Пакистан и Евросоюз 2009 г.

17 июня 2009 г. в Брюсселе состоялся первый саммит Евросоюз — Пакистан, в котором приняли участие первые лица Европейского сообщества и президент Исламской Республики Пакистан/ИРП Асиф Али Зардари. После традиционного приветствия, стороны подтвердили курс на всестороннее сотрудничество, основная цель которого — поддержание стратегического диалога, в основе которого лежит Договор о сотрудничестве между Евросоюзом и Пакистаном, подписанный в 2004 г. и совместная Декларация 2007г.

Во время работы саммита обсуждение актуальных вопросов велось по двум направлениям: региональном и общемировом. Поднимались темы политической ситуации в Южной Азии в целом, двустороннего сотрудничества в области образования, науки, безопасности, также борьбы с терроризмом, укрепления демократических институтов, защиты прав человека, экономического и торгового сотрудничества и т.д.

С другой стороны саммит коснулся глобальных вопросов, связанных с защитой окружающей среды, транснациональными энергетическими проектами, разоружением, контролем над обычными видами вооружений, включая торговлю, а также вопросы нераспространения ядерного оружия и т.д.

Пакистан в лице президента Асифа Али Зардари и лидеры Евросоюза подчеркнули важность долгосрочной стратегии сотрудничества, которая ставит своей целью оказание помощи европейскими институтами социально-экономическому развитию страны, укреплению ее системы гражданской власти, судебной системы и т.д. В области борьбы с терроризмом Евросоюз высказал предложение о развитии Пакистано-евросоюзного диалога противодействия терроризму и необходимости оказать действенную поддержку полицейским силам Пакистана.

Одной из важнейших проблем современного Пакистана — безопасность. И европейское сообщество отдало дань уважения народу ИРП, который подвергается угрозе терроризма и экстремизма. И со своей стороны Евросоюз подтвердил важность международной поддержки Пакистану в его антитеррористических усилиях, направленных на предотвращение поставок оружия, наркотиков и перекрытия финансовых потоков террористам и вооруженным незаконным формированиям. И, как подчеркнул председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу «налицо видимые изменения по сравнению с прошлыми годами. Евросоюз продолжит оказывать помощь Пакистану в его борьбе против и боевиков, и экономического кризиса, что требует значительной гуманитарной помощи».

На саммите была высказана озабоченность в связи с бедственным положением беженцев, число которых превысило два с половиной миллиона человек, перемещенных с территорий долины Сват, Северо-Западной пограничной провинции/СЗПП, во внутренние районы страны. Массовое бегство людей в начале мая 2009 г. было вызвано с широкомасштабной военной операцией федеральных армейских подразделений против боевиков движения «Талибан! и «Аль-Каиды» ( см. Наталья Замараева, Пакистан: беженцы- социальное напряжение растет, 29.05.09, www.iimes.ru).

Евросоюз окажет гуманитарную помощь народу Пакистану, в первую очередь жителям Свата. В качестве первой неотложной поддержки «перемещенным лицам» Евросоюз уже выделил 72 миллиона евро; в долгосрочной перспективе Комиссия по гуманитарной помощи одобрила выделение 485 миллионов евро на ближайшие пять лет; также поставит в страну продовольствие, питьевую воду, палатки, походное кухонное оборудование медикаменты и т.д. Ответственность за доставку и распределение гуманитарной помощи возложена на специальные агентства ООН и отделения Международного Красного креста, а также многочисленные неправительственные организации.

Евросоюз не остановился на традиционных видах оказания помощи пострадавшим; он сделал вывод о необходимости разработки генерального плана восстановления и реконструкция разрушенных районов в СЗПП, и заверил пакистанкою делегацию в готовности произвести часть работ.

Вопросы подержания мира и стабильности в регионе в целом, пожалуй, были одними из ключевых на саммите. Евросоюз высказал озабоченность сложной внутриполитической ситуаций в зоне пуштунских племен на границе с Афганистаном, выразил поддержку Пакистану в его борьбе против сил террора. Другой важной проблемой, дестабилизирующей регион, является напряженность в пакистано-индийских отношениях, и Евросоюз выразил надежду на скорейшую нормализацию ситуации путем развития двустороннего диалога.

Одной из ярких тем переговоров на саммите — обсуждение демократических завоеваний современной гражданской администрации, победившей на парламентских выборах в феврале 2008 г. Были подчеркнуты усилия властей Пакистана, направленные на интеграцию женщин, а также национальных меньшинств в социальную, экономическую и политическую структуры страны.

В силу ряда объективных и субъективных причин Евросоюз уделяет повышенное внимание и внутриполитической ситуации в Пакистане, и в регионе в целом; активный участник международных форумов, посвященных Афганистану и Пакистану, таких как Конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (Москва, 27.03 2009г.); Гаагской международной конференции по Афганистану 2009 г. Токийская конференция «Друзей демократического Пакистана» (апрель 2009 г.) ( См. Наталья Замараева, «Пакистано-афганский вопрос в повестке дня юбилейного саммита НАТО, 08.04.09, www.iimes.ru; «Пакистанский план Маршалла», 21.04.09, www.iimes.ru) и т.д. Обе стороны подтвердили намерение продолжить сотрудничество с другими неправительственными организациями, оказывающими донорскую, консультативную и инвестиционную поддержку ИРП. И это обстоятельство лишний раз подчеркивает, что Евросоюз стремится играть одну из важных ролей в современном социальном развитии Пакистана. На подъем экономики страны, реализацию ряда промышленных проектов Евросоюз уже весной 2009 г. направил 1,8 млрд долларов.

Одной из трудных или вернее «некомфортных» тем, поднятых на саммите, был вопрос о торговых связях очень непростой для обеих сторон. Исламабад крайне нуждается во внешних рынках, рынках сбыта своей продукции, и в первую очередь традиционных видов товаров — хлопка-сырца и хлопчатобумажных изделий. Высокие таможенные пошлины, жесткие стандарты качества, предъявляемые к ввозимой продукции на территорию Европы и т.д. во многих случаях делают затруднительным импорт товаров из ИРП, несмотря на то, что страны Евросоюза в совокупности являются крупнейшим торговом партнером Исламабада. Например в 2007 г. на их долю приходилось до 20% всех импортируемых из Пакистана товаров на сумму 3,8 млрд евро.

Пакистан, конечно, заинтересован в развитии торговых отношений со Европой, либерализации законодательства, устранении торговых барьеров. Например,на саммите было отмечено, что «потребуется время и согласие всех 27 членов Евросоюза, а также одобрение Всемирной торговой организации на смягчение тарифной политики». Пакистан неоднократно обращался к Евросоюзу с просьбой о снижение пошлин, но Брюссель вновь и вновь переводит вопрос в план дискуссионных. В тоже время и Пакистан, и Евросоюз согласились выработать дополнительные возможности, такие как приемлемые стандарты качества и защита интеллектуальной собственности в целях укрепления двусторонних отношений.

И. конечно, подлинным примером делового сотрудничества, и об том много говорилось в Брюсселе, стало подписание еще 24 февраля 2009 г. Договора о регулярных авиаперелетах между странами Европы и Пакистаном, что значительно укрепило сотрудничество в области авиаперевозок.

Подписанное соглашение открыло новую страницу в авиационном сотрудничестве между Пакистаном и Евросоюзом. В 2002 г. Европейский суд признал недействительными двусторонние соглашения, заключенными странами ЕС в области гражданской авиации, что повлекло за собой прекращение авиасообщений между Пакистаном и ЕС. Основываясь на правилах Европейского суда, в 2009 г. Евросоюз от лица всех его членов принял решение подписать так называемые «горизонтальные договора», которые по сути являются Приложением к существующим двусторонним Соглашениям (действие которых было признано недействительными в 2002 г.). Согласно новому договору — страна-член Евросоюза и третья сторона соглашаются в равной степени все правила авиаперелетов, принятые в Евросоюзе.

Согласно Договору авиакомпании стран-членов Евросоюза имеют право совершать полеты в Пакистан в случае, если они уже имеют подписанные контракты с этой страной. В то же время согласно Договору авиакомпании ни Пакистана, ни стран-членов Евросоюза не имеют права открывать новые авиалинии или увеличивать интенсивность полетов, но имеют право вести переговоры по данному вопросу с каждым членом Евросоюза.

Бесспорно для Пакистана подписание Договора в области гражданской авиации качественное движение вперед, но, таким образом, он подписался на выполнение всех жестких условий (ресурсных, технических и т.д.) выдвигаемых Евросоюзом.

Работа саммита, его программа и положительные результаты дали сильный толчок деловому сотрудничеству Евросоюза и Пакистана. По сравнению с работой Шанхайской организацией сотрудничества/ШОС, откуда президент Асиф Али Зардари прилетел накануне, и где он обращался к участникам и гостям встречи в Екатеринбурге с призывом «выработать механизм, используя который, Исламабад может структурироваться в ШОС», именно такой механизм ему «преподнесли» в Брюсселе. «Завалив» подарками в виде финансовой помощи, а Исламабад, реально стоит перед угрозой гуманитарной катастрофы из-за нерешенности проблем беженцев, Евросоюз в первую очередь помнит о собственных экономических выгодах, получая в ответ на донорство инфраструктурные, транспортные и иные промышленные проекты в Пакистане на безальтернативной основе. А вот вопрос об открытии европейского рынка для пакистанских товаров на льготных условиях, о чем Исламабад просит несколько лет, так и остался открытым, что дало повод президенту Асифу

Али Зардари напоследок заявить: » Что мне нужно — торговля, а не помощь. Я ждумеморандумов о взаимопонимании, а не намерений, и я получу их».

52.6MB | MySQL:103 | 0,966sec