Турецкие оценки предвыборной ситуации в стране

В Торгово-промышленной палате Сиваса состоялось выступление М.Дестиджи – главы исламистско-националистической турецкой Партии великого единства (Büyük Birlik Partisi – BBP), которая, между прочим, является парламентской, хоть и занимает в ВНСТ всего 1 место. Выступление охватывало широкий круг вопросов, но остановлюсь на самом насущном: том, что касается грядущих выборов. Дестиджи подчеркнул факт того, что Партия в 2017 г. поддержала переход к президентской системе при условии демократизации избирательного законодательства и закона о выборах, что частично произошло, но в недостаточной степени. Также BBP, по его словам, делала акцент на важности стабильного управления, ибо в противном случае «нестабильность проявляется во всех сферах, и в результате всегда проигрывают Турция и турецкая нация».

Лидер партии также указал на проблемы, имеющиеся у конкурентов в состоящем из 6 партий «Оппозиционном альянсе», тем самым явно намекая на их неспособность действовать сообща. В частности, он отметил следующее: «Мы четко и ясно видим, что А.Давутоглу, К.Кылычдароглу и М.Акшенер (лидеры «Партии будущего», Народно-республиканской партии и Хорошей партии – авт.) имеют разные взгляды по Сирии. Мы также видим, что у них нет единой позиции по Стамбульской конвенции и экономике — их мнения совершенно разные. Мне кажется ясным и понятным, что они никогда не могли договориться по основным вопросам».

Кроме того, М.Дестиджи выразил надежду, что на выборах 2023 года Партия великого единства вновь примет участие в составе «Народного альянса», однако объявил, что в этот раз она будет выступать от своего имени, со своей эмблемой и своим кандидатом[i].

Речь главы BBP примечательна ещё тем, что в ней он добрым словом помянул М.Языджыоглу – основателя Партии великого единства, бывшего члена главной кузницы националистов Турции – Партии националистического движения, а также организации «Серые волки» и «Очаг идеалистов».

Потенциальное поражение Р.Т.Эрдогана и его однопартийцев на всеобщих выборах может привести к переформатированию турецкой стратегии в Сирии, следует из материала Financial Times[ii]. Газета обращает внимание на то, что «все крупные партии» Турции заявили о стремлении восстановить отношения с официальным Дамаском в случае победы. Кроме того, большинство партий критикует Эрдогана за безоговорочную поддержку ряда фракций сирийской оппозиции.

Со своей стороны отметим, что взаимодействие с сирийским режимом у Анкары давно налажено по линии спецслужб. Но несмотря на постепенную оттепель в отношениях между Дамаском и столицами ближневосточного региона, турецкое руководство – как один из крупнейших гарантов сирийской оппозиции – не спешило делать щедрых дипломатических авансов южному соседу. Однако у конкурирующих политических сил в Турции действительно свой взгляд на обстановку в регионе[iii]. Лидер Народно-республиканской партии публично К.Кылычдароглу указывал на необходимость оттепели с Дамаском. По ряду оценок, именно нормализация смогла бы открыть более широкие возможности для возвращения на родину находящихся в Турции сирийских беженцев. Один из главных имамов Турции Ахмет Махмут в своем обращении заявил, что если правительством не будут приняты меры по борьбе с радикальными течениями ислама — существует риск гражданской войны и смуты. Поводом для этого является, хоть и не упомянутая им, проблема сирийских беженцев, среди которых есть в том числе приверженцы радикальных течений. Да и без религиозного фактора напряжения хватает – туркам надоели попрошайки на улицах.

Несмотря на высокий уровень поддержки Р.Т.Эрдогана среди населения, авторитет президента все равно снижается. Во многом из-за серьезных экономических проблем внутри Турции. Инфляция, вновь обострившаяся ситуация с коронавирусом и страдающий из-за этого туристический сектор, снижение уровня доходов на фоне роста цен – все это не может сойти турецкому лидеру с рук, по причине того, что на Ближнем Востоке сильны не институты, а отдельные фигуры власти. И поскольку Эрдоган сделал ставку на внешние завоевания и рост авторитета Анкары на международной арене, ему нужна «маленькая победоносная война» перед выборами.

Турецкая оппозиция, всерьез поддерживаемая британцами и американцами заняла выжидательную позицию. И, учитывая внутриполитическую ситуацию в Турции, у нее есть все шансы получить на выборах больше голосов, чем у  Р.Т.Эрдогана. Поэтому следующий год станет для Турецкой Республики очень непростым и знаковым.

В заключение напомним представляющее интерес мнение колумниста турецкой газеты Cumhuriyet Тунджая Моллавейсоглу, который рассуждая на тему предстоящих президентских выборов в Турции, высказал мысль, что многие в стране считают, что Р.Т.Эрдоган «не уйдет, даже если проиграет». Хоть и значительного перевеса теоретических соперников действующего президента в опросах не наблюдается, вероятность его поражения существует.

[i] На предыдущих выборах BBP выдвинула кандидата в депутаты по партийным спискам Партии справедливости и развития.

[ii] https://www.ft.com/content/a14241de-8dbf-4a69-b064-2991f5992503

[iii] https://twitter.com/ragipsoylu/status/1416481929583603717

52.14MB | MySQL:103 | 0,471sec