Состояние и тенденции развития нефтегазовой отрасли Ливии

Ливия располагает значительными запасами полезных ископаемых: аммиаком, цементом, глиной, доломитом, гипсом, известняком, метанолом, солью, песком, сталью. Однако наиболее значимую роль в экономическом развитии страны играют углеводороды.

По объему запасов нефти (39,1 млрд барр.) государство занимает 17 место в мире и 3 место в Африке, уступая Нигерии и Алжиру. Объемы газовых запасов составляют 1,47 трлн куб м, что ставит страну на 4 место на континенте после Алжира, Нигерии и Египта и на 22 место в мире.

Исторически добыча нефти на суше, где сейчас добывается большая часть нефти, производится из трех геологических направлений в бассейне Сирт.

Первое направление – это западное, куда входят несколько крупных нефтяных месторождений: Самах, Бейда, Рагуба, Дахра-Хофра и Бахи.

Второе направление – это северная часть центра страны, которая включает месторождения Дефа-Ваха и Нассер, а также крупное газовое месторождение Хатейба.

Третье направление – восточное. Там нефть добывается из месторождений Сарир, Мессла, Джиало, Бу Аттифель, Интисар, Нафура-Оджила и Амал.

Приоритеты по новой разведке включают такие области как Сирте (Блок 25 и 36), Гадамес (Блок 20), и бассейн Мурзук (месторождение А на Блоке NC-186, одобренном для разработки в августе 2002 г.), плюс неразведанные районы Куфра и Сиренайка.

Стоит заметить, что у Ливии относительно узкий континентальный шельф и откос в Средиземноморье и заливе Сидра, который расширяется к западу в заливе Габес. Северная часть залива Габес, известная также как концессия Седьмого Ноября, лежит на ливийско-тунисской границе и богата нефтью и газом. После разрешения продолжительного территориального конфликта в 1988 г., эта область (которая содержит 3,8 млрд барр. нефти и около 0,34 трлн куб.м. природного газа) эксплуатируется Ливийско-Тунисской совместной нефтяной компанией (ЛТСНК).

С ливийской стороны область включает структуру Омар, которая содержит более 65% общих запасов нефти и газа в области. 1 февраля 1997 г. ЛТСНК передала весь блок консорциуму, состоящему из саудовской компании Nirar Petroleum (55%) и малазийской Petronas (45%).

Нефтяная отрасль

Стоит напомнить, что Ливия преступила к поиску нефти в 1955 г. Первое месторождение было открыто в 1959 г. и уже в 1961 г. страна начала экспортировать нефть. В дальнейшем Ливия постоянно наращивала объемы экспорта.

Однако в 1970-е годы, когда к власти пришло революционное правительство, нефтедобывающие компании были поставлены в экономически невыгодные условия, что повлекло за собой уменьшение инвестиций в месторождения и снижение добычи с 3,3 млн барр. в сутки в 1970 г. до 1,5 млн барр. в сутки в 1975 г.

В 1979 г. отмечено увеличение данного показателя до 2,1 млн барр. В середине 1980-х годов на Ливию были наложены односторонние санкции со стороны США, что повлекло за собой значительный общеэкономический спад, который затронул и нефтяную отрасль. В этот период добыча не превышала 1,2 млн барр. в сутки.

Санкции были сняты лишь в апреле 2004 г. Вместе с тем, страна так и не смогла вернуться на уровень добычи 1970-х годов: в 2004 году добыча нефти была в 2 раза ниже, чем в 1970 г. (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1

Добыча и потребление нефти в Ливии,

1980-2005 гг., млн барр/сутки

Источник: Международное Энергетическое Агентство

Примечательно, что значительная часть добытой в Ливии нефти идет на экспорт. При этом внутреннее потребление продолжает оставаться на высоком уровне. По данным экспертов, потребление нефти на внутреннем рынке Ливии превышает аналогичные показатели по странам Магриба. Причиной высокого потребления являются сравнительно низкие по сравнению с мировыми цены на энергоносители.

Что касается запасов, следует отметить, что 80% доказанных запасов нефти Ливии сосредоточены в бассейне Сирт, где на данный момент осуществляется 90% всей добычи. Тем не менее, по данным Wood Mackenzie Consultants, у страны прекрасные возможности открытия новых месторождений.

Более того, несмотря на столь продолжительный период добычи нефти всего 25% территории Ливии охвачено договорами с нефтяными компаниями. В этой связи неудивительно, что Ливия намерена наращивать объемы добычи и экспорта нефти. Правительство готово привлекать к разработке месторождений иностранные нефтяные компании, чтобы увеличить объемы добычи к 2010 г. до 2,25 млн барр. в сутки, а к 2015 г. – до 3 млн барр. в сутки.

Однако такой качественный рывок возможен лишь при условии модернизации инфраструктуры. По подсчетам специалистов, на это потребуется порядка 30 млрд долл. прямых инвестиций в течение нескольких лет.

Следует особо подчеркнуть, что ливийские месторождения считаются одними из наиболее привлекательных в регионе благодаря:

·       низкой себестоимости добычи (на некоторых месторождениях около 1 долл. за барр.);

·       высокого качества нефти (сорт Light Sweet);

·       относительной близости к европейским рынкам и достаточно хорошо развитой инфраструктуре.

Иностранные компании начали свою деятельность в Ливии более 30 лет назад. В 1976 г. итальянский концерн ENI открыл месторождение el-Bouri с доказанными запасам в 2 млрд барр. нефти и мощностью 60 тыс. барр. в сутки. Объемы инвестиций на стадии разведки и разработки составили 2 млрд долл. Однако к добыче удалось преступить лишь в 1990 г., и уже в 1995 г. месторождение давало порядка 150 тыс. барр. в сутки. Правда, затем уровень добычи резко упал. Причинами стали невозможность ввести необходимое оборудование из-за санкций и большое содержание попутного газа.

За месторождением el-Bouri последовало открытие целого ряда нефтяных месторождений в различных областях Ливии.

Наиболее значимо было открытие консорциумом компаний Repsol, OMV, Total и Norsk Hydro месторождения El Sharara мощностью 200 тыс. барр. в сутки. Изначально предполагалось выйти на проектную мощность к концу 1998 г., но проблемы со строительством трубопровода в порт Аз Залива помешали реализации данной цели.

В октябре 1997 г. консорциум, куда вошли английская Lasmo и итальянская ENI и группа южнокорейский предприятий, объявил об открытии крупного месторождения Elephant (700 млн барр.) в бассейне Мурзуг. Добыча на уровне 50 тыс. барр. в сутки на месторождении должна была начаться в 2000 г. Однако по причине бюрократических преград работы по добыче начались лишь в 2004 г. Через несколько лет консорциум постепенно вышел на мощность в 150 тыс. барр. в сутки.

В августе 2003 г. французская компания Total (37,5%) вместе с Ливийской национальной нефтяной компанией (ЛННК) (50%) и немецкой  Wintershall (12,5%) начали добычу на шельфовом месторождении Al Jurf мощностью 40 тыс. барр. в сутки. Осенью 2004 г. немецкий участник проекта заявил о готовности инвестировать в его реализацию 400 млн долл.

Наиболее активная деятельность иностранных компаний развернулась в Ливии после снятия экономических санкций.

В январе 2005 г. Ливия предложила инвесторам для проведения разведочных работ 15 участков. Заявки на участие подали 56 компаний, но лишь немногим из них удалось получить право на работу. В результате 9 участков (5 на суше и 4 на шельфе) получила компания Occidental Petroleum, 1 участок – Chevron Texaco. В число победителей вошли Indian Oil Corp., Liwa, Oil Search Ltd. (Австралия), Petrobras (Бразилия), Sonatrach (Алжир), Verenex (Канада) и Woodside (Австралия). Европейские компании не получили лицензий.

В октябре 2005 года Ливия организовала второй аукцион, в котором приняли участие 51 компания и который принес отрасли 500 млн долл. Аукцион по 26 месторождениям выиграли 19 компаний, в том числе Exxon Mobil (4 месторождения), Total, Eni, BG, норвежские Norsk Hydro и Statoil, российская Татнефть, турецкая Petroleum Overseas Co., несколько японских компаний (Nippon Oil, Mitsubishi, Japan Petroleum Exploration, Teikoku Oil, Impex Oil), китайская CNPC, индонезийская Pertamina и индийские Oil India, Indian Oil Corp. и ONGC Videsh.

Необходимо отметить, что по условиям второго аукциона иностранные компании несут все издержки как минимум в течение 5 лет в то время, как собственником остается ЛННК.

Среди значимых событий в нефтяной отрасли Ливии стоит упомянуть о достижении соглашения между компаниями Amerada Hess, ConocoPhillips и Marathon и правительством Ливии о возобновлении деятельности данных компаний на месторождении Waha (350 тыс. барр. в сутки), которая была приостановлена в 1986 г. Компании согласились выплатить 1,8 млрд долл. за права добычи в регионе Сирт. В результате в совместном предприятии ЛННК принадлежит 59,2%, Amerada Hess – 8,16%, ConocoPhillips – 16,33% и Marathon – 16,33%.

При анализе нефтяной отрасли Ливии необходимо отметить одну особенность. С 1970 г. в отрасли функционирует единственная государственная компания ЛННК и ее дочерние предприятия. В собственности компании находятся основные нефтепроводы (Sarir-Marsa el Hariga, Messla-Ras Lanuf, Waha-Es Sider, Hammada El Hamra-Az Zawiya, Amal-Ras Lanuf, Intisar-Zueitina, Nasser), а так же 6 нефтяных терминалов и мощности по хранению (Marsa El Hariga, Zueitina, Marsa el-Brega, Ras Lanuf, Es Sider, Az Zawiya).

В 2000-2004 гг. ЛННК был предоставлен полный контроль над отраслью. Затем было учреждено Министерство энергетики Ливии, а правовые аспекты в нефтяной отрасли стали регулироваться соглашениями о разделе продукции и законом об иностранных инвестициях.

Вместе с тем ЛННК по-прежнему оказывает значительное влияние на развитие нефтяной отрасли.

Основными дочерними компаниями ЛННК являются:

·       Hamada Pipe Line Co.;

·       Veba Oil Co.;

·       ENI Oil Co.;

·       Jowef Oil Technology;

·       Repsol Oil Co.;

·       Brega Oil Marketing Co.;

·       ENI Gas Co.;

·       ZOC (Zuetna Oil Co.);

·       SOC (Sirte Oil Co.);

·       Waha Oil Co.;

·       AGOCO (Arabian Gulf Oil Company);

·       Ras Lanuf Oil&Gas Processing

Некоторые из этих компаний занимаются транспортировкой (Veba Oil Co.), производством и сбытом нефтепродуктов (Jowef Oil Technology, Brega Oil Marketing Co.), другие – строительством трубопроводов (Hamada Pipe Line Co.).

Однако в большинстве случаев дочерние компании занимаются разработкой и добычей углеводородов в рамках одного месторождения. Как правило, это совместные предприятия ЛННК и иностранных инвесторов таких, как: ENI, Repsol, Chevron Texaco, Exxon Mobil, Statoil.

Следует отметить, что до введения санкций со стороны США в 1986 г. большинство иностранных компаний, работающих в Ливии, были американскими. Затем на их место пришли не менее крупные европейские компании. В итоге нефтяная отрасль Ливии стала зависима от следующих компаний:

·       испанской Repsol YPF (месторождение El Sharara, блоки NC-115, NC-186, NC-187, NC-190);

·       итальянской Agip (месторождение Bu Attifel, блоки NC-174 и шельфовая зона el-Bouri);

·       австралийской OMV;

·       канадской PetroCanada (месторождение Amal и блок NC-12 и En Naga);

·       немецкой Wintershall (al-Jurf);

·       французской Total (Murzuq).

Помимо названных компаний активизируют свою деятельность так же норвежские, украинские и турецкие фирмы, что свидетельствует о росте конкуренции иностранного капитала за право участвовать в разработке месторождений Ливии.

Что касается нефтеперерабатывающих предприятий, то в данном случае Ливия располагает избыточными мощностями. На территории страны располагается 3 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) общей мощностью 385 тыс барр. в сутки, что значительно выше внутреннего потребления нефти (258 тыс. барр. в сутки).

Нефтеперерабатывающая отрасль сильно пострадала во время действия санкций, так как страна не могла импортировать необходимое оборудование. На данный момент Ливия планирует строительство еще 2 НПЗ мощностью 220 тыс. барр. в сутки, продукция которых будет отправляться на экспорт.

Ливийские НПЗ включают:

·       старейший НПЗ Брега, расположенный возле Тобрук, с мощностью 64,5 тыс. барр. в сутки;

·       НПЗ Аз Завия, построенный в 1974 г. и расположенный в северо-западной части Ливии с мощностью 120,5 тыс. барр. в сутки;

·       экспортный НПЗ Рас Лануф, построенный в 1984 г. и расположенный в заливе Сидра с мощностью переработки нефти в 200 тыс. барр. в сутки.

В феврале 2001 г. инжиниринговые и строительные фирмы подали предложения на проект стоимостью 400 млн долл. на реконструкцию НПЗ Аз Завия, включая строительство нового НПЗ мощностью 120 тыс. барр. в сутки.

В дополнение к местным НПЗ Ливия также работает в Европе, являясь прямым производителем и дистрибьютором нефтепродуктов в Италии, Германии, Швейцарии и с 1998 г. в Египте.

Компания Tamoil Italia, расположенная в Милане, контролирует около 5% рынка конечных потребителей нефтепродуктов и смазочных материалов через свои сервисные станции Tamoil (2,1 тыс. станций).

Санкции ограничили возможности Ливии по увеличению поставок нефтепродуктов на европейские рынки, хотя НПЗ Ливии очень нуждаются в реконструкции, особенно для соответствия введенным в 1996 г. более строгим правилам Европейского Союза по защите окружающей среды.

В Египте Ливия планирует построить заправочные станции по дороге, идущей по побережью и соединяющей две страны, а также в других областях Египта. Заправочные станции будут управляться ливийской иностранной компанией Oilinvest, которая имеет перерабатывающие мощности в Европе в 300 тыс. барр. в сутки. Также в Египте в июле 2003 года Ливия приобрела долю в 39% в НПЗ MIDOR стоимостью в 430 млн. долл. Первоначально эта доля принадлежала израильской Merhav Group, которая вышла из проекта после палестинских восстаний в конце 2001 г.

Перерабатывающий сектор Ливии сильно пострадал из-за санкций ООН, особенно из-за резолюции 883 от 1 ноября 1993 г., которая запрещала государству импортировать перерабатывающее оборудование.

В настоящее время страна ищет способы обширной реконструкции для всей системы нефтепереработки с конкретной целью увеличить производство бензина и других легких продуктов (к примеру, топлива для самолетов). Возможные проекты включают новый НПЗ мощностью 200 тыс. барр. в сутки в Себха, который будет перерабатывать нефть близ месторождения Мурзук, а также экспортный НПЗ в Мисурата такой же мощности.

Газовая отрасль

В ближне- и среднесрочной перспективе Ливия нацелена на увеличение добычи газа. На это есть две весомые причины.

Во-первых, страна намерена расширить внутренне потребление природного газа, отчасти заменив им нефть, что даст возможность увеличить экспорт «черного золота».

Во-вторых, государство располагает достаточными запасами газа, что позволяет наращивать экспорт, особенно в Европу. Если учитывать тот факт, что на значительной территории Ливии не  проводилась геологоразведка, запасы газа могут в 1,5-2 раза превышать доказанные. Однако для того, чтобы увеличить добычу и переработку газа, Ливии необходимо участие иностранных компаний и значительные инвестиции.

На данный момент из иностранных компаний активно работает в Ливии компания ENI. Уже несколько лет функционирует совместное предприятие ENI и ЛННК — Western Libyan Gas Project (WLGP). В 2004 г. компания WLGP запустила подводный трубопровод «Зеленый поток», по которому газ поставляется в Италию и Испанию и далее в Европу. Основными потребителями ливийского газа являются итальянские Edison Gas и Energia Gas, французская Gaz de France.

Компания ENI так же разрабатывает крупное шельфовое месторождение Bahr es Salam. Проект стоимостью 8,7 млрд долл. работает с 1999 г. Кроме того, ENI активно лоббирует присоединение газовых месторождений Египта и Ливии к системе трубопроводов Италии. Принципиальное соглашение между странами было достигнуто еще в июне 1997 г.

В 2001 г. было подписано соглашение между ЛННК и EGPC о создании совместного предприятия Arab Company for Oil and Gas Pipeline (ACOG). Цель – строительство двух трубопроводов: первого – для транспортировки египетского газа в Ливию, второго – для транспортировки ливийской нефти в Александрию.

Также существует проект строительства трубопровода протяженностью 1,45 тыс. км, который бы соединил Северную Африку и юг Европы. По данному трубопроводу можно экспортировать газ из Египта, Ливии, Туниса и Алжира через Марокко в Испанию (сеть трубопроводов между Испанией и Марокко уже существует).

Помимо европейского направления экспорта газа Ливия поставляет «голубое топливо» в Тунис. В конце 1998 г. Тунис и Ливия подписали двустороннее соглашение о ежегодных поставках газа. А в октябре 2003 г. было создано совместное предприятие для строительства трубопровода.

При анализе газовой отрасли Ливии необходимо уделить особое внимание рынку сжиженного природного газа (СПГ).

Страна вышла на экспортный рынок СПГ в еще 1971 г. следом за Алжиром. Однако с тех пор значительного увеличения производства СПГ не отмечено, что связано с техническими сложностями по переработке природного газа и отсутствием у Ливии необходимых мощностей. Из-за санкций США страна не располагала возможностями закупить оборудование и расширить производство. В итоге единственный завод, построенный еще в конце 1960-ых годов, работает лишь на 15% своей мощности, а производимый СПГ экспортируется в Испанию.

После снятия санкций у Ливии появились возможности привлечения иностранных инвестиций в газовый сектор.

Так, в мае 2005 г. Shell после длительных переговоров приняла решение о разработке 5 блоков месторождений и модернизации имеющегося завода по производству СПГ. Так же не исключено строительство нового завода стоимостью около 450 млн долл. Кроме Shell, заинтересованность в развитии производства и экспорта СПГ проявляет компания Repsol.

Таким образом, проанализировав основные показатели нефтяной и газовой отраслей ливийского топливно-энергетического комплекса, можно прийти к выводу, что в перспективе государство собирается не только увеличить добычу нефти и ее экспорт, но и всерьез намерено развить газовый сектор, инвестиции в который помогут реанимировать истощенную продолжительными санкциями экономику Джамахирии.

52.32MB | MySQL:104 | 0,472sec