О новой военной стратегии Франции в Сахеле

По оценке американских экспертов, можно ожидать, что новый военный подход Франции к досье Сахеля продемонстрирует ее адаптацию к длительной нестабильности в регионе, через оказание  большей  поддержки национальным армиям стран региона, особенно нигерской, а также через попытки сохранить участие в нем ЕС. Однако уход Франции из Мали и фактическая неспособность вмешаться в ситуацию в стране, вероятно, по-прежнему приведут к дальнейшему ухудшению обстановки в области безопасности в регионе. 13 июля президент Франции Эммануэль Макрон призвал к «переосмыслению» военной позиции Франции в Африке после ее вынужденного ухода из Мали. Франция завершит вывод войск из Мали к концу лета. Париж принял это решение в феврале после нескольких месяцев ухудшения отношений с Бамако, в частности, из-за того, что хунта заручилась поддержкой военизированных формирований российской частной военной компании «Вагнер». Хунта пришла к власти в результате последовательных переворотов в августе 2020 года и мае 2021 года и частично опирается на антифранцузские настроения, чтобы обеспечить свой контроль над страной.  Макрон подчеркнул, что Франция будет стремиться оказывать большую поддержку региональным армиям посредством дополнительного обучения и обмена разведданными, и намекнул, что Франция будет стремиться обеспечить постоянное участие государств-членов ЕС в Сахеле. В этой связи отмечается, что целевая группа Европейского союза «Такуба», которой было поручено блокировать создание террористическими группами безопасного убежища в приграничном регионе между Мали, Нигером и Буркина-Фасо, была распущена 1 июля после завершения вывода войск из Мали. К тому же в дополнение к антифранцузскому повороту Мали, позиции Франции во всем Сахеле заметно ослабли за последние 18 месяцев, отчасти из-за внесудебных переходов власти в некоторых из ее ближайших региональных союзников, таких как Буркина-Фасо и Чад. За этими заявлениями Макрона последовал первый визит французских министров высокого уровня в Африку после переизбрания Макрона в апреле 2022 года, когда министр иностранных дел Катрин Колонна и министр вооруженных сил Себастьен Лекорну посетили Нигер 14-16 июля. Хотя они не предложили конкретных подробностей относительно того, как будет развиваться стратегия Франции по борьбе с терроризмом в Сахеле, Колонна особо подчеркнул важность многомерного партнерства Франции с Нигером. Из этого американцы делают вывод о том, что новая военная стратегия Франции в Сахеле, вероятно, приведет к смещению акцента с Мали на Нигер, как основной тыловой базы французов. При этом Париж хочет убедиться, что нигерские военные способны действовать в качестве оплота против джихадистских группировок и что сохраняющееся военное присутствие Франции в Сахеле не вызовет дальнейших антифранцузских настроений среди местного населения.  Уход Франции из Мали и предполагаемое прекращение воздушного прикрытия ухудшают перспективы безопасности страны, поскольку ни малийская армия, ни российская ЧВК «Вагнер» не имеют воздушных возможностей, сопоставимых с французскими. Это, в свою очередь, позволит джихадистским группировкам получить большую свободу передвижения. Франция увеличит свою поддержку другим странам региона, чтобы снизить риск прогнозируемого распространения джихадистов из Мали. Париж окажет особую поддержку Нигеру из-за его тесных отношений с Францией в попытке предотвратить объединение транснациональных джихадистских группировок в Мали и Нигерии. Однако масштабы действий Франции будут ограничены растущими антифранцузскими настроениями в более широком регионе Сахеля, что может привести к тому, что региональные правительства отвергнут передислокацию 2400 французских военнослужащих в Мали на их территорию. Чтобы предотвратить дальнейший рост антифранцузских настроений, Франция дала понять, что присутствие ее оставшихся войск должно быть более сдержанным и действовать в поддержку местных военных командований, а не по их собственной инициативе, что может сделать страны Сахеля, особенно Нигер, более склонными к размещению дополнительных французских войск на их территории. Париж также намерен предоставить дополнительную помощь  государствам Сахеля в целях развития и поддержать их собственные инициативы по борьбе с терроризмом. В рамках этой новой стратегии Париж может также призвать государства-члены ЕС согласиться на новую миссию, аналогичную Целевой группе «Такуба», которая должна  будет запущена в Нигере, а также оказать большую поддержку прибрежным африканским государствам из-за угрозы насильственного экстремизма, который движется  к Гвинейскому заливу. Париж уже увеличил свою поддержку развития Нигера, подписав кредит в размере 50 млн евро для улучшения электросети страны, а также пожертвование в размере 20 млн евро и увеличение на 66% продовольственной помощи Франции Нигеру на 2022 год. Можно ожидать, что этот подход, который, по-видимому, увязывает экономическое развитие с борьбой с терроризмом, будет расти в течение 2023 и 2024 годов и, вероятно, распространится на другие страны-партнеры в регионе. Несмотря на неприязнь к хунте в Бамако, решимость Франции предотвратить экспансию джихадистов вынудит ее молчаливо принять шаги региональных партнеров по реинтеграции Мали в совместную военную  группу G5 после приостановки его участия в мае с. г. Однако для этого потребуется предоставить Мали право председательствовать в этой группе на основе предусмотренной ротации, и остается неясным, готовы ли другие страны Сахеля, входящие в G5 пойти на такой шаг. Точное количество французских военнослужащих, которые будут развернуты в Сахеле после ухода Франции из Мали, до сих пор остается неясным. Командующий французской операцией «Бархан» Лоран Мишон заявил, что около 2500 французских военнослужащих, вероятно, останутся в Сахеле после завершения вывода войск из Мали (первоначально планировалось оставить в регионе 4400 военных – авт.). Но переговоры о точном характере будущего военного присутствия Франции в регионе все еще продолжаются между Парижем и правительствами стран Сахеля. Более сдержанное присутствие французских войск вместе с повышенной угрозой безопасности, исходящей из Мали, может привести к тому, что правительство Нигера согласится на временное увеличение численности французских военных в стране, пока оно наращивает возможности нигерских вооруженных сил.

Хотя можно ожидать, что эта новая стратегия укрепит военный потенциал стран-партнеров в Сахеле, неспособность Франции эффективно вмешаться в Мали, наряду с обострением насилия в Буркина-Фасо, означает, что обстановка в области безопасности в регионе, вероятно, продолжит ухудшатьсяСлабый потенциал  ВВС Мали и перманентное межобщинное насилие в стране — наряду с продолжающимися нарушениями прав человека со стороны малийской армии и ЧВК «Вагнер» — обеспечат благоприятную почву для джихадистских группировок, чтобы получить контроль над северными частями страны. Это ухудшит ситуацию не только в Мали, но и в соседних странах, поскольку джихадисты, вероятно, будут стремиться использовать эти территории для активизации трансграничных операций, которые уже происходят в приграничном регионе с Нигером и Буркина-Фасо. В то время как дополнительное обучение и обмен разведданными со стороны Франции улучшат контртеррористические возможности государств Сахеля, они останутся недостаточными перед лицом растущей активности джихадистов без дополнительного военного оборудования, которое, как пока очевидно,  Париж не готов предоставить в среднесрочной перспективе. Кроме того, в то время как новая военная стратегия Франции, вероятно, будет направлена на сдерживание нестабильности в Мали и, похоже, будет сосредоточена в основном на Нигере, ее успех может зависеть от событий в Буркина-Фасо, где правящая хунта стремится дистанцироваться от Парижа, несмотря на участившиеся нападения в приграничном регионе с Мали и Нигером. Поддержка ВВС Франции в Буркина-Фасо будет продолжаться в среднесрочной перспективе, но ее правящая хунта, скорее всего, откажется от увеличения французского военного присутствия, что — в сочетании с ухудшением перспектив безопасности Мали — вероятно, приведет к дальнейшему увеличению нападений джихадистов в стране. Дальнейшее ухудшение обстановки в области безопасности в Буркина-Фасо будет иметь серьезные последствия для прибрежных африканских государств, в северных регионах которых со временем нападения с целью скрыться могут постепенно перерасти в устойчивое джихадистское восстание, несмотря на потенциальное увеличение французской поддержки. Для стран Сахеля усиление собственной ответственности за контртеррористические операции смягчит всплеск антифранцузских настроений. Но эта повышенная ответственность будет означать, что потенциальные сбои в обеспечении безопасности могут ослабить легитимность национальных правительств среди местного населения и потенциально открыть путь для более нелегальной передачи власти в регионе. Это произошло ранее в этом году в Буркина-Фасо, где бывший президент Рош Марк Кристиан Каборе был свергнут в январе армией, которая обвинила его в неспособности гарантировать безопасность страны. Ухудшение перспектив безопасности Мали (и региона в целом) после ухода Франции может также привести к увеличению потоков беженцев в Северную Африку и Европу. Это усилит давление на южную границу Европейского союза, что может усугубить антимигрантские настроения в Европе.

В этой связи, например,  испанские эксперты по региону из Барселонского университета не разделяют оптимизм Парижа по вопросу активного участия стран ЕС в новой военной миссии в Сахеле с учетом провала всех предыдущих и дорогостоящих попыток сделать это; украинского кризиса и общей напряженной экономической ситуации. Новые планы Парижа оцениваются экспертами примерно в 8 млр евро, и Брюссель за исключением главы внешнеполитического ведомства Европейского союза Жозепа Борреля, пока проявляет вялую поддержку этой инициативы.  Предотвращение распространения терроризма на Францию и остальную Европу с самого начала выдвигалось Парижем в качестве ключевой причины для поддержания стабильности  в Сахеле. Этот тезис подвергается сомнению не только в ЕС, но и самой Франции. Например, известный французский журналист Жан-Доминик Мерше утверждает, что все высокопоставленные французские чиновники и военные по борьбе с терроризмом, с которыми он разговаривал с 2011 года, отвергли такой риск. В отличие от террористических группировок, таких как «Исламское государство» (ИГ) и «Аль-Каида» (обе организации запрещены в России), которые имели все намерения наносить удары по европейским и американским целям — и успешно это делали — африканские группировки боевиков, даже когда они были связаны с более известными радикальными  брендами, были совершенно не заинтересованы в такой политике. Это объясняет, почему партнеры Франции по ЕС часто скептически относились к самозваной роли страны в качестве «жандарма Африки». Еще одна важная проблема – это отсутствие поддержки усилий Парижа на этом направлении в странах Магриба, которые вынуждены учитывать симпатию собственных туарегских общин к борьбе своих соплеменников на севере Мали. Особое место в данном контексте занимает Алжир. Напряженные отношения между Алжиром и Францией также мешают французам, поскольку алжирские военные лидеры,  недовольны идеей развертывания французской армии — или, если уж на то пошло, любой неафриканской армии — на ее заднем дворе вдоль длинных границ с Мали и Нигером. Попытки же переложить основную ответственность за поддержание стабильности в Мали на ООН также большим успехом не увенчалось. Более того, из региональной миссии ООН продолжают выходить ее участники. Египет сообщил 15 июля Организации Объединенных Наций, что временно приостановит деятельность своего контингента в миротворческой миссии в Мали, сославшись на участившиеся нападения на его миротворцев, которые сопровождают конвои, снабжающие базы ООН.  С начала года в результате нападений погибли 7 египетских солдат. «Мы были проинформированы о том, что в результате египетский контингент временно приостановит свою деятельность в рамках МИНУСМА с 15 августа», — сказал представитель миссии. Это решение стало еще одним ударом по миссии после того, как военная хунта Мали временно приостановила ротацию войск странами, предоставляющими миротворческую миссию в четверг.

В миссии ООН в Мали, известной как МИНУСМА, участвуют 1072 египетских военнослужащих и 144 полицейских. Приостановка будет оставаться в силе до тех пор, пока не будут устранены опасения Египта по поводу безопасности своих миротворцев, сообщил египетский  дипломат, осведомленный об этом решении. Другой дипломатический источник сообщил, что Египет уже давно рассматривал вопрос о своем выходе из миссии, и только искал повод для этого. Дипломат также добавил, что приостановка деятельности, в частности батальона боевых конвоев, как ожидается, приведет к задержкам в формировании и передвижении автоколонн с топливом и будет иметь серьезные последствия и серьезно осложнит работу миссии ООН. Заместитель официального представителя ООН Фархан Хак заявил журналистам в Нью-Йорке, что ООН продолжает тесно сотрудничать с Египтом для решения поднятых им вопросов: «Мы уважаем и глубоко ценим службу и значительные жертвы Египта и других стран, предоставляющих персонал в форме для наших миссий, которые работают в чрезвычайно сложных и, часто, опасных условиях».

53.19MB | MySQL:103 | 0,519sec