призвана стабилизировать Турция? – Турция никогда не делала секрета из того, что она стремится балансировать Россию и Иран и должна быть ценна для Запада именно в этом качестве.

Вопрос заключается лишь только в том, что, вплоть до настоящего времени, эта роль не была отвергнута Западом, но не была поддержана в той форме, какой добивается для себя Турция. Нет у неё за спиной Запада и НАТО со Статьей 5 Устава НАТО или же с поставками оружия. Сейчас, на очередном витке истории, Турция вновь пытается «продвинуть» эту историю Западу. На самом деле это – та же идея про «построссийскую» Сирию, но с большим региональным охватом. Можно сказать, что это — «построссийское постсоветское пространство».

В контексте итогов мероприятия в Мадриде, уместно отметить ещё и второе значимое событие – это встречу на полях между президентами Д. Байденом и Р.Т.Эрдоганом, которая продлилась 1 час 10 минут. В этом смысле уместным является обратиться к пресс-релизу, опубликованному на сайте Белого дома США. Приводим ниже неофициальный перевод этого документа:

«Президент Джозеф Р. Байден-младший встретился сегодня с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом на полях саммита НАТО.

Президент Байден приветствовал заключение Турцией трехстороннего соглашения с Финляндией и Швецией, которое проложило путь для приглашения союзников вступить в НАТО.

Лидеры обсудили неизменную поддержку Украины в ее защите от российской агрессии, а также важность устранения со стороны России препятствий для экспорта украинского зерна.

Они также говорили о важности поддержания стабильности в Эгейском море и Сирии.

Президент Байден подтвердил свое стремление поддерживать конструктивные двусторонние отношения, и лидеры согласились с важностью продолжения тесных консультаций между нашими правительствами».

А вот, какими словами отреагировал на встречу между президентами Турции и США сайт турецкого президента.

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган, который находится в Мадриде, Испания, в связи с Саммитом глав государств и правительств НАТО, встретился с президентом Соединенных Штатов (США) Джо Байденом.

В своем выступлении, перед началом встречи, президент Эрдоган выразил удовлетворение новой встречей после долгого перерыва.

Подчеркнув, что саммит НАТО является очень загруженным саммитом с точки зрения его повестки дня, президент Эрдоган сказал: «Я верю, что после работы, которая будет продолжена на Саммите завтра, у нас будет возможность вернуться в наши страны нагруженными (с точки зрения достигнутого результата, нагруженными результатами «в сумках» – И.С.). Вы, в первую очередь, США взяли на себя инициативу в этом деле, в шагах, которые необходимо предпринять для укрепления НАТО. Они внесут особый вклад в этот процесс между Россией и Украиной.

Отметив, что в связи с российско-украинской войной произошли негативные изменения в отношении зерна и нефти, президент Эрдоган сказал: «Мы пытаемся урегулировать этот процесс с помощью сбалансированной политики. Давайте исходить из политики баланса. Давайте срочно обеспечим через открывающийся коридор всем тем странам, которые испытывают нехватку поставки зерна, поставки».

В своем выступлении президент США Байден выразил удовлетворение встречей с президентом Эрдоганом.

Президент США Байден поблагодарил президента Эрдогана за «отличную работу», которую он проделал, чтобы доставить хранящееся в Украине зерно, которое нельзя было вывезти из портов, на мировые рынки, а также за то, что «позволил Швеции и Финляндии продвинуться в процессе членства в НАТО». Президент США Байден сказал: «Вы делаете отличную работу. Я хочу поблагодарить вас»».

Одним из главных вопросов, который интересовал и, на момент написания данной публикации, продолжает интересовать турецкую публику, является то добился ли президент Реджеп Тайип Эрдоган своими действиями и встречей с Джо Байденом сделки на поставку новых и модернизацию существующих самолетов F-16. Заметим, что изначальный оптимизм турецких обозревателей сменился крайне осторожным отношением к перспективам добиться данной сделки. Равным образом, обратим внимание и на то, что ни слова выше не сказано о том вопросе, который должен также весьма интересовать Турцию в контексте отношений с США. Речь, разумеется, идет об очередной турецкой операции в Сирии, которая случится лишь только тогда, когда Турция найдет себе якорного партнёра в стране. Заметим, что, вплоть до настоящего времени, именно Россия, так или иначе, выполняла эту роль. Однако, продвижение на восточный берег Евфрата повышает необходимость в том, чтобы и США, поддерживающие СНС / ПДС, «включились» бы в процесс, что позволит выбить почву из-под ног указанных группировок.

Пока аналитики рассуждают на тему итогов Саммита в Мадриде турецкие СМИ, большинство из которых – проправительственные, ищут подтверждения того, что Турция достигла крупного дипломатического успеха в Мадриде.

А, как известно, какая лучшая верификация твоей победы? — Оценка обеспокоенного врага или конкурента. В случае, Турции – разумеется, Греции и Кипра.

Вот и Мадрид для Турции выглядит верифицированным, если почитать турецкие СМИ. Как они написали, греки назвали Мадрид «дипломатическим Ватерлоо для Греции» на фоне громкой турецкой победы. Правда сказал об этом лидер греческой оппозиции, бывший премьер-министр страны Алексис Ципрас.

Ну, строго говоря, будучи кандидатом в президенты, и Джо Байден ругал Трампа за излишнюю «мягкость» с Эрдоганом, пока был кандидатом в президенты и обещал то, что он будет с турецким лидером предельно жестким. А сейчас, после Саммита в Мадриде, президент Джо Байден буквально рассыпается в благодарностях к турецкому лидеру, за «хлеб и воду и за свободу» — за участие в урегулировании «зернового кризиса», уж что под ним понимают на Западе, и за снятие вето на заявках Финляндии и Швеции.

Вот, собственно, и Алексис Ципрас прошёлся по греческой власти. В чем нет ничего удивительного — на то она и оппозиция, чтобы критиковать действующую власть.

Цитируем бывшего греческого премьер-министра: «Нас должна беспокоить не только продажа Турции F-16, но и подтверждение общей поддержки Турции со стороны Запада».

Какая продажа Турции F-16? – Буквально сразу после окончания Саммита в Мадриде, в Турции только и обсуждений действий «эллинских лоббистских групп» в Конгрессе США, которые опять начали заматывать вопрос, вызывая у турок серьезные сомнения в том, что удастся протолкнуть эту тему. Заметим, турки уже вовсю продвигают идею о том, что современные самолеты не самой ей нужны для собственной обороны. А о том, что самолеты нужны Турции для общей обороноспособности НАТО. И, получается, именно НАТО, в первую очередь, США, разумеется, должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы сделка состоялась.

Да и «общей поддержки» Турции со стороны НАТО что-то не наблюдается. Общая поддержка выглядит, допустим, так: в стратегическом документе НАТО на 10-летний период упомянуть те организации, которые Турция считает террористическими рядом с многочисленными словами о том, что борьба с терроризмом во всех его формах и проявлениях – один из НАТОвских приоритетов. В частности, следовало бы тогда, одной строкой, упомянуть РПК / СНС / ПДС / ФЕТО. Однако, там этого нет.

Могут возразить, что на то он и стратегический документ НАТО, чтобы не тактики там «разводить», а обозначить две главные угрозы — Россию и Китай. — Хорошо, хоть в каком-то официальном документе НАТО, хоть в итоговой декларации Саммита или специальном «турецком заявлении». Коль скоро Турция из обилия прочих вопросов к Североатлантическому Альянсу на первый план вывела именно свою борьбу с терроризмом и Запад, как указано выше, демонстрирует с турецкой стороной полную солидарность.

И того тоже нет. Идея о том, что «упоминание о ФЕТО впервые попало в стратегические документы НАТО / ЕС» не выдерживает критики.

Попало, но не у НАТО или же у ЕС, а Финляндии и Швеции. И не как «террористическая организация», а как «угроза национальной безопасности Турции». И не чтобы финнам и шведам бороться с ней, а чтобы «поддерживать турецкую борьбу». Теоретически, борьбу можно вести множеством способов, не предполагающих непосредственного вовлечения в процесс. Так что, аккуратно надо прочитывать подписанный документ.

Но, если смотреть формально с турецкой точки зрения, то спору нет: Алексис Ципрас он кто? Грек? — Грек. А значит, получается, что греки обеспокоились турецкими действиями в Мадриде, пусть те греки – и из оппозиции. Значит Турция сделала правильно и, вообще, победила в Мадриде.

Впрочем, для каких-либо окончательных выводов, имеет смысле дождаться конкретики в реализации Меморандума и решения Конгресса США по F-16, которые, к слову сказать, Турции нужны как латание дыр на фоне отказа ей в F-35. Отдельный вопрос, представляющий для турок головную боль: возьмут ли греков в программу F-35? Запрос греками сделан — вопрос рассматривается…

В поисках ответа на вопрос итогов, для Турции, Саммита в Мадриде, уместно обратиться к той пресс-конференции, которую дал президент Реджеп Тайип Эрдоган. Материал опубликован Администрацией президента Турции, перевод и выделение текста жирным шрифтом – неофициальные авторские. Цитируем:

«На пресс-конференции, состоявшейся после саммита глав государств и правительств НАТО, президент Эрдоган заявил следующее:

«Благодаря Саммиту ещё раз отчетливо стало видно, что Турция, как страна, являющаяся членом НАТО в течение 70 лет, как обладательница второй крупнейшей армии с Альянсе, как пятая страна по участию в операциях и миссиях, как вчера и сегодня, так и в будущем будет влиятельной страной».

Приведем основные тезисы из материала, опубликованного со стороны Администрации президента Турции:

«Заявив, что они успешно завершили один из самых важных Саммитов в истории НАТО, президент Эрдоган сказал, что Саммит сыграл важную роль в подтверждении единства и солидарности союзников перед лицом текущих вызовов. Президент Эрдоган поблагодарил генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга и его команду за усилия, направленные на успех Саммита, и продолжил свое выступление следующими словами:

«После начала войны на Украине, в этом году, состоялась третья встреча на уровне лидеров. Первая была видеоконференцией, вторая – в Брюсселе. Мадридский саммит дал нам важную возможность проанализировать текущую ситуацию и создать видение будущего. Наш Альянс полностью поддерживает Украину. Но мы должны продемонстрировать эту поддержку вместе с видением мира, чтобы как можно скорее остановить гуманитарную драму, разрушения и слезы. Для этого мы должны приложить усилия».

Президент Эрдоган добавил: «Мы должны активизировать наши дипломатические усилия для достижения устойчивого прекращения огня. На первом заседании Саммита, которое мы провели вчера, президент Украины господин Зеленский обратился к нам в видеообращении. Я поддерживал с ним тесный диалог с самого начала процесса (под процессом, по всей видимости, понимается начало российской спецоперации на Украине – И.С.). В то же время, как вы знаете, мы находимся в постоянном контакте с президентом России Путиным. Все наши усилия направлены на то, чтобы предпринять шаги, которые проложат путь к устойчивому миру»,

Отметив, что число жертв и разрушений увеличилось по мере продолжения столкновений, президент Эрдоган заявил, что все ощущают негативное влияние войны на мировую экономику, особенно на инфляцию.

Подчеркнув, что Турция считает, что в справедливом мире не будет проигравших, президент Эрдоган сказал: «Нам необходимо еще больше укрепить надежды, которые расцвели благодаря Стамбульскому процессу. Я ещё раз увидел, что в НАТО приветствуется та роль, которую играет Турция, которая берет на себя ответственность, которая может говорить со всеми сторонами. В наших контактах здесь, я сообщил о наших усилиях по минимизации гуманитарного воздействия кризиса, что было одним из наших приоритетов с начала войны, и об обеспечении немедленного прекращения огня. Я поделился информацией о нашем вкладе в план Украины по экспорту запасов зерна из портов в Черном море».

52.31MB | MySQL:103 | 0,512sec