О турецкой реакции на «зерновую сделку». Часть 4

22 июля с. г. в Стамбуле по результатам нескольких раундов 4-сторонних встреч между представителями России, Украины, Турции и ООН была заключена так называемая «зерновая сделка».

На церемонии подписания присутствовали генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Подписантами «зернового соглашения» со стороны России и Украины стали министр обороны Сергей Шойгу и министр инфраструктуры Александр Кубраков соответственно. При этом сделка была разбита на два соглашения: одно было подписано между представителями России и Турции, другое – между представителями Украины и Турции. В обеих сделках свидетелем выступил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Предыдущая Часть 3 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=88338.

Напомним, что в ней нами был опубликован текст документа, подписанного между Украиной и Турцией. Мы предположили, что текст соглашения, заключенного между Россией и Турцией – ровно такой же.

Предположили исходя из того обстоятельства, что, разумеется, есть ещё и экспорт российского зерна и удобрений, который, в первую очередь, интересует российскую сторону. Однако, по этому поводу, России, попросту, нечего подписывать с Турцией – турки никак данный вопрос не регулируют. Кроме того, на церемонии в Стамбуле Россия и ООН ничего не подписывали. И, вообще, крайне сомнительно, что у генерального секретаря ООН есть какие-либо полномочия в данном вопросе. Заметим, что и «зерновую сделку», в части Украины, генеральный секретарь ООН подписал то, что называется «без обязательств» за рамками общего содействия, что вплотную приближает роль генерального секретаря ООН в Стамбуле к роли «свадебного генерала».

Изложенное выше вызывает тогда законный вопрос: какие и каким образом были даны России со стороны ООН гарантии того, что экспорту её зерна и удобрений не будут чиниться препятствия? – Ведь никаких документов, по крайней мере, официально, на сей счет в Стамбуле подписано не было. Впрочем, как бы то ни было, это – тот случай, что экспорт российской продукции либо пойдет, либо нет. И, в зависимости от этого, будет или не будет осуществляться и экспорт зерна из трех украинских портов. А документальное оформление договоренностей для столь краткосрочного процесса является делом вторичным.

Заметим, что процесс реализации зерновой сделки, действительно, развивается крайне динамичным. На уходящей неделе состоялось открытие Совместного координационного центра в Стамбуле. И, как было сообщено, «в самое ближайшее время» в путь отправится первое судно, несущее украинское зерно.

Осмысление зерновой сделки и её значения для Турции продолжается. В частности, 27 июля с.г. ведущий мозговой центр Турции, Фонд политических, экономических и социальных исследований страны (SETAV) опубликовал материал, содержащий ответы на 5 базовых вопросов относительно сделки. Автором материала стал Дениз Истикбал, исследователь Фонда, специализирующийся на экономических вопросах, включая и тему продовольственной безопасности.

Обратимся к этим 5 базовым вопросам, на взгляд Фонда:

«1. Какова доля Украины в мировом производстве зерна?

Из-за начавшейся в феврале 2022 года российско-украинской войны на складах Украины, которая не могла в полной мере экспортировать продовольственную продукцию, скопилось более 20 млн тонн зерна. Несмотря на начало нового сезона сбора урожая, нехватка места для продукции на складах затрудняет производство продуктов питания. Невозможность экспорта морским путем из-за мин и военных кораблей подталкивает Украину к поиску альтернативных торговых путей. Однако отсутствие необходимой инфраструктуры и продолжение войны затрудняют использование различных путей снабжения.

Украина, которая входит в число мировых производителей таких продуктов, как пшеница, ячмень, подсолнечник и кукуруза, реализует ежегодный экспорт сельскохозяйственной продукции на 25 млрд долларов. Самой большой статьей экспорта продовольствие является зерно. В нем зерно занимает 45%. Страна занимает место среди крупнейших производителей зерна.

Украина, которая ежегодно экспортирует более 6 млрд долларов продукции животноводства, предлагает на внешние рынки подсолнечника на 2 млрд долларов. Такие продукты, как мясо, овощи, фрукты и мед, также включены в производство и экспорт продуктов питания страны.

Украина является важной страной в мировой сельскохозяйственной экономике, осуществив в 2021 году экспорт 20 млн тонн пшеницы, 5,6 млн тонн ячменя, 24,6 млн тонн кукурузы, 5,1 млн тонн подсолнечного масла и 1,09 млн тонн сои. На долю Украины, в глобальном экспорте, приходится 10% пшеницы, 14% ячменя, 11% кукурузы и более 45% подсолнечного масла. Она входит в число важных поставщиков продуктов питания в страны Африки, Азии и Европы.

  1. Каковы основные цели украинского зернового коридора?

Запасы зерна, превышающие 20 млн тонн на украинских складах, не могли быть предложены для мировой торговли продовольствием из-за войны. Чтобы устранить несбалансированность поставок продовольствия, вызванную войной, продовольственный коридор, который планируется построить в рамках партнерства Турция-Россия-Украина, направлен на доставку зерна со складов на мировые рынки. Вывод украинского зерна на мировые рынки как одного из важнейших участников глобального продовольственного снабжения может устранить диспропорции цен на продовольствие. 60-процентный пик, достигнутый глобальной продовольственной инфляцией за последние два года, можно привести в качестве примера волатильности цен, вызванной российско-украинской войной. Наиболее затронуты процессом Эритрея, Сомали, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Оман, Израиль, Тунис, Эфиопия, Йемен и Кения, которые входят в число стран, которые в основном удовлетворяют свои потребности в зерне за счет Украины. Учитывая долю Украины в мировом производстве продуктов питания, тем, кто поставляет сельхозпродукцию из страны, сложно в короткие сроки импортировать из другой страны. Потому что невозможно в короткие сроки поставить сельскохозяйственную продукцию, цены на которую выросли из-за эпидемии коронавируса (Covid-19), энергетического и продовольственного кризисов. По этой причине, важно открыть украинский зерновой коридор. За счет обеспечения функционирования коридора можно уменьшить давление со стороны предложения на мировые цены на продовольствие. Это может привести к снижению цен на сельскохозяйственную продукцию. Страны Западной Азии и Африки входят в число тех, кто больше всего выиграет от нынешнего процесса.

  1. Почему дипломатические инициативы Турции оказались успешными?

Турция, сохраняя открытыми каналы диалога с двумя воюющими странами, такими как Россия и Украина, с самого начала конфликта дипломатически стремилась восстановить мирную обстановку. Из-за применяемой в отношении России политики санкций и изоляции количество стран, которые могут «накрыть стол дипломатии» для решения проблем, вызванных войной, ограничено. То, что Турция с первых дней войны проводила взвешенную внешнюю политику и подчеркивала, что может взять на себя миссию посредника между сторонами, принесло успех в зерновом коридоре. Ожидается, что суда-зерновозы будут представлены на мировые рынки через территорию Турции в сопровождении турецкого флота. Эта ситуация положительно скажется на ценах на продукты питания как в мире, так и в Турции. Возможность увеличения поставок, что является одним из решений глобального продовольственного кризиса, была реализована благодаря дипломатическому успеху Турции.

  1. Может ли зерновой коридор обеспечить решение продовольственного кризиса?

Рост цен на энергоносители и продовольствие из-за российско-украинской войны привел к увеличению затрат. В то время как Организация Объединенных Наций подчеркивала, что глобальная продовольственная инфляция достигла самого высокого уровня с момента ее регистрации, цены на энергоносители также побили рекорд во время глобального экономического кризиса 2008 года. В дополнение к кризису снабжения и энергетическому кризису, сокращение сельскохозяйственного производства из-за изменения климата также усугубило дисбаланс цен на продовольствие. В то время как цены на такие продукты, как овощи, масло и зерновые, выросли более чем на 400 процентов, многие страны пытаются принять меры против кризиса. Однако, продовольственный кризис, достигший глобальных масштабов, не может быть разрешен с помощью местных или региональных мер и шагов. Открытие зернового коридора может помочь смягчить нынешний продовольственный кризис после того, как Турция прибегла к дипломатическим средствам для устранения дисбаланса поставок, вызванного войной. Увеличение зерновых продуктов со стороны предложения может способствовать снижению цен.

  1. Может ли украинский зерновой коридор снизить глобальную продовольственную инфляцию?

Глобальная продовольственная инфляция, которая была на самом высоком уровне за последние годы из-за шока войны, в период с мая по июнь демонстрировала тенденцию к снижению. Мировая продовольственная инфляция, которая с начала эпидемии выросла более чем на 63%, по состоянию на июль составляет 54%. В то время как инфляция по зерну упала до 66%, по овощам — до 111% процентов, а по мясу — до 25% процентов, вывод украинской продукции на мировые сельскохозяйственные рынки может снизить глобальную продовольственную инфляцию до более низких уровней. Нынешняя тенденция к снижению может также ослабить растущее инфляционное давление в слаборазвитых и развивающихся странах. Тот факт, что Украина, которая является одной из основных причин роста продовольственной инфляции на таких континентах, как Европа и Америка, не может реализовать свой экспорт сельскохозяйственной продукции на полную мощность, может обратить вспять тенденцию к росту, даже если цены на продукты питания не упадут до прежнего уровня.

В результате, как отражение дипломатических инициатив Турции, украинский зерновой коридор может снизить глобальную продовольственную инфляцию. В то время, как страны Африки и Западной Азии выделяются как страны, на которые этот процесс может оказать наибольшее положительное влияние, Турция также может внести больший вклад в мирные переговоры между сторонами.

Инициатива Турции по зерновому коридору, демонстрирующая стратегическую важность Черного моря, также будет способствовать повышению мобильности турецкого флота и повышению его авторитета в мире».

Касательно последнего, сложно спорить с тем, что сформулировавшая свою доктрину «Синяя Родина» Турция, чей флот в последние годы проводит все более масштабные учения, возвращается на мировую арену в качестве военно-морской державы. А «зерновая сделка» серьезно добавляет турецкому ВМФ авторитета.

При этом, надо заметить ещё одно немаловажное обстоятельство: «зерновая сделка» — это лишь частность в общем курсе Турции на то, чтобы стать многопрофильным хабом. Турция уже приложила немалые усилия к тому, чтобы стать хабом логистическим (как в контексте пассажирских, так и грузовых перевозок). Теперь речь идет о хабе продовольственном. Однако, не стоит забывать и турецких усилия по тому, чтобы стать хабом энергетическим.

На фоне обостряющегося кризиса поставок природного газа в Европу, неудивительно, что начинают звучать и соответствующие турецкие инициативы по тому, чтобы выступить в качестве, аналогичном «зерновому». 28 июля обозреватель известного турецкого издания Daily Sabah Мелих Алтынок написал статью под заголовком: «Эрдоган также может решить кризис природного газа». Цитируем издание:

«После подписания соглашения между Россией и Украиной при посредничестве Турции зерновой коридор был открыт. Согласно договоренности, достигнутой в Стамбуле при инициативах президента Реджепа Тайипа Эрдогана и посредничестве ООН, было принято решение об открытии коридора в Черном море для экспорта зерна из трех украинских портов в Одесской области. По соглашению предполагается экспортировать от 20 до 25 миллионов тонн зерна.

Это развитие означает не только уравновешивание растущих цен на зерно на рынках. Потому что основным продуктом питания миллионов голодающих людей, находящихся на грани смерти, особенно в таких бедных странах, как страны Африки, является зерно. Можно с уверенностью сказать, что многие жизни людей были спасены благодаря соглашению.

Вы тоже с изумлением наблюдаете, как эмбарго, введенное в отношении Москвы под руководством США с начала украинско-российской войны, дало обратный эффект и ударило по Западу?

После каждого шага администрации президента США Джо Байдена, направленного на то, чтобы загнать Россию в угол, президент России Владимир Путин выступает перед мировой общественностью с жестом. В то время как западная цивилизация занимается такими глупостями, как запрет балета «Лебединое озеро», она зарабатывает очки «жертвоприношением», чтобы война не нарушила подачу зерна беднякам.

Хотя зерновой кризис частично преодолен, на очереди проблема с природным газом. В июне Москва сократила поставки газа в страны ЕС на 40%, сославшись на то, что турбина была отправлена ​​в Канаду для ремонта. В заявлении российского «Газпрома» на днях сообщалось, что поставки газа по «Северному потоку» сократятся с 67 млн ​​тонн до 33 млн тонн «в связи с техническим обслуживанием».

ЕС, который называет это решение «политическим» и покупает 40% своего газа у России, в панике. Странам-членам ЕС также предлагается сократить потребление природного газа на 15%.

Греция и Чехия уже высказались против мер жесткой экономии. Говорят, что «невозможно».

Однако проблема серьезная, поскольку министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила, что «как Германия мы не можем никак поддерживать Украину, потому что не можем получить газ, потому что тогда мы будем заняты народными восстаниями!».

Администрация Байдена, которая после Украины спровоцировала ЕС против России и убедила эмбарго вернуться бумерангом, продолжает игнорировать. На самом деле Вашингтон мало что может сделать. 11 июля 2018 г., после того как тогдашний американский Президент Дональд Трамп заключил соглашение с Россией о газопроводе в Балтийском море, по его словам, «Германия платит России высокий уровень энергии за энергию. Следовательно, Германия является пленником России!». Затем Москва назвала заявление Трампа параноидальным, заявив, что «не верьте ему! Трамп пишет сценарий продажи собственного сланцевого газа в ЕС».

Германия, которая отвергла давление Трампа о строительстве терминала для импорта сжиженного природного газа (СПГ) для решения проблемы и по финансовым причинам, отреагировала, заявив: «Германия не является ни узником России, ни США».

Я помню, что даже немецкие и европейские официальные лица сочли предупреждение и предложение Трампа забавным и тогда посмеялись… Наверное, шутят сейчас над ними и Трамп над ними смеется.

Но можно ли найти политическое решение надвигающемуся предзимнему кризису?

Кто знает? Может быть, Эрдоган, который с начала украинского кризиса проводил политику баланса вместо того, чтобы быть «партией» и, таким образом, выступил посредником в зерновом коридоре, снова вмешается. Кроме него, нет другого лидера, который мог бы взять на себя эту роль».

62.88MB | MySQL:102 | 0,474sec