Йемен: версии похищения немецких заложников

Более недели Германия живет, комментируя убийство двух из семи похищенных на севере Йемена граждан ФРГ и ожиданием обнадеживающих вестей о судьбе оставшихся пятерых. Идет второй акт трагедии. Ситуация взволновала и жителей Аравийского полуострова. Немецкие газеты публикуют фотографии, которые снабжены подписями: тысячи демонстрантов в Сааде (Северный Йемен) протестуют против похищения заложников из ФРГ. «Мы говорим немцам о своем сочувствии» — написано на транспарантах. Жест человечности — сигнал о поддержке простыми йеменцами требований ФРГ от властей конкретных и оперативных действий. Они не согласны с тем, что имидж родины — убежище для экстремистов, а, стало быть, смертельно опасное для посещения место мира. «Йемен является популярным туристическим регионом между Красным морем и Аденским заливом, с весьма живописной столицей Саной. Здесь существует центральное правительство и президент. Но уже второе десятилетие в стране реальная власть принадлежит племенам и кланам. В конечном счете, все конфликты обсуждаются на родоплеменных сходках, — уточняет много лет работающий в Йемене Флориан Вестфаль из Красного Креста, — в том числе и судьбы похищенных, однако насильственная смерть — из разряда редких случаев. К тому же все иностранцы, туристы они или сотрудники (неважно, с Запада или с Востока), прекрасно осведомлены о том, что Северный Йемен является запретной зоной».

Близкая к правительственным кругам Йемена газета Al-Thawra сообщила в своем пятничном выпуске, что существуют два главных подозреваемых, чьи имена уже установлены, и известно, в каком регионе они в данный момент находятся. Этот регион контролируется Муршидом Джаваром (Murschid Dschawar), членом шиитского повстанческого движения Хути. Таким образом, появилась первая надежда на то, что будет раскрыта тайна убийства Аниты Г. и Риты С., а также прояснится судьба пятерых немцев и британского инженера.

Поиск, в том числе с помощью вертолетов и наземных военизированных подразделений, идет как в провинции Саады, так и в соседних Аль-Явф, Амран и Хадша. Будучи пока не в состоянии определить местонахождение похищенной немецкой семьи (всего пять человек, родители с тремя детьми, двое из которых вроде бы отыскались неподалеку от тел застреленных девушек, а один, годовалый младенец, пропал вместе с матерью и отцом), йеменские власти объявили денежное вознаграждение за информацию о преступниках, составлявшее вначале 25 тысяч долларов, а затем доведенное до 250 тысяч. На фоне повальной нищеты и высочайшего в последние годы уровня безработицы, предстоящей засухи и перспективы голода для каждого второго жителя страны данная сумма небывало высока.

Кто мог взяться за оружие и как это могло произойти, в деталях описано в различных изданиях. Немецкий эксперт по Ближнему Востоку Петер Шолль-Латур (Peter Scholl-Latour), комментируя случай с кровавым исходом, отмечает: «Это терроризм в чистом виде. Такого не могло бы произойти при участии нормальных бандитов» (поскольку те требуют выкупа). Причиной крайне жестокой по отношению к жителям Запада акции может быть месть «Аль-Каиды»: всего за неделю до похищения был найден и арестован Бен Хассан Хуссейн Алван, один из основных доноров террористической сети. Арест стал чувствительным ударом в рамках борьбы с терроризмом в Йемене. Шолль-Латур указывает, что тенденции, подстегивающие насилие, — падающие цены на нефть и одновременное резкое нарастание численности террористических группировок. Нападениями на путешественников экстремисты отбивают у западных туристов желание приезжать в Йемен. Кому это на фоне нынешних и грядущих форс-мажорных обстоятельств в стране может быть выгодно, если не фанатикам, рассуждает эксперт. Сегодня Йемен и Сомали представляют угрозу такого же уровня, как Афганистан или, чуть раньше, Ирак. Немецкий экс-дипломат Юрген Хробог (подробней о нем ниже), напротив, считает, что аль-каидовская версия — чистой воды спекуляция, поскольку похитителями вполне могли оказаться другие фанатики, которыми полон север Йемена.

Поскольку «Аль-Каида» не обозначила свое участие в преступлении, как это обычно бывает, да и повстанцы хранят дружное молчание относительно сумм выкупа, что непривычно, то непонятно, по каким причинам — политическим или коммерческим — осуществлены похищение и убийство. Как могло произойти убийство, рассуждает Yemen Times, и дает следующую картину. Она навеяна показаниями захваченного бандита — участника одного из похищений, происшедших ранее, и проекцией действий преступников применительно к сегодняшнему случаю. Туристы едут в своей автомашине или в автобусе по сельской дороге. За передвижением незаметно наблюдают из-за барханов бандиты. Выбрав момент, когда в окрестностях нет транспортных средств или случайных свидетелей, бандиты садятся в джип и догоняют туристов. Джип перекрывает дорогу. Оттуда выпрыгивают трое вооруженных бородатых мужчин. В испуге три молодые женщины, две немки и одна кореянка, пытаются бежать. Бандиты немедленно открывают огонь по беглянкам, при этом одна из них успевает позвонить по мобильному телефону и попросить помощи.

Такова вероятная картина драмы, нарисованная бандитом, который хорошо знает нравы своих сородичей — стрелять на поражение только в крайнем случае, ибо главная цель — получить за заложников крупную сумму денег. Что же случилось на самом деле? Федеральный МИД и другие правительственные организации как Германии, так и Йемена хранят молчание, которое будет объяснено скорее всего благими намерениями. Единственное, что сообщили в МИДе: отсутствуют видеокадры захваченных заложников, которые обычно появляются на сайтах исламистов, так что «фон ситуации абсолютно непроницаемый». Остается обратиться за объяснениями причин к местным источникам. Что и делают газеты Bild и Der Westen, публикуя серию интервью с руководством и учителями школы, где учились убитые Анита и Рита, с их родителями, шефом благотворительной голландской организации Worldwide Services (WWS) — по ее рекомендации девушки стажировались в больнице в Сааде, а также комментарии экспертов.

Любопытная подробность раскрыта, в частности, газетой Der Westen: Рита С. хотела быть акушеркой. Однако информация из йеменской больницы, которая, напомним, является одним из немногих лечебных и учебных заведений на севере страны, не подтверждает и не опровергает данного факта. Ведь в этом лечебном учреждении есть курсы по подготовке акушерок, но до сих пор неизвестно, посещала ли их Рита, а если посещала, то применяла ли их практически, а если применяла, то с какой долей успеха. Ведь в любой работе могут быть успехи и неудачи. Это уже другая версия — профессиональная непригодность, ибо, согласно европейским стандартам, человек может быть допущен к процессу лечения (и просто ухода за больным) лишь при наборе подтвержденных документально навыков, каковых у Риты не было. Хотеть быть акушеркой и работать акушеркой — понятия, стоящие рядом, но не однозначные.

Выясняются другие подробности, которые могут пролить свет на происшедшее. Следует сказать о Bibelschule Brake в небольшом (41 тыс. жителей) городке Лемго, земля Северный Рейн-Вестфалия. Это учебное заведение принадлежит евангелической церкви и изначально нацелено на миссионерскую деятельность. На заглавной странице в Интернете значатся откровенные признания ее неназванных поименно воспитанников, и в их числе: «Я потому и выбрал эту школу, что она позволит мне осуществлять христианскую миссию». Учебные планы предполагают миссионерство уже после второго года обучения, и практически каждый из 150 студентов готов к таковой или уже занимался ею.

Духовный выбор — личное дело каждого. Но миссионерство можно осуществлять по-разному и в различных точках мира. Из объяснений школьного руководства складывается впечатление, что Анита Г. и Рита С. намеренно избрали для себя стажировку в Йемене, «в беднейшей среди бедных стран мира». «В основном, наши студенты сами определяют место будущей практики и несут за это ответственность, — цитирует Bild Фолькера Хиллебреннера (Volker Hillebrenner), заместителя директора школы, — а учебное заведение защищает это решение, иными словами, не препятствует, утверждает его. Анита и Рита хотели на Ближний Восток. В случае острой опасности мы бы отговорили их, однако к этому моменту высказывания МИДа по поводу путешествий (имеется в виду в данный регион) не были столь четкими, как сейчас». Поэтому и идея поездки, и стажировка, и ее печальный итог — «за пределами нашей ответственности». Однако не все духовные лица разделяют это мнение. «Считаю безответственным направлять двух молодых девушек на север Йемена — в регион, где не прекращается война», заявил пастор Райнхард Петшке (Reinhard Pоеtschke).

Теперь о позиции федерального МИДа. «Министерство иностранных дел дает очень жесткие предупреждения в отношении поездок в этот регион. Оно не рекомендует ни передвижения, ни остановки в Йемене. Это было просто проигнорировано», — говорит Юрген Хробог, дипломат в отставке, который был похищен вместе с семьей во время рождественских каникул 2005-2006 гг. Случай Хробога — вообще из разряда уникальных. Сам несколько раз в бытность свою на службе в Йемене принимавший участие в освобождении заложников из плена враждующих между собой йеменских кланов, он избирает именно эту проблемную страну для рождественского отпуска, причем рискуя не только своей жизнью, но и жизнью жены и сыновей. В результате семья попадает в плен, и лишь усилиями высшего руководства страны происходит их освобождение, причем, как подчеркивает немецкая пресса, безо всякого выкупа. «Сам факт похищения ужасен, — написал в своем дневнике Феликс, сын экс-дипломата Хробога. — Тебя окружают горы и полная неизвестность — как долго это будет продолжаться». Так вот сейчас, через три с половиной года после едва не разразившейся трагедии лично с ним, человеком, который не понаслышке знает об особенностях экстремального туризма и сам прошел суровый урок, он осуждает беспечность тех, кто не прислушивается к мнению федерального МИДа. Поистине, советы давать легче, чем следовать им».

Отметим, что немецкие крупные перевозчики, и большинство туроператоров ФРГ воздерживаются от предложений даже ознакомительной поездки в Йемен. Это происходит много месяцев. «Из-за усложнившейся ситуации в стране мы сейчас ничего не предлагаем, — подтверждает Ева Махилль-Линненберг (Eva Machill-Linnenberg) из фирмы Wikinger Reisen. — Зачем искушать людей? Предупреждения Министерства иностранных дел имеют под собой основания».

«Они согласились на трехмесячную стажировку в Йемене, потому что в последнее время этот регион наверняка считался не опасным», приводит Der Westen высказывание Фольке Хиллебреннера. Господин Хиллебреннер, мягко говоря, далек от истины. Во-первых, накануне поездки в Йемен девушки были предупреждены о возможных угрозах, сообщает Der Westen. Сказано им было и о том, что журналисты и туристы не получают доступ к пограничной зоне вдоль йеменско-саудовской границы, поскольку она не контролируется ни правительственными войсками, ни повстанцами-шиитами и постоянно переходит из рук в руки.

Во-вторых, сайт федерального МИДа, касающийся Йемена, в разделе, посвященном путешествиям в страну, уже много месяцев начинается предупреждением о грозящих опасностях и риске потерять если не жизнь, то здоровье и деньги в случае вероятного похищения экстремистскими группировками, включая аль-каидовские ячейки, которыми, кстати сказать, север Йемена и славится. Это один из самых проблемных регионов не только юго-западной Азии, но и мира. Просветить девушек на этот счет — прямая обязанность руководства школы, которое сейчас пытается дистанцироваться от своих воспитанниц и трагических последствий стажировки, ограничиваясь стандартными высказываниями о «глубоком сожалении» и «искренних соболезнованиях родным и близким». В данной ситуации принцип «предупрежден — значит вооружен» не сработал. Если дело на самом деле обстоит иначе, это означает, что Анита и Рита положились на волю случая и, что называется, искали смерти. Между тем они были девушками на редкость жизнелюбивыми, очень веселыми, с прекрасным характером. «Она была ангелом», — сказал о Рите ее отец, Альберт С.

Немецкая пресса отмечает еще один момент: все похищенные были причастны к больнице в Сааде. Анита и Рита проходили там практику, а Сабина Х., мать троих детей и жена Джона Х. (все они — жители небольшого городка Баутцен в Саксонии), работала там медицинской сестрой. Вполне вероятно, что похищение всех семерых, включая и южнокорейскую учительницу, которая тоже трудилась медработником, состоялось одномоментно. По информации BILD, это могло случиться на дороге, когда вся группа отправлялась отмечать Wochenende — пикник по случаю завершения рабочей недели вполне в немецких традициях. Никто пока не в состоянии объяснить коллективное пренебрежение к опасности при условии, что все медсестры, что называется, первыми узнают о непримиримых отношениях между местными кланами, поскольку раненые в кровавых разборках тут же становятся пациентами единственной на всю округу больницы.

Надежда на то, что супруги Х., как и их малолетние дети, живы, остается, потому что, как отмечает BILD, «пока нет никаких признаков того, что заложники были разделены. Поэтому дети, если они находятся во власти похитителей, все же, надеемся, на руках родителей». Высказываются сплошные версии, пока ничего иного не остается. «Мы просим немецкий народ помолиться за похищенных», — предложил пастор Райнхард Петшке.

Немецкие эксперты не исключают и версии мести исламистов, которые, как известно, ведут священную войну с неверными. Ведь все четыре женщины, принятые на работу или на стажировку в больницу Саады, были не просто христианками, они осуществляли миссионерскую работу. На эту версию наталкивает и событие, происшедшее в конце 2002 г. Группа экстремистов расстреляла четырех сотрудников баптистской миссии в больнице Dschibla, небольшой горном городке к югу от Саны. Кстати, и саксонские соседи Джона (по одним источникам, он врач все в той же больнице, по другим — инженер-механик) знают его как очень набожного человека и считают, что он отправился в Йемен, чтобы обратить тамошних жителей в христианство. Он и его жена, по данным немецкой печати, принадлежат к организации по пропаганде христианского учения WEC International (Weltweiter Einsatz fuеr Christus). Джон H., как сообщает немецкая печать, несколько месяцев назад был оповещен о том, что йеменская армия и повстанцы из числа шиитов Хути проводят боевые операции. Север Йемена на местном политическом диалекте обозначается как «маленький Сомали». Это означает, что тут не признают ничьей власти — ни государства, ни шейхов племен. Здесь царит полная анархия. С 1995 г. было 200 случаев похищения — данная цифра говорит о масштабе беспредела. Более того, в связи с этими сообщениями Джон и его жена Сабина приняли решение в 2010 г. вернуться в Германию. Почему не сейчас, даже при наличии грудного ребенка, тоже объяснимо. Потому что, видимо, не завершена возложенная на них миссия.

«Но ведь христианский долг можно осуществлять в других странах, где риск для жизни не так велик, — отмечает Юрген Стробог. — Поэтому ответственность за отправку девушек в Йемен можно считать коллективной». При этом отец Риты С. утверждает, как пишет Westfalen-Post, что ни его дочь, ни Анита Г. не отправлялись с миссионерской целью в исламскую страну, чтобы сознательно подвергаться опасности. «Они не распространяли слово Божие», — подчеркнул он. По информации газеты Der Westen на основе бесед с учителями школы, картина выглядит обратной: все воспитанники заведения изначально знают, что их будущее непосредственно связано с христианской миссией, а не просто с изучением Ветхого и Нового Завета. Получается, что или родители не знают, что предстоит их детям, или же дети скрывают это от родителей, не желая волновать сообщениями о вероятных поездках в неблагополучные регионы мира.

То, что женщины могли быть похищены по религиозным причинам, косвенно подтверждается деятельностью организации «Врачи без границ»; ее представители работают в административном районе Саады на севере страны с 2007 г. и оказывают активную медицинскую помощь в двух больницах — Razeh и Tahl. Ряд благотворительных организаций трудится в этом же проблемном регионе еще дольше, с 60-х годов. Они, повторяем, ограничиваются только лечебной деятельностью. Может быть, поэтому похищений с добровольцами не было.

Юрген Хробог считает, что утверждение школьного руководства: «Нам не стоило беспокоиться, когда наши студентки отправились на Аравийский полуостров», — это попытка уйти от осуждения. Спекулятивным выглядит и объяснение руководства голландской благотворительной организации WWS. «Когда вы видите, что приемная полна народа и что люди сильно нуждаются в помощи, забываешь о грозящей вам личной опасности», — приводит Sueddeutsche Zeitung реплику шефа WWS Пауля Ливерзе. Хотя понятно, что в принципе, одно может не исключать другого.

Тем временем в общине Эммануэля в районе Вестхаген Вольфсбурга (родные края девушек) царит траур. Для скорбящих, сообщает местная пресса, которых немало среди 500 членов баптистской общины, в ближайшие дни открыты все помещения. Рядом с книгой соболезнований — фотография, на которой запечатлены убитые девушки. Они счастливо улыбаются — на днях они едут на стажировку в Йемен.

52.18MB | MySQL:103 | 0,702sec