О проекте по строительству электрического кабеля между Египтом и Грецией

В рамках визита председателя Европейской комиссии (далее – ЕК) в Египет в июне 2022 года состоялась первая встреча министра электроэнергетики и возобновляемых источников АРЕ Муохаммеда Шакера с Комиссаром по энергетике ЕК Кадри Симсон (далее – Комиссар), в ходе которой обсуждалось сотрудничество в области возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ) и водорода[i].

По итогам визита, власти Египта и ЕК заявили о намерении совместно работать над укреплением и расширением электрических сетей, включая межсредиземноморские соединительные линии[ii]. Комиссар упомянула о заинтересованности Комиссии в завершении проекта «создания соединительного электрического кабеля с Грецией, который позволит Египту стать региональным центром обмена энергией между Европой, арабскими и африканскими странами»[iii].

Напомним, что проект EuroAfrica Interconnector (далее – Проект), предполагает строительство электрического кабеля по дну Средиземного моря из Египта в Грецию через остров Кипр (см. рисунок 1) для транспортировки энергии, произведенной египетскими предприятиями, на европейский континент. Мощность линии – 2 ГВт, что позволит осуществлять транзит до 17,5 ТВт/ч в год (эквивалентно, к примеру, около 30% от потребления электричества Грецией). Согласно официальному сайту Проекта, арабская республика будет экспортировать электричество, произведенное как из природного газа, так и из ВИЭ, а ключевое преимущество – более низкая стоимость по сравнению с европейскими производителями.

Первый совместный документ относительно Проекта министры Египта, Греции и Кипра подписали в феврале 2017 года. Упомянутый М. Шакер тогда назвал эту идею частью стратегического плана арабской республики по экономическому развитию и энергетической безопасности. В 2019 году, после проведения технического изучения, стороны подписали соглашение о строительстве. О важности Проекта и намерении обеспечить ему поддержку неоднократно упоминал президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси. В 2021 году премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис заявил, что спроектированный кабель имеет критически важное значение для энергетической безопасности в Европе и обеспечит транспортировку энергии, произведенной главным образом за счет солнечного света, из Египта в Европейский союз (далее —  ЕС)[iv].

Рис. 1 Схема маршрута кабеля, предоставленная официальным сайтом EuroAfrica Interconnector

Ориентировочная стоимость Проекта – более 2,5 млрд евро. Сроки завершения строительства, согласно официальному сайту, 2022 – 2023 гг. Практическая стадия строительства на текущий момент не стартовала, что ставит под сомнение соблюдение первоначально обозначенных сроков. Отсутствует четкая информация о том, какие именно страны будут импортерами египетской продукции, кто будет финансировать Проект. Также не ясно, что именно подразумевает ЕК под термином «совместно работать над укреплением и расширением электрических сетей».

Вероятно, что отсутствие финансирования Проекта является основной причиной задержки практической стадии его реализации. Многочисленные материалы средств массовой информации (далее – СМИ), заявления политических деятелей и высокопоставленных чиновников указывают на то, что участники Проекта рассчитывают на инвестиции со стороны ЕС, а именно фонда Connecting Europe Facility (фонд ЕС п развитию транспортной, цифровой инфраструктуры и электрических сетей, далее – Фонд). Так, общеевропейскую поддержку». Министр энергетики Кипра Н.Пилидес в 2021 году заявила, что операторы Проекта подали заявки в Фонд и в 2022 году получат информацию о возможности финансирования[v]. Журнал Enterprise сообщил в июне 2022 года со ссылкой на представителей греческого бизнеса о согласии со стороны Европейского банка реконструкции и развития, а также ряда иных кредитных организаций частично профинансировать проект. В упомянутой публикации также сказано, что Проект получит дополнительный стимул по причине «войны на Украине»[vi].

Особый интерес в связи с этим представляет текст совместного заявления ЕС и Египта, опубликованного на официальном сайте ЕК по итогам июньского визита: «ЕС и Египет признают, что новая геополитическая реальность и реалии энергетического рынка требуют ускорения и интенсификации партнерства (в реализации Парижского соглашения 2015 года – авт.)…. Очень благоприятная обеспеченность ВИЭ дает Египту возможность стать региональным центром производства и экспорта возобновляемой и низкоуглеродной энергии. Египет и ЕС будут совместно работать в рамках Средиземноморского партнерства по водороду для привлечения инвестиций в ускоренный рост производства электроэнергии из возобновляемых источников; укрепление и расширение электрических сетей, включая межсредиземноморские соединительные линии; производство возобновляемого и низкоуглеродистого водорода; производство продуктов на основе водорода и строительство инфраструктуры для хранения, транспортировки, распределения и экспорта в ЕС водорода и водородных производных, совместимых с правилами и определениями ЕС».

В связи с вышеизложенным не исключено, что решение ЕК о финансировании Проекта за счет фондов ЕС будет принято в ближайшее время, в том числе в ходе 22-й Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата, проведение которой запланировано на ноябрь 2022 года в Египте.

В случае принятия со стороны ЕК положительного решения об инвестировании значительных средств в реализацию Проекта этот шаг можно будет считать важным и в некоторой степени поворотным с точки зрения Средиземноморской политики ЕС и характера партнерских отношений между Брюсселем и Каиром. Хотя создание инфраструктуры для транспортировки энергоносителей между Северной Африкой и государствами-членами ЕС уже имело место быть (газопроводы Greenstream и Medgaz), реализация этих проектов осуществлялась силами национальных компаний из европейских и африканских государств, главным образом функционирующих с государственным участием. Институты ЕС тогда не оказывали значимого содействия. Кроме того, характер ряда озвученных заявлений со стороны высокопоставленных чиновников и политических деятелей создает впечатление, что Проект подразумевает обеспечение транспортировки продукции, изготовленной из ВИЭ (в основном солнечной  и ветряной энергии), чего еще не было в отношениях между двумя регионами.

Повышению интереса руководства ЕС к энергетическому сектору Египта, вероятно, способствуют такие факторы, как:

— проведение в предыдущие годы руководством арабской республики либерально-рыночных реформ и принятие мер, стимулирующих инвестиции;

— преодоление спада в газовой промышленности 2013 – 2018 гг. и последовавшее за этим активное и быстрое наращивание объемов сжиженного природного газа (далее – СПГ) в период с 2019 года по настоящее время;

— приобретение Египтом важного значения регионального логистического центра и посредника между иными поставщиками природного газа из Восточного Средиземноморья и импортерами этой продукции;

— наличие благоприятных прогнозов в экспертной среде относительно ситуации в газовой отрасли (по крайней мере на период до 2025 года)[vii];

— наличие мощностей, совокупная мощность которых значительно превышает текущие внутренние потребности страны в электроэнергии (по самым скромным оценкам, объемы «свободных» мощностей превышают 10 ГВт), что является результатом успешной реализации в 2015 – 2018 гг. проектов по созданию электростанций общей мощностью более 15 ГВт  (в т.ч. газовые Beni Suef, El Burullus, New Capital мощностью по 4,8 ГВт каждая и солнечная Benban Solar Park мощностью 1,6 ГВт);

— крупный потенциал Египта в сфере солнечной и ветряной энергетики, стимулирование руководства арабской республики развития этих направлений, а также общее повышение внимания в государствах-членах ЕС к альтернативной энергетики, в том числе ВИЭ;

— резкое повышение цен на так называемые традиционные энергоносители (нефть и газ) в 2022 году и обострение отношений политического руководства ЕС и Российской Федерации после начала специальной военной операции на Украине, что способствует привлекательности проектов в секторе альтернативной энергетики, а также стимулирует европейских политических лидеров активизировать поиск альтернативных поставщиков энергоносителей взамен российских;

— наличие разносторонних и  развитых отношений между ЕС и многими европейскими странами с одной стороны и Египтом с другой стороны, отсутствие острых политических противоречий между Брюсселем и Каиром, репутация арабской республики как надежного и предсказуемого партнера ЕС, стабильная военно-политическая обстановка (по сравнению, например, с Ливией) и выгодное географическое расположение.

Следует особо подчеркнуть, что определяющим фактором, без которого упомянутые успехи Египта, скорее всего, были бы невозможны, является открытие и освоение запасов природного газа в Средиземном море. В первую очередь это открытое в 2015 году Зохр, на которое сегодня приходится около 40% от общего объема добычи этого сырья в арабской республике. К примеру, решение о строительстве трех упомянутых выше газовых электростанций было принято вскоре после официальных заявлений правительства Египта об открытии и начале эксплуатации этого месторождения. Особо отметим, что реализация этих проектов, благодаря которым сегодня имеется техническая возможность поставок электричества за пределы арабской республики, осуществлялась при активном участии тесно связанных с правительствами крупных европейских банков (в т.ч. германские Deutsche Bank, KfW IPEX-Bank и британский HSBC), предоставивших финансирование. Автор полагает, что все эти действия – часть согласованной политики европейских государств по укреплению энергетического Египта в целях прекращения его в надежного поставщика энергоносителей. С учетом факта участия европейских компаний (Eni и другие) в освоении месторождений это также может свидетельствовать о подтвержденных возможностях арабской республики не только осуществить разовые поставки природного газа, но и обеспечить реализацию более долгосрочных контрактов.

Что касается сектора ВИЭ Египта, то, несмотря на значимые успехи последних лет и характер заявлений представителей ЕК, его потенциал на текущем этапе является недостаточным для обеспечения экспорта «чистой» энергии на европейский континент в значимых объемах. К примеру, годовой объем выработки крупнейшей в Египте солнечной электростанции Benban Solar Park оценивается экспертами в 3,5 ТВт/час, тогда как для полной загрузки кабеля из Египта в Грецию необходимо 17,5 ТВт.

Кроме того, с точки зрения экономических аспектов привлекательность сектора ВИЭ на текущем этапе для бизнес-структур европейских стран заключается скорее в распространении производственных технологий, расширении экспортных возможностей для производителей соответствующего оборудования и расходных материалов за пределы ЕС, нежели чем в импорте энергии из соседних регионов, произведенной из возобновляемых источников. Косвенным подтверждением этого служит пример Марокко, которое активно стимулировало привлечение инвестиций в ВИЭ и уже связано подводным электрическим кабелем с Испанией. Однако за более 10-летний период сотрудничества королевства с ЕС идея экспорта «чистой энергии» из Африки в Европу так и не реализовалась на практике. На текущем этапе признаков изменения этого подхода нет.

Серьезные предпосылки для инвестирования со стороны ЕС в строительство кабеля между Египтом и Грецией, равно как и углубления дальнейшего взаимодействия между Брюсселем и Каиром в сфере энергетики, на текущем этапе имеются. Несмотря на резонансные заявления со стороны ЕК о намерении стимулировать альтернативную энергетику арабской республики, автор полагает, что определяющим обстоятельством для продолжения дальнейшего сотрудничества является наличие крупных запасов природного газа вблизи Египта.

Характер инвестиционных проектов прошлых лет, активность иностранного бизнеса и отдельные политические заявления позволяют утверждать об укреплении доверия к Египту со стороны ЕС как к поставщику энергоносителей, а также являются фактами в пользу возможности создания между ними стратегического партнерства на долгосрочную перспективу.

[i] https://energynews.biz/europe-will-sign-a-hydrogen-partnership-with-egypt-in-2022/

[ii] https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/statement_22_3703

[iii] https://english.aawsat.com/home/article/3708666/europe-interested-electrical-linkage-egypt

[iv] https://egyptindependent.com/electrical-linkage-with-egypt-very-important-for-europes-energy-security-greek-pm/

[v] https://www.financialmirror.com/2021/10/22/electricity-cable-funding-by-early-2022/

[vi] https://enterprise.press/stories/2022/06/01/the-war-in-ukraine-is-accelerating-plans-to-link-our-electricity-grid-to-greece-72429/

[vii] См. Кукушкин В.Ю. «Нефтегазовые отрасли Африки XXI века», Азия и Африка сегодня, выпуск №6 от 2022 года

62.87MB | MySQL:105 | 0,611sec