Американские эксперты о репатриации членов семей сторонников ИГ из сирийских лагерей и активизации работы по сбору информации о нарушении прав человека в Сирии

Франция объявила на прошлой неделе о репатриации десятков женщин и детей, связанных с предполагаемыми членами «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), из сирийских лагерей беженцев. «Франция  предприняла возвращение в страну 35 французских несовершеннолетних, которые находились в лагерях на северо-востоке Сирии. Эта операция также включает возвращение 16 матерей из этих же лагерей», — говорится в заявлении Министерства иностранных дел Франции. не уточнив, из каких лагерей они прибыли. В заявлении говорится, что «несовершеннолетние были переданы службам защиты детей» и будут находиться под «медицинским наблюдением», а матерям грозит судебное разбирательство. По разным оценкам, примерно 10 000 мужчин и еще сотни мальчиков-подростков содержатся в 14 переполненных тюрьмах в северо-восточном сирийском регионе Хасеке. Женщины и дети, в том числе сироты живут в двух обширных лагерях, Аль-Родж и «Аль-Холь, где находится примерно 60 000 человек: около 20 000 из Сирии, 31 000 из Ирака и до 12 000 из других стран,  4000 женщин и 8000 детей.  Французских граждан там примерно 300 человек. Лагеря находятся в ведении поддерживаемых США Сил демократической Сирии (СДС), которые все чаще призывают страны репатриировать своих граждан, поскольку в лагерях продолжают нарастать беспорядки, вызванные предполагаемой деятельностью ИГ. Наряду с СДС Организация Объединенных Наций, Европейский парламент, бесчисленные правозащитные группы и Соединенные Штаты также призвали к репатриации иностранных граждан, но многие правительства неохотно репатриируют  своих граждан, которые могли быть связаны с ИГ. В прошлом году ООН задокументировала случаи «радикализации» и обучения в лагере, предупредив, что иностранных детей «готовят» как будущих боевиков ИГ. В прошлом месяце ООН заявила, что всего за 18 месяцев в сирийском лагере Аль-Холь было убито более 100 человек, в том числе много женщин.

Как полагают американские эксперты, этот шаг Парижа был сделан на фоне растущего давления на государства, требующие вернуть своих граждан домой, поскольку безопасность и гуманитарные условия вокруг лагерей ухудшаются. Франция была в числе государств, неохотно делающих это, утверждая вместо этого, что все члены, связанные с ИГ, должны быть привлечены к ответственности в районах, находящихся в пределах или ближайших к месту совершения преступлений. Однако длительные проблемы в организации судебных процессов, которые отвечают критериям многих западных государств, а также уважают внутренние законы и процессы Ирака, помешали созданию более эффективных и своевременных правовых механизмов. Побег из тюрьмы в Хасеке в начале этого года и такие инциденты, как голодовка в лагере Аль-Родж, высветили сложные проблемы в области безопасности и гуманитарные проблемы, связанные с лагерями, и необходимость улучшения положения их обитателей, прежде чем ситуация ухудшится еще больше. Большинство государств, репатриировавших граждан, сосредоточили свое внимание на женщинах и детях, в том числе несопровождаемых несовершеннолетних. Однако положение мужчин и мальчиков старшего возраста остается тяжелым, как показали условия в Хасеке. Как также отметила Фионнуала Ни Олейн, специальный докладчик ООН по вопросам борьбы с терроризмом и прав человека, существуют серьезные опасения по поводу недостаточного внимания к случаям детей мужского пола и подростков, находящихся на пороге взрослой жизни, поскольку основное внимание по-прежнему уделяется женщинам и сопровождающим их детям в лагерях. Для нескольких государств озабоченность по поводу репатриации связана с проблемами расследования и судебного преследования отдельных лиц, когда большая часть доказательств остается на поле боя и недоступна или неприемлема в западных судах, а также с возможностью мобилизации репатриантов или совершения насилия. Расходы и сложная логистика — немаловажные факторы для государств, которым потенциально придется реинтегрировать сотни репатриантов, – также способствовали нежеланию правительств выделять ресурсы для решения проблемы, особенно на фоне пандемии. Многие правозащитные организации критиковали правительства и обвиняли их в расизме в создании де-факто «второго уровня» гражданства для лиц с двойным гражданством или происхождением.

Сохраняющаяся неопределенность, связанная с будущим содержащихся в лагерях, только усиливает несколько рисков. Хотя среди юридических и политических экспертов ведутся споры об обязательстве репатриировать граждан, нет никаких сомнений в том, что такие группы, как ИГ, могут извлечь выгоду из ситуации. Эксперты предупреждают, что ИГ уже взимает налоги с местных общин, и есть мало гарантий, что сирийские силы смогут поддерживать какое-либо подобие безопасности в долгосрочной перспективе. Несмотря на то, что международное сообщество уделяет огромное внимание условиям в лагерях, в которых содержится большинство женщин и детей, таких как Аль-Холь и Аль-Родж, отсутствие какого-либо широкомасштабного давления с целью репатриации мужчин и мальчиков старшего возраста повышает риск того, что их неопределенным будущим может манипулировать ИГ или другие группы, стремящиеся воспользуйтесь неразрешенным конфликтом в Сирии. Невнимание к этому вопросу будет продолжать подпитывать джихадистские нарративы и позволит им вербовать новых членов.

Хотя большое внимание уделяется гуманитарному аспекту репатриации, ответственность за преступления и терроризм ИГ остается низкой во всем мире. Хотя следственная группа по привлечению к ответственности за преступления, совершенные ДАИШ / ИГ (ЮНИТАД), обнаружила, что группа совершала военные преступления, включая геноцид, и широко осуждается во всем мире за использование сексуального насилия, было проведено мало судебных процессов и еще меньше вынесено  обвинительных приговоров лицам, связанным с ИГ. У государств также есть возможности составить список лиц, связанных с ИГ, которые использовали сексуальное насилие и торговлю людьми для финансирования и поддержки терроризма в рамках контртеррористических санкций ООН («1267»), хотя ни одно государство еще не сделало этого. Несколько государств, которые репатриировали очень малое количество  женщин и детей, также сосредоточили внимание на компоненте реабилитации и реинтеграции, уделяя меньше внимания расследованию или предъявлению им обвинений. Объявление о том, что Франция передаст взрослых женщин судебным органам для проверки, и ожидается, что им будут предъявлены обвинения в связи с их ролью в отношении ИГ, создает важный прецедент для поощрения подотчетности при удовлетворении важнейших гуманитарных потребностей и законных прав детей.

По мере того, как государства обращают свое внимание на новые и неотложные внешнеполитические вызовы, актуальность урегулирования статуса и ситуации в лагерях на северо-востоке Сирии исчезает из мейн-стрима на Западе. Тем не менее, террористические группы и другие негосударственные субъекты ранее использовали эти условия, чтобы усилить свои нарративы и бросить вызов идее о том, что Запад уделяет приоритетное внимание правам человека. Места содержания под стражей и тюрьмы могут служить инкубаторами для экстремистских групп, поскольку они позволяют отдельным лицам обмениваться экстремистскими идеологиями и техническими навыками, которые могут быть использованы для поддержки терроризма. Например, многие видные лидеры того, что позже станет ИГ, провели несколько лет обучения и координации в лагере Букка в Ираке, прежде чем их в конечном итоге освободили. Более того, рейды по тюрьмам с целью освобождения ветеранов являются обычной тактикой, используемой повстанческими группами. Места содержания под стражей и лагеря, подобные тем, что находятся на северо-востоке Сирии, представляют собой относительно уязвимые цели с высокой доходностью для таких групп, как ИГ, поэтому для долгосрочной стабильности региона важно, чтобы эти лагеря были ответственно обезлюдели. Резкое изменение позиции Франции может также побудить другие государства, занявшие аналогичные позиции, изменить свой подход. В 2020 году неспособность членов Совета Безопасности ООН договориться об общем глобальном подходе к этому вопросу привела к первому за два десятилетия наложению вето на борьбу с терроризмом. Все более насущные потребности в области безопасности и гуманитарные потребности, связанные с лагерями, похоже, повлияли на важный сдвиг в этом отношении. Однако крайне важно, чтобы этот стандарт репатриации применялся более последовательно, не только потому, что все граждане, независимо от пола, должны иметь возможность для репатриации, но и потому, что, если текущая политика не изменится, эти учреждения радикализируют новое поколение приверженцев ИГ.

На этом фоне Организация Объединенных Наций на прошлой неделе заявила, что начинает новую кампанию по поиску тысяч людей, пропавших без вести во время войны в Сирии, поскольку недавно опубликованные статистические данные проливают свет на масштабы смертей в ходе конфликта и в сирийских тюрьмах. Пауло Пиньейру, председатель Независимой международной комиссии ООН по расследованию ситуации в Сирии, сообщил, что генеральный секретарь вскоре опубликует доклад о том, как активизировать усилия по поиску пропавших без вести в Сирии. «Для тех, кто погиб, их близким должно быть позволено похоронить их. Это страдания, причиненные семьям, и во многих случаях это началось 10 или 11 лет назад», — сказал он. 5 июля ООН заявила, что, по оценкам, 306 887 мирных жителей были убиты в ходе конфликта в Сирии с момента его начала в марте 2011 года. Однако в это число не входят убитые комбатанты и косвенные смерти, вызванные отсутствием медицинской помощи или доступа к пище или воде. Между тем, группа активистов Сирийской сети по правам человека (SNHR) также опубликовала на прошлой неделе  отчет, в котором говорится, что 14 700 человек погибли во время содержания в печально известных тюрьмах Сирии, большинство из которых от рук сирийских служб безопасности. «Настало время для государств-членов ООН действовать, проявить солидарность и поддержать всех жертв конфликта и их семьи, обеспечив принятие решительных мер. Семьи пропавших без вести ждали слишком долго, и международному сообществу давно пора предпринять смелые действия, чтобы помочь решить эти проблемы. Это, несомненно, будет длительная работа, но она должна начаться без дальнейших задержек. Мы уже опоздали на десятилетие», — сказал Пиньейру. Как сообщил 5 июля Верховный комиссар по правам человека, по оценкам, с 2011 года в сирийском конфликте погибло более 300 000 мирных жителей. «По достоверным оценкам, число пропавших без вести составляет более 100 000 человек, включая десятки тысяч, которые были произвольно задержаны и которые по-прежнему насильственно исчезли сторонами конфликта». Согласно отчету SNHR., среди тех, кто умер в тюрьмах Сирии, было около 200 детей и 100 женщин. В отчет включены свидетельства людей, переживших жестокое обращение со стороны сил безопасности, которые арестовали около 1,2 млн сирийцев с начала протестов против президента Башара Асада в 2011 году и продолжают удерживать 133 000 человек. По данным SNHR, в Сирии применяются пытки в отношении политических или военных противников между сторонами конфликта или со стороны контролирующих держав с целью расширения контроля и подавления любых претензий в области прав человека или практики демократии. Тюрьмы часто очень переполнены, в одной камере помещается до 200 человек. Бывшие заключенные рассказали, что они сильно недоедают и что они живут в камерах, зараженных насекомыми и крысами.

В марте президент САР Башар Асад издал указ, криминализирующий пытки с трехлетним тюремным заключением или смертной казнью, если пытки включают изнасилование или убийство, что высмеивается правозащитными организациями. В ответ на указ базирующаяся в США организация Human Rights Watch заявила, что, несмотря на многочисленные доказательства, сирийское правительство ничего не сделало, чтобы остановить применение пыток своими спецслужбами. «Пытки в Сирии носят систематический характер, и мы не ожидаем, что они прекратятся без политических изменений в сирийских властях, которые не расследовали и не привлекли к ответственности лиц, причастных к пыткам. SNHR.  постоянно документирует аресты и случаи жестоких пыток, а также жертв в результате пыток. Мы подтверждаем, что тысячи задержанных по-прежнему подвергаются различным видам пыток», — сказал MEE Фадель Абдул Гани, основатель SNHR. По данным SNHR, по меньшей мере 11 человек были убиты в результате пыток после указа Асада. Группа заявила, что сирийские власти установили местные законы, которые разрешают пытки и предоставляют иммунитет палачам и не привлекают их к ответственности, и утверждала, что насилие осуществляется по прямому приказу сирийского президента. Согласно докладу, сотрудники военной разведки пользуются общим иммунитетом, и военному суду не разрешается привлекать их к ответственности, кроме как по приказу главнокомандующего армией и вооруженными силами, то есть самого Асада или его министра обороны. «Вопрос о задержанных не может быть решен без политического решения», — заявил Абдул Гани, призвав к международному вмешательству.

 

Основные выводы:

— Большинство государств, которые репатриировали граждан, вернули женщин и детей, в том числе несовершеннолетних без сопровождения, но положение мужчин и мальчиков старшего возраста, все еще находящихся в заключении, остается тяжелым.

— Хотя большое внимание уделяется гуманитарному аспекту репатриации, ответственность за преступления и терроризм ИГ остается низкой во всем мире.

— Террористические группы и другие негосударственные субъекты ранее использовали эти условия для усиления своей активности и вербовки или иного получения поддержки.

— ООН с подачи коллективного Запада начинает новую явно ангажированную кампанию в отношении сбора данных по нарушению прав человека режимом Асада с целью  создания дополнительного рычага давления на Дамаск и Москву.

52.21MB | MySQL:103 | 0,466sec