О турецкой реакции на «зерновую сделку». Часть 2

22 июля с. г. в Стамбуле по результатам нескольких раундов 4-сторонних встреч между представителями России, Украины, Турции и ООН была заключена так называемая «зерновая сделка».

На церемонии подписания присутствовали генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Подписантами «зернового соглашения» со стороны России и Украины стали министр обороны Сергей Шойгу и министр инфраструктуры Александр Кубраков соответственно. При этом сделка подписывалась в два этапа так, чтобы за столом одновременно не находились бы представители и Украины: на одном этапе за столом были представители России, Турции и ООН, на другом – Украины, Турции и ООН. Подписантом сделки со стороны Турции был министр национальной обороны Хулуси Акар.

Продолжаем рассматривать турецкую реакцию на это событие. Часть 1 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=88252.

Напомним, что мы остановились на реакции на сделку со стороны одного из ведущих политологов Турции, генерального координатора Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV; один из ведущих мозговых центров страны – прим.) Бурханеттина Дурана. В частности, в своей публикации, он рассмотрел те внешнеполитические подходы, которые позволили достичь Турции и лично президенту Р.Т.Эрдогана этого несомненно большого успеха в Стамбуле.

В числе залогов успеха, на взгляд турецкого политолога: отказ от если не участия, то слепого следования в фарватере ригидных союзов, более сбалансированная позиция, ставящая во главу угла способность находиться со всеми участниками международной повестки за переговорным столом, лидерская дипломатия (хотя с теми же западными странами её эффективность «системно» ограничена), а также диверсификация повестки дня, где страна участвует. В такой подход отлично вписывается и нынешний слоган турецкой дипломатии, который звучит как «Гуманная и предприимчивая внешняя политика». Предприимчивость – это, прежде всего, про интенсивный поиск новых возможностей и новых пунктов в повестку дня, чем заметно отличается турецкая дипломатия.

Обратимся к тем подробностям по «зерновой сделке», которые публикуются турецкими СМИ. Текст соглашения, на момент написания данной статьи (26 июля) турецкой стороной (как, впрочем, и российской стороной) обнародован не был, что несколько нетипично для Турции, которая, как правило, достаточно охотно публикует подобные, тем более, столь резонансные документы. В рамках наглядного свидетельства достигнутого внешнеполитического успеха.

Обратимся к турецкому изданию Yeni Şafak, которое 23 июля опубликовало свой разбор подписанного документа. Нас будет интересовать именно разбор основных положений документа и вытекающих следствий, без общего описания церемонии подписании в резиденции президента в стамбульском дворце Долмабахче. Цитируем издание:

«1) 25 МЛН ТОНН ЗЕРНА ОТПРАВИТСЯ В ДОРОГУ

Соглашение направлено на эвакуацию грузовых судов, застрявших в украинских портах, особенно в Одессе, и зерна в элеваторах. Подсчитано, что количество судов, заблокированных в портах, составляет около 80, а в элеваторах находится от 20 до 25 миллионов тонн зерна.

2) РАЗМИНИРОВАНИЕ БУДЕТ: РОССИЯ НЕ БУДЕТ ПРЕДПРИНИМАТЬ ВОЕННЫХ ДЕЙТСВИЙ

Россия гарантирует беспрепятственный проход грузовых судов, не будет вести военную деятельность в регионе. Она дала заверения, что после разминирования не будет посягать на территориальные воды Украины.

3) РОССИЙСКИЕ КОРАБЛИ НЕ ЗАХОДЯТ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ УКРАИНЫ

Зерно, загруженное на суда из подконтрольных Украине портов Одессы, Южного и Черноморска, прибудет в Стамбул в сопровождении лоцманских судов и отправится оттуда по всему миру. Украина хочет, чтобы российские корабли не заходили в ее территориальные воды.

4) В СТАМБУЛЕ БУДУТ ОБЫСКИВАТЬ СУДА: БУДЕТ ПРОКОНТРОЛИРОВАНА НЕПЕРЕВОЗКА ОРУЖИЯ

Под эгидой России и Турции будет проведен обыск, чтобы убедиться, что суда, идущие забирать зерно в Украине, не несут оружия. Планируется, что корабли будут обысканы в Стамбуле перед выходом в Черное море.

5) КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР БУДЕТ СОЗДАН В СТАМБУЛЕ

Вся операция будет контролироваться координационным центром, который будет создан в Стамбуле. Заявлено, что подготовка соответствующего центра к работе занимает 3-4 недели, поэтому для запуска отгрузок на полную мощность может понадобиться вторая половина августа.

6) ЦЕНЫ НА ЗЕРНО СНИЗИЛИСЬ

Цены на пшеницу снизились на новостях о соглашении, чикагский индекс, рыночный индикатор, упал на 3 процента. В Европе цены на зерно, используемое в качестве корма для животных, снизились на 3 процента.

7) ОПЕРАЦИЯ БУДЕТ ЗАВЕРШЕНА ЧЕРЕЗ 120 ДНЕЙ

Соглашение, подписанное на 120-дневный период, будет автоматически продлено по истечении периода. Однако, по мнению экспертов, этого времени достаточно, чтобы снять зерновую нагрузку с портов. При этом, Украина и Россия не будут подписывать соглашения друг с другом. Обе страны заключат параллельные соглашения с Турцией и ООН.

8) СТРАНЫ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ УКРАИНСКОГО ЗЕРНА

Ливия и Пакистан зависят от Украины на 48 процентов всего потребления пшеницы. Этот показатель составляет 81 процент для Ливана, Молдова импортировала 92 процента пшеницы, Катар 64 процента, Тунис 49 процентов, Египет 26 процентов из Украины».

Итак, что самое главное в приведенной выше информации? – Первое и главное, Россия будет досматривать украинские суда вместе с Турцией, а не, допустим, лишь только турецкая сторона.

Срок, определенный в 120 дней – это срок для проведения того, что Турция сторона назвала как «операция». В том смысле, что это не соглашение в полном смысле этого слова. Поскольку нет прямой сделки, заключенной между Россией и Украиной. Есть две «зеркальных сделки», которые подписаны между Турцией и Россией, а также Турцией и Украиной, которые являются взаимодополняющими по своим условиям. Даже и без официальных объявлений, на церемонии, по обмену-циркуляции папок за столом президиума, было видно, что подписывается именно что два соглашения, а не одно единое.

Никакого прямого соглашения между Россией и Украиной не возникло, а, следовательно, нельзя и говорить о первом прецеденте в этом смысле, который можно тиражировать в дальнейшем.

На 120 дней, действительно, Украина получила обязательство со стороны России не заходить в её территориальные воды. Однако, как показал удар по Одессе, буквально на следующий день, Россия наглядно продемонстрировала, что наличие непрямой сделки между ней и Украиной, через Турцию, не означает введение режима прекращения огня. Война – отдельно, зерновая сделка – отдельно. Как можно трактовать реакцию, международная общественность, все-таки, рассчитывала на нечто другое.

Таким образом, получается, что зерновая сделка ограничена и географически и во временном отношении. Вот маршрут так называемой «линии жизни», который был опубликован со стороны турецкого информационного агентства «Анадолу».

Переведем легенду карты.

Заголовок: «Подписи поставлены по зерновому коридору».

Далее, сверху – вниз:

«Как успех турецкой дипломатии, достигнутое соглашение было с удовлетворением встречено мировым общественным мнением.

Целью соглашения является безопасная реализация транспортировки зерна и похожих продуктов питания из трех портов, принадлежащих Украине.

Исполнение и контроль за реализацией плана будет осуществляться через Стамбул».

Подпись под полуостровом Крым: «Оккупирован Россией в 2014 году».

Далее графические обозначения, сверху – вниз:

«Порты, зерновой коридор, территории, занятые Россией, регионы, находящиеся под контролем сепаратистов».

Обратимся к реакции турецких политиков на подписание «зерновой сделки» в Стамбуле.

Прежде всего, достаточно предсказуемо, в тот же день, председатель Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели поздравил по телефону президента Реджепа Тайипа Эрдогана с заключенной сделкой.

А вот оппозиция, также достаточно предсказуемо, не отреагировала на успех турецкого руководства. В частности, молчание хранит на момент написания статьи лидер турецкой оппозиции, глава Народно-республиканской партии Турции Кемаль Кылычдароглу и глава Хорошей партии Турции Мераль Акшенер – по сути, составляющие ядро турецкой оппозиции. Другие политики здесь, вряд ли, могут представлять сколь-нибудь большой интерес.

Ушедший годы назад из большой политики, но ещё привлекающий к себе пристальное внимание бывший президент Турции Абдуллах Гюль, чья позиция (проправительственная или оппозиционная, остаться в отставке или вернуться – И.С.) продолжает обсуждаться в турецком обществе, сделал в социальных сетях заявление следующего содержания:

«Реализация зернового соглашения в Турции, которое будет способствовать «борьбе с голодом и продовольственной безопасности», являющихся одной из самых насущных мировых проблем, оказала большую услугу человечеству. Я поздравляю всех, кто внес свой вклад».

Можно продолжать и дальше искать заявления оппозиционных представителей, однако, если они и были, то прозвучали недостаточно громко, чтобы их подхватила бы турецкая пресса и сделала достоянием общественности.

Выглядит так, что турецкая оппозиция следует своей излюбленной тактике, которая заключается в том, чтобы не давать турецкой власти переключать внимание турецкой общественности на внешнеполитические вопросы в ущерб экономической повестке. Тем более, если это дает возможность действующей в стране власти заявлять о своих успехах. При этом, как можно заметить, турецкая оппозиция не считает себя обязанной реагировать даже на 100%-е поводы, коим, безусловно, является «зерновая сделка» и не допускает подобного рода ситуации в свою повестку.

То есть, происходит ровно то, о чем говорят турецкие руководители, обвиняющие оппозицию в том, что та не желает солидаризироваться с властью даже в выигрышных для страны вопросах, если это противоречит её электоральным интересам. На самом деле, это – довольно сильный выпад в адрес оппозиции, который заключается, по сути, в том, что интересы страны находятся на втором плане для оппозиции по сравнению с электоральными интересами. Это – та карта, которую действующая власть разыгрывает в наши дни постоянно и, видимо, использует её ещё не раз в период предвыборной кампании – 2023.

Выглядит позиция турецкой оппозиции тем более контрастно, что на этом фоне Западные «партнёры», в общем-то, положительно оценили достигнутую в Стамбуле зерновую сделку. Что не преминули отметить и сами турецкие СМИ. В частности, указав на комментарий официального представителя Пентагона Джона Кирби.

Как отметило турецкое проправительственное издание Yeni Şafak, выступая перед журналистами в Белом доме, Джон Кирби, в частности, рассказал о подписании «Инициативного документа по безопасным отгрузкам зерна и продовольствия из украинских портов» между Турцией, Россией, Украиной и ООН под эгидой президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана (заметим, что не под эгидой ООН – И.С.).

В частности, Джон Кирби заявил: «Соединенные Штаты приветствуют этот шаг. Мы благодарим генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и президента Турции Эрдогана за их дипломатическое руководство при заключении этого соглашения». Указав, что успешная реализация соглашения может быть возможна «только при соблюдении Россией соглашения», официальный представитель Пентагона подчеркнул, что они будут «внимательно следить за выполнением соглашения».

Джон Кирби также отметил, что зерно и продукты питания, добытые в Украине, будут перепроданы через Турцию, и сказал: «Это результат напряженной работы, и мы благодарны президенту Эрдогану и генеральному секретарю ООН Гутерришу за то, что они проявили свое лидерство. Это — положительный знак».

Французская реакция на подписание «зерновой сделки» была опубликована турецким изданием, газетой Cumhuriyet. В частности, как пишет издание, французский политолог и генеральный директор Парижской обсерватории геополитических исследований, говоря о безопасном экспорте зерна и продуктов питания заявил «Все – благодаря Турции». Руководитель обсерватории Сен-Про (Saint-Prot) дал свою оценку подписанному соглашению.

Заявив, что «соглашение по зерновым, подписанное между Украиной и Россией 22 июля во дворце Долмабахче в Стамбуле, является полностью заслугой Турции», Сен-Про напомнил, что США также положительно оценили решимость Турции в достижении конкретного результата на переговорах.

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что достичь этого момента было непросто, но он поделился своим желанием, чтобы подписание этого соглашения через 5 месяцев после начала конфликта укрепило надежды на прекращение войны», — сказал Сен-Про.

Заявив, что трудная часть соглашения, похоже, завершена, Сен-Про подчеркнул, что в определенный момент Турция выступит гарантом в этом отношении.

Указав, что Россия, как и Украина, выиграла от соглашения по зерну, Сен-Про отметил, что Москва получила гарантию неприменения западных санкций к экспорту сельхозпродукции.

Заявив, что Турция показала, что может играть роль посредника, проявив «нейтральное» отношение, Сен-Про сказал: «Она взяла на себя эту роль ради мира».

Подчеркнув, что следует поощрять такой вид посредничества, который позволяет тем, кто принимает какую-то сторону (конфликта – прим.), изменить свою позицию, Сен-Про подчеркнул невозможность посредничества тех, кто слепо поддерживает одну сторону.

Сен-Про прокомментировал: «Для Украины сложилась такая ситуация среди западников. Очень хорошо, что Турция выступила посредником».

Французский политолог Сен-Про сказал, что в ООН говорили о том, что генеральный секретарь Антониу Гутерриш был очень уважаемым человеком, но «ему не хватало власти».

Сен-Про сказал: «Те, кто считают себя хозяевами мира, но в конечном итоге наняты очень могущественными американскими агентствами, должны учиться на примере Турции», — сказал Сен-Про.

Еще один комментарий, заслуживающий нашего внимания, последовал от бывшего чрезвычайного и полномочного посла Турецкой Республики в Москве Халиля Акынджи.

Экс-посол в России Халиль Акынджи отметил, что он «надеется на реализацию соглашения после вторжения (России на Украину – И.С.)», и указал «это соглашение принесет пользу всем сторонам».

Заявив, что соглашение поможет мировым рынкам, Акынджи сказал: «Ни Турция, ни Организация Объединенных Наций не имеют возможности «принудить к соблюдению соглашения», но Москву можно заставить подчиниться ему путем убеждения». «Стамбульское соглашение позитивно для Турции», — сказал Халиль Акынджи, добавив, что «цены на зерновые продукты из Украины могут снизиться».

Говоря об атаке на Одессу Халиль Акынджи указал: «Этим шагом, который Россия отрицает (на момент написания этого материала, Россия уже не отрицает факта нанесения удара по Одессе – И.С.), она, возможно, стремилась показать, что ключ к выполнению соглашения находится в ее собственных руках», — сказал он.

На самом деле, это – очень важная мысль турецкого дипломата, которая заключается в том, что Россию ещё предстоит продолжить убеждать в том, что ей выгодно подписанное соглашение. Как верно заметил бывший турецкий посол, «Россию нельзя принудить», но «Россию можно убедить». И сила этого убеждения должна исходить, прежде всего, от ООН и от Турции, как «модераторов» процесса переговоров по «зерновой сделке».

52.26MB | MySQL:103 | 0,403sec