О турецкой реакции на «зерновую сделку». Часть 1

22 июля с. г. в Стамбуле по результатам нескольких раундов 4-сторонних встреч между представителями России, Украины, Турции и ООН была заключена так называемая «зерновая сделка».

На церемонии подписания присутствовали генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Подписантами «зернового соглашения» со стороны России и Украины стали министр обороны Сергей Шойгу и министр инфраструктуры Александр Кубраков соответственно. При этом сделка подписывалась в два этапа так, чтобы за столом одновременно не находились бы представители и Украины: на одном этапе за столом были представители России, Турции и ООН, на другом – Украины, Турции и ООН. Подписантом сделки со стороны Турции был министр национальной обороны Хулуси Акар.

Обратимся сначала к тем официальным заявлениям, которые сделал на церемонии президент Турции Р.Т. Эрдоган, а потом и к комментариям в Турции со стороны политиков и политических обозревателей. Одно следует сказать сразу – вне всяких сомнений, «зерновой саммит» в Стамбуле следует рассматривать в качестве значимого успеха дипломатии официальной Анкары.

Итак, вот какие основные моменты из выступления президента Р.Т. Эрдогана приводит его официальный сайт. Приведенный ниже перевод и выделение отдельных слов и фраз выступления – неофициальные, авторские. Цитируем:

«Выступая на церемонии подписания Соглашения об отгрузке зерна, президент Эрдоган сказал: «Мы по праву гордимся тем, что выступили посредником в инициативе, которая сыграет важную роль в решении глобального продовольственного кризиса, который уже давно преследует весь мир».

Президент Реджеп Тайип Эрдоган выступил на церемонии подписания Соглашения об отгрузке зерна, на которой также присутствовал генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, в офисе Долмабахче в Стамбуле.

Отметив, что Турция по праву гордится тем, что выступила посредником в инициативе, которая сыграет важную роль в разрешении глобального продовольственного кризиса, который уже давно преследует весь мир, президент Эрдоган сказал:

«С документом, согласованным сегодня, мы вместе будет способствовать предотвращению голода, ожидающего миллиарды людей по всему миру от Африки до Ближнего Востока, от Америки до Азии. Обеспечение глобальной безопасности поставок сельскохозяйственной и пищевой продукции важно во многих аспектах. Благодаря этому шагу, будет предотвращено дополнительное повышение цен, которое, вероятно, будет вызвано потерей плодородия из-за волн тепла и засухи. Мы также помогаем ограничить продовольственную инфляцию, которая уже стала глобальной проблемой. Конечно, нам было нелегко достичь этого этапа. Мы провели напряженный и трудный процесс с украинскими и российскими властями, а также с официальными лицами ООН, чтобы зерно, ожидающее на украинских элеваторах, экспортировалось через Черное море».

Президент Эрдоган отметил, что турецкие власти вели постоянный диалог со своими российскими и украинскими коллегами на протяжении всего процесса, и с обеими странами проводились всесторонние консультации, чтобы удовлетворить их ожидания и опасения относительно этого деликатного процесса.

Обращая внимание на интенсивные усилия, прилагаемые министерствами иностранных дел и национальной обороны Турции, президент Эрдоган назвал достойным похвалы вклад, предложенный Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем и его командой.

Выражая благодарность своим российским и украинским коллегам за их лидерство, президент Эрдоган сказал: «Мы откроем новую линию жизни из Черного моря во многие страны мира с движением судов, которое должно начаться в ближайшие дни. Достигнут консенсус по каждому процессу от отправления до движения и безопасного прибытия в порт назначения судов. Совместный координационный центр, который будет создан в Стамбуле, будет осуществлять и контролировать этот чрезвычайно важный план. Несомненно, что поддержка международного сообщества имеет большое значение для успешной реализации плана».

Президент заявил, что несмотря на то, что встреча, состоявшаяся почти четыре месяца назад в Стамбуле, возродила надежды на прекращение войны, события, развернувшиеся после этой встречи, привели к эскалации конфликтов.

(Цитата турецкого президента:)

«Мы с самого начала подчеркивали, что в этой войне не будет победителя и что не только обе стороны, но и весь мир пострадают. Конфликты, продолжающиеся непрерывно в течение почти пяти месяцев, и их глобальные последствия, к сожалению, подтверждают наши прогнозы. Чем больше времени потребуется, чтобы заставить замолчать пушки, тем выше будут гуманитарные и финансовые затраты. Война оказывает негативное влияние не только на конфликтующие стороны и страны региона, но и на все человечество, в том числе, в самых отдаленных уголках мира. Однако мы считаем, что такой ход событий – не наша судьба. Мы хотим, чтобы эти конфликты, унесшие жизни невинных людей, немедленно прекратились».

Подчеркнув, что в справедливом мире не будет проигравших, президент Эрдоган продолжил свое выступление следующим образом: «Я искренне надеюсь, что этот совместный шаг, который мы предпринимаем сегодня с Россией и Украиной, представляет собой новый поворотный момент, который возродит надежды на мир. Независимо от того, в каком направлении будут развиваться события на местах, война, в конечном итоге, закончится за столом переговоров. Всему человечеству пойдет на пользу, если дружеская и мирная атмосфера, которую мы сейчас установили, будет преобразована в шаги, направленные на прекращение войны. Мы будем и впредь действовать с осознанием ответственности, возложенной на нас нашим пониманием цивилизации. Мы будем продолжать выполнять свои соседские обязанности до тех пор, пока в нашем регионе не воцарится мир. Да поможет нам Аллах. Я еще раз благодарю каждого из вас за ваши усилия».

Итак, какие выводы просматриваются в выступлении турецкого президента?  Прежде всего, надо сказать о нижеследующем.

  1. Турецкий лидер говорит о глобальном характере решенной Турции проблемы, и о том чувстве гордости, который он по этому поводу испытывает.
  2. Соответственно, Турция и её лидер входят в разряд глобальных держав и глобальных лидеров соответственно. Тот факт, что турецкий президент и генеральный секретарь НАТО сидели плечом к плечу лишь только это подчеркивает.
  3. Турецкий лидер указывает на то, что это – лишь первый шаг на пути достижения мира, очевидно, рассчитывая на возрождение так называемого «стамбульского формата» при лидирующей роли Турции.
  4. Стамбул становится центром тяжести региональной политики и, в этом смысле, серьезных серьезные очки добавляет «зерновая сделка».

Обратимся к заявлениям турецких политологов. В частности, вот, что на тему подписанного в Стамбуле соглашения написал один из ведущих турецких политологов, глава одного из ведущих мозговых центров Турции, Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттин Дуран:

«Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов» была заключена во дворце Долмабахче в Стамбуле 22 июля при посредничестве Турции и ООН. Соглашение, которое «избавит миллионы людей от необходимости платить за еду по неподъемным ценам», было достигнуто после сложных и длительных обсуждений. В рамках инициативы стороны договорились о создании в Стамбуле совместного операционного центра по перевозке зерна.

Это достижение, которое разблокировало украинские порты и обеспечило доставку более 20 миллионов тонн зерна, во многом стало результатом «решительных» усилий президента Реджепа Тайипа Эрдогана, которые The Economist назвал «хождением по геополитическому канату». Какой ошибочный комментарий!

Зерновой коридор смог быть открыт только потому, что Турция установила доверие с Украиной и Россией для ведения переговоров. Страна заслужила доверие Киева и Москвы не случайно или «хождением по геополитическому канату». Эта инициатива была результатом политики Турции в отношении обеих стран до и во время войны, а также новых событий, которые повлекла за собой война. Более того, соглашение было достигнуто благодаря дипломатическим усилиям Эрдогана в ответ на соперничество великих держав, которое набирало обороты на фоне глобального перехода к многополярности.

Несомненно, создание зернового коридора стало самым обнадеживающим событием с начала российско-украинской войны. Однако необходимо предпринять еще много шагов для установления прекращения огня, а затем и мира. С этой целью Турция продолжит выдвигать дипломатические инициативы. Действительно, на церемонии подписания Эрдоган подчеркнул, что «в войне нет победителей», и призвал к «справедливому миру».

К сожалению, стороны в этой войне (и их сторонники), по-прежнему, способны и полны решимости продолжать борьбу, что дает мало надежды на достижение мира в ближайшее время.

Российское вторжение на Украину и реакция Запада на это событие означали не только войну или кризис безопасности в Европе. По правде говоря, эта оккупация и ее последствия создали новую международную атмосферу: считается, что одновременные энергетический, продовольственный и товарный кризисы могут спровоцировать глобальную рецессию. Что еще более важно, эксперты утверждают, что между Западом и Россией началась новая холодная война. Эти аналитики подчеркивают, что гегемонии Запада пришел конец, и в многополярной среде идет новое соперничество великих держав.

Это новое соперничество порождает ситуацию, не похожую на «холодную войну» между Западом и Советским Союзом. Дискурс администрации Байдена «демократии против авторитаризма» не смог создать достаточный идеологический капитал, чтобы заменить «коммунистическую угрозу». Глобальные и региональные державы, включая Китай и Индию, не только отказались стать участниками поляризации между Западом и Россией, но и выступили с определенными инициативами по созданию новой геополитической атмосферы. В то же время, способность России противостоять изоляции ускоряет переход к «постзападному периоду» и многополярности. Таким образом, соперничество между США и Китаем, являющееся фактическим предметом соперничества великих держав, вышло на новый этап.

Полагая, что настаивание на изоляции России может увековечить сближение между Пекином и Москвой, политические эксперты в Вашингтоне, по-прежнему, обеспокоены. Действительно, попытка Запада изолировать Россию не будет эффективной до тех пор, пока Москва не сдастся. Тем временем, русские предпочитают компенсировать ухудшение отношений с западными правительствами, обращаясь к другим странам мира. Саммит в Тегеране, безусловно, продемонстрировал, что Россия не отказалась от своих амбиций на Ближнем Востоке. Таким образом, последние саммиты в Джидде и Тегеране необходимо интерпретировать как признак того, что региональные державы принимают новый вид политики. Иными словами, традиционный подход – конкурирующие союзы – потерял свою актуальность.

Для справки, Турция Эрдогана входит в число стран, наиболее подготовленных к международной арене, полной неопределенности и конкуренции. Наиболее существенное изменение, произошедшее во внешней политике Турции за последние пять-шесть лет, связано с подходом Анкары к региональным и глобальным кризисам. После российского вторжения в Украину дипломатические усилия Турции и связанное с этим открытие «зернового коридора» привлекли внимание правительств всего мира.

Вот некоторые из практик, которые способствовали достижению Эрдоганом достижений в Долмабахче:

  • Занимаясь активной дипломатией, сохранение своей способности говорить со всеми сторонами до и после кризиса.
  • Управление конфликтующими интересами в условиях напряженности между конкуренцией и сотрудничеством,
  • Использование международных саммитов на уровне лидеров, в дополнение к дискуссиям между дипломатами, для наблюдения за сложными процессами,
  • Укрепление существующих союзов и улучшение двусторонних отношений вместо того, чтобы стремиться к поляризации или созданию новых союзов, при одновременном разделении соответствующих отношений,
  • Привлечение к обсуждению различных вопросов, ранее разрозненных, посредством новых переговоров в периоды геополитических изменений».

Итак, что просматривается в материале одного из ведущих турецких политологов?

Начнем с того, что Бурханеттин Дуран говорит о том, что наступает новая глобальная геополитическая реальность. Эта реальность может сильно напоминать Холодную войну прошлого. Однако, есть и фундаментальное отличие, которые заключается в том, что западный мир не способен создать идеологический фундамент, вокруг которого будут сплачиваться его (потенциальные) союзники, партнеры и страны-сателлиты. У Запада нет в рукаве «козыря» вроде «коммунистической угрозы», достаточно убедительного, чтобы расширить географию своего союза настолько, чтобы обеспечить полноценную изоляцию России. Ситуация осложняется ещё и тем, что США «держат на прицеле» Китай, а, следовательно, изоляция России в сознании тех стран, кого планируют привлечь в свой лагерь, не может не масштабироваться и на перспективу изоляции Китая. Что усложняет задачу. Сюда же следует помножить и эрозию морального авторитета Запада, который – не сопоставим с тем, что было в период Холодной войны. В результате, можно видеть Холодную войну 2.0, которая серьезно отличается от первой версии.

Важно, что в этой новой геополитической реальности, Турция не видит перспектив у конкурирующих союзов в традиционном смысле этого слова. Многосторонние отношения распадаются на небольшие ситуационные альянсы, а также на двусторонние отношения. И, как говорит турецкий автор, Турция – это страна, которая максимальным образом готова в подобного рода реальности. Мы не раз писали о том, что Турция намного больше выиграла бы десятилетие назад, в 2010 году, если бы заняла равноудаленную позицию по событиям «арабской весны». Позиционируя себя в качестве «Ближневосточной Швейцарии». Однако, тогда турецкое руководство выступило под флагами «демократических преобразований региона». Результатом же стало потерянное десятилетие, не говоря уже о сопутствующих политических и финансовых издержках. Чего только стоят надолго испорченные отношения с аравийскими монархиями и миграция в Турцию около 4 млн сирийских беженцев.

Как можно судить из последних по времени событий, Турция «выучила» этот урок и перешла к более сбалансированной позиции, не впадая в какие-либо крайности. И можно сказать, что Украина является, пожалуй, самым ярким и впечатляющим результатом новой турецкой политики. Турция показала способность играть в очень противоречивой в весьма запутанной среде, балансируя в двусторонних отношениях сотрудничество и конкуренцию / соперничество / противоречия.

«Лидерская дипломатия» — это ещё одно ключевое словосочетание, которое дает турецкой стороне возможность быть более эффективной по сравнению с так называемыми «демократическими обществами» с размытой системой принятия решений, которая делает их весьма неразворотливыми. Президент Реджеп Тайип Эрдоган демонстрирует пример главы государства, который делает ставку на эту самую «лидерскую дипломатию» и, в её рамках добивается немалых результатов.

53.61MB | MySQL:105 | 0,554sec