О дискриминации сикхов и индуистов при режиме талибов в Афганистане

В свете недавней волны насилия, обрушившейся на общины афганских сикхов и индуистов, становится маловероятным, что они переживут второй приход талибов к власти. Религиозная нетерпимость, распространенная в афганском обществе, и растущие проблемы в сфере безопасности, создаваемые террористической организацией «ИГ-Хорасан» (запрещена в РФ), могут в обозримой перспективе положить конец присутствию сикхов в Афганистане. Исторически индуисты и сикхи жили как торговцы и выполняли роль ростовщиков. Однако затянувшийся конфликт вынудил многих покинуть страну. По некоторым оценкам, количество сикхов и индуистов в Афганистане сократилось с нескольких сотен тысяч в 1980-х годах до нескольких сотен человек во время антитеррористической кампании США. Тенденция к росту нетерпимости в отношении сикхов совпала с ростом панисламистского движения, возглавляемого моджахедами в Афганистане с 1990-х годов. Финансируемые Саудовской Аравией медресе распространяли жесткую ваххабитскую идеологию, которая подпитывала джихад против СССР в Афганистане, но сужала пространство для плюрализма в афганском обществе. Ислам использовался для консолидации политической власти и сплочения сельских районов Афганистана с призывом к исламскому джихаду против светского коммунистического правительства. При этом роль немусульманских общин в будущем страны отодвигалась на второй план. Когда радикальное исламистское движение «Талибан» (запрещено в РФ) впервые пришло к власти в 1996 году, его нетерпимость к символизму и практикам других религий была безудержной. Продвигая принципы исламского фундаментализма, талибы уничтожили буддийские статуи в Бамиане и другие неисламские культурные артефакты в Афганистане. На индуистов и сикхов талибы смотрели свысока, требуя, чтобы те приняли ислам. Немусульман заставляли носить желтые нашивки, чтобы идентифицировать их на публике. После падения первого режима талибов конституция 2004 г. предоставила индуистам и сикхам определенные гарантии безопасности, материальной поддержки и представительства в политике. Однако несмотря на защиту со стороны государства, в афганском обществе по отношению к ним по-прежнему сохранялась нетерпимость. Религиозные меньшинства в Афганистане на протяжении многих лет сообщали о словесных преследованиях со стороны суннитского большинства. Их собственность неоднократно отчуждали насильственным образом, они подвергались угрозам и оскорблениям. В государственных учреждениях сикхи и индуисты сталкивались с  дискриминацией при трудоустройстве, а их дети – с травлей в школах. Когда талибы вернулись к власти в 2021 году, они открыто обязались защищать религиозные и этнические меньшинства. Однако множественные сообщения об убийствах представителей меньшинств боевиками движения указывают на то, что их заверениям нельзя доверять. Талибы нарушили ряд обещаний, касающихся свобод женщин и прав человека в целом; по этой причине у международного сообщества нет оснований предполагать, что положение афганских сикхов изменится при нынешнем режиме. Сикхские общины сталкивались с бесчисленным множеством рисков для жизни в Афганистане со времен моджахедов. В 1988 году боевик-исламист убил 13 сикхов, открыв огонь во время религиозного праздника, а в 1989 году ракета попала в гурдвару и убила 17 сикхов в Джелалабаде. Также фиксировались множественные случаи вымогательства и преследования. Совсем недавно участились крупномасштабные целенаправленные нападения на сикхов, поскольку «ИГ-Хорасан» усилила присутствие в Афганистане, и, как следствие, продолжила наносить тяжелые потери их сокращающемуся сообществу. В 2018 году 19 человек погибло в результате нападения, ответственность за которое взяла на себя «ИГ-Хорасан», большинство из них были сикхи. В марте 2020 года 25 человек были убиты в гурдваре в Кабуле. В июне 2022 года боевики «ИГ-Хорасан» штурмовали гурдвару Карте Парван и убили двух человек. Религиозные символы сикхов, такие как яркий головной убор и тесная связь с местами отправления культа делают их относительно легкой мишенью для террористических группировок. Помимо крупномасштабных нападений, в отношении их общин было зафиксировано несколько случаев вандализма и вымогательства. Также имели место случаи преследования со стороны боевиков «Талибана», что спровоцировало новую волну эвакуации сикхов. Религиозные убеждения «ИГ-Хорасан» соответствуют идеологии «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) по созданию исламского халифата, который строго соблюдает сунну и руководствуется исламской юриспруденцией. Идеологи этой модели клеймят неверными немусульман и тех, кто не принимает их интерпретацию ислама, оправдывая их казнь. Подобные убеждения представляют собой постоянную угрозу для неисламских общин, включая афганских сикхов и индуистов. В последние годы массовому исходу сикхов и индуистов из Афганистана способствовали правительство Индии, международные НПО и, собственно, сикхская диаспора. После нападения на гурдвару в марте 2020 года около 500 человек были переселены в Индию в рамках частной спонсорской программы под названием «Моя семья – моя ответственность», десятки были эвакуированы во время падения прозападного режима в Кабуле в августе 2021 года. Когда-то оживленные афганские гурдвары были в значительной степени заброшены или переданы на попечение мусульманам, поскольку семьи сикхов массово бежали из Афганистана. После недавнего нападения на гурдвару Карте Парван возобновились призывы к общине покинуть страну, что побудило правительство Индии выдать сикхам еще 111 виз. В отсутствие какого-либо политического представительства вполне вероятно, что заботы индуистов и сикхов в Афганистане останутся без внимания. У суннитского руководства «Талибана» отсутствует интерес к присутствию этих диаспор в стране. Более того, соблюдение талибами шариата только усилит нетерпимость к ним со стороны афганского общества. В данный момент очевидна нарастающая конкуренция между «Талибаном» и «ИГ-Хорасан», однако маловероятно, что талибы будут воевать с последними ради безопасности афганских сикхов и индуистов. Руководство талибов в меру возможностей обеспечило защиту меньшинств, однако их политическая воля и материальные возможности ограничены. Неопределенность, скорее всего, окончательно вынудит афганских сикхов и индусов покинуть страну по мере того как международные НПО и частные спонсоры будут организовывать их переселение.

52.21MB | MySQL:103 | 0,492sec