О турецкой реакции на тайваньский кризис. Часть 1

В июле месяце мы посвятили цикл из трех статей на сайте ИБВ турецко-китайским отношениям. Часть 1 этого цикла доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=87928.

Если кратко резюмировать нынешний характер двусторонних отношений, то они основаны на общем понимании того, что Китай стремится и уже близок к роли мирового лидера в новом мироустройстве, где и Турция должна занять достойное себе место, которое будет на уровень выше статуса Турции в 20-м веке. Турецкая сторона оформляет заявку на то, чтобы стать глобальной державой, «равной среди равных».

Разница в уровне развития двух стран, в частности, в объемах национальных экономик, очевидна, однако, присутствует взаимное уважение и осознание значимости друг друга.

Турция – тем более важна для Китая, что из альтернативных маршрутов прохождения так называемого «Нового Шелкового пути» выпал северный маршрут, проходящий по территории России и, из сухопутных альтернатив, остался срединный. Следовательно, территория Турции, а говоря шире – территория Организации тюркских государств, — это самый надежный мост, связывающий КНР и Европу.

Тайваньский кризис, разгорающийся на глазах, в связи с визитом 2 августа с. г. на остров третьего лица в американской политической иерархии, спикера Палаты представителей  Конгресса США Нэнси Пелоси, вызвал, без преувеличения, общемировое внимание. Впрочем, Турция стремится к тому, чтобы проводить «среднюю» политику между всеми ведущими игроками, поэтому, предсказуемо, 2 августа подача и обсуждение событий, разворачивающихся на Тайване, носило «новостной характер». Турция 2-3 августа была в положении страны, наблюдающей за происходящими событиями.

Вот как на эти события отозвалось ведущее англоязычное издание страны, газета Daily Sabah в своем редакционном материале, вышедшем в 2 августа с. г. под заголовком «Китай раскритиковал визит Пелоси на Тайвань и пообещал военные действия в ответ»:

«Китайские военные пообещали начать «целенаправленные военные действия» в ответ на визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань на фоне обострения напряженности в отношениях между Вашингтоном и Пекином.

«Народно-освободительная армия Китая находится в состоянии повышенной готовности и проведет серию целенаправленных военных операций, чтобы противостоять этому, решительно защищать национальный суверенитет и территориальную целостность, а также решительно пресекать внешнее вмешательство и попытки сепаратистов «независимости Тайваня», — заявил официальный представитель Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Ву Цянь в заявлении, осуждающем визит.

«Когда спикер палаты представителей, являясь третьей по величине фигурой в правительстве США, летает на американском военном самолете и совершает провокационный визит в регион Тайваня, это ни в коем случае не является неофициальным действием», — заявил представитель Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин. Об этом говорится в серии твитов Министерства.

Ее заявление прозвучало, когда самолет Пелоси приземлился в Тайбэе, где ее принял министр иностранных дел Тайваня Джозеф Ву.

«Китай решительно выступает против сепаратистских движений в направлении «независимости Тайваня» и вмешательства внешних сил и никогда не оставляет места силам «независимости Тайваня» в любой форме», — сказал Хуа, выступая на пресс-конференции ранее в тот же день.

В последний раз она обращалась к СМИ 24 февраля, когда Россия начала войну с Украиной.

Обвинив Соединенные Штаты в «использовании Тайваня для сдерживания Китая», Хуа сказала, что «США поддерживали и потворствовали сепаратистским силам, выступающим за независимость Тайваня, и совершали преднамеренные провокации против Китая в тайваньском вопросе».

«США и Тайвань первыми вместе совершили провокации, тогда как Китай был вынужден действовать в целях самообороны. Любые контрмеры, которые предпримет Китай, были бы оправданным и необходимым ответом на игнорирование США неоднократных демаршей Китая и США». недобросовестное поведение», — добавила она.

Китайский чиновник призвал США «отказаться от любых попыток разыграть тайваньскую карту и строго соблюдать принцип одного Китая и три Совместных коммюнике до буквы как на словах, так и на деле».

Между тем, вскоре после приземления в Тайбэе Пелоси написала в Твиттере: «Визит нашей делегации на Тайвань знаменует непоколебимую приверженность Америки поддержке энергичной тайваньской демократии».

«Наши обсуждения с руководством Тайваня подтверждают нашу поддержку нашего партнера и продвигают наши общие интересы, включая продвижение свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», — добавила она.

Пелоси стала первым спикером Палаты представителей США, посетившим Тайвань за последние 25 лет».

Итак, что можно понять из этого материала? – Да, официальный англоязычный турецкий рупор, обращающийся к зарубежному дипломатическому корпусу в Турции и к зарубежной аудитории, в том числе, в международных организациях, включая ООН и НАТО, вроде как, нейтрально преподносит новость, не выражая, на первый взгляд, к ней личного отношения.

Однако, заметим, насколько подробно освещены заявления официальных лиц Китая, решительно осудивших визит Пелоси на Тайвань, включая и оценку происходящего и обещание ответных мер. Так может происходить лишь только в том случае, если Турция хочет показать одобрение своей поддержки именно китайской стороны. Никакого развернутого освещения турецкой прессой американских заявлений на эту тему не наблюдалось и не наблюдается на момент написания данной статьи.

С другой стороны, известное турецкое Интернет-издание «T24» процитировало Bloomberg и привело перечень возможных китайских реакций на американскую провокацию. Цитируем:

«1. Количество нарушений со стороны (китайских – И.С.) истребителей может увеличиться:

Китай часто нарушает пространство ПВО Тайваня. На данный момент рекордом для Китая является пролет 56 самолетов в зону противовоздушной обороны Тайваня 4 октября 2021 года.

После визита делегации Конгресса США на Тайвань в ноябре Китай направил на восток острова 15 боевых самолетов.

Китай может усилить нарушения воздушного пространства после визита Пелоси и эти нарушения могут продолжаться несколько недель. В этом случае ресурсы ВВС Тайваня могут стать еще более ограниченными.

  1. Китай может запускать военные самолеты над Тайванем.

The Global Times, орган Коммунистической партии Китая, предложил Пекину направить истребители (для пролета – И.С.) прямо над Тайванем. В результате такого шага Тайваню, возможно, придется принимать критическое решение, сбивать ли самолеты. «Чем ближе они подходят к острову, тем жестче мы будем реагировать», — заявил в прошлом году министр обороны Тайваня Чиу Куо-чэн.

  1. Ракетные испытания недалеко от Тайваня

Летом 1995 года Китай запустил ракеты «для испытаний» в море недалеко от Тайваня. Это описывается как самая большая провокация Китая в адрес Тайваня и Вашингтона. Пекин сделал это, когда тогдашний президент США Билл Клинтон разрешил первому демократически избранному президенту Тайваня приехать в Соединенные Штаты.

Китай может снова испытать аналогичную ракету.

  1. Экономическое давление

Китай является крупнейшим торговым партнером Тайваня. Пекин может усилить свое давление на островное государство, наложив санкции на компании, импортирующие на Тайвань, бойкотируя некоторые тайваньские товары и ограничивая торговлю между двумя странами.

Китай запретил некоторым тайваньским чиновникам приезжать в Китай. Такие запреты также могут усилиться.

Китай также может нарушить торговые потоки в Тайваньском проливе.

  1. Дипломатический протест

The Global Times, орган Коммунистической партии Китая, заявил, что если Пелоси отправится на Тайвань, американо-китайские отношения ухудшатся. Bloomberg прокомментировал, что Китай может отозвать своего посла в Вашингтоне.

Китай отозвал своего посла в прошлом году, когда Литва разрешила Тайваню открыть под своим именем офис.

  1. Один из островов можно захватить

Китай может оккупировать один из небольших островов, находящихся под контролем Тайваня. Bloomberg отметил, что это — очень маленькая вероятность. Этот шаг может привести к тому, что США введут новые санкции против Пекина.

Первые реакции турецких обозревателей на визит третьего лица американской политической иерархии на Тайвань, с оценочными суждениями, начали появляться утром 4 августа. Обратимся к написанному на эту тему.

Начнем с проправительственного издания Sabah, где одновременно вышло несколько материалов колумнистов. Среди них такие статьи, как «Напряженность между США и Китаем пойдет на пользу России» (Мехмет Барлас), «Какой ответ может дать Китай?» (Хасан Басри Ялчин), «Тайвань – очень невдохновляющий» (Хашмет Бабаоглу).

Начнем с материала про ту пользу, которую «может извлечь Россия» из кризиса в американо-китайских отношениях.

Цитируем:

«Мир затаил дыхание, наблюдая за посадкой на Тайване самолета спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси. Пелоси, к счастью, покинула страну невредимой. Сейчас Китай готовится ответить. Министерство иностранных дел Китая заявило, что Пелоси устроила ненужное шоу. По мнению некоторых экспертов, визит Пелоси — это начало «горячей войны». Есть те, кто думает по этому поводу иначе.

Есть и те, кто говорит, что Китай будет терпеливо ждать и к концу века станет сильнее Америки. Теперь, если сравнить два государства, у Китая «3 авианосца», а у США «20 авианосцев». Двенадцать из них оснащены ядерным оружием. Иными словами, в нынешней ситуации Китаю не кажется рациональным объявлять войну Америке. Кроме того, основной базой экспорта Китая на сумму «1,2 трлн долларов» являются Соединенные Штаты.

Однако эта напряженность, вероятно, в конечном итоге, пойдет на пользу России. Китай, который был почти сторонним наблюдателем в российско-украинской войне, теперь начнет открыто поддерживать Россию. Мы стремительно движемся в биполярный или многополярный мир. Америка утратила психологическое превосходство, господствующее над всем миром. По прошествии этого времени тяжело и им, и миру».

Комментируя изложенное выше, сложно спорить, что США, своими собственными руками, сделали России большой подарок. То, что называется «невынужденная ошибка», совершать которую – вовсе необязательно.

Другой вопрос, что у Китая — полно рычагов «отмщения» США, которые перечислялись все эти дни — от учений до торговых ограничений.

Причем рычагов, которые, будучи примененными открыто, позволят Китаю не утратить того самого «морального лидерства», которое утратили США, и не только затеяв отдельную откровенную провокацию.

Россия же среди эти рычагов не упоминалась и, вряд ли, Китай демонстративно включится в войну на Украине на российской стороне. Хотя президент В.Зеленский и заметно занервничал. И небезосновательно. Неслучайно он опять отправил запрос на встречу с Си Цзиньпинем, поскольку КНР может и без демонстраций сделать «определенные настройки» в отношениях с Россией в пику США и коллективному Западу.

Обратимся к материалу «Какой ответ может дать Китай?» авторства Хасана Басри Ялчина.

Цитируем:

«Напоминающий триллеры визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань завершился. Но кризис не закончился. Скорее, он только начинается.

Китай расценивает этот визит как посягательство на свой национальный суверенитет. США явно нарушили соглашения с Китаем. Естественно, Китай делает очень резкие заявления. Однако он не смог предотвратить визит Пелоси.

Согласно соглашениям, заключенным между США и Китаем в семидесятых годах, США решили признать «Китайскую Народную Республику» «единым Китаем». Он будет развивать только культурные и торговые отношения с «Китайской Республикой» под названием «Тайвань», но не будет устанавливать официальные отношения. Этот визит Пелоси — буквально официальные отношения. И понятно, что Китай делает громкие угрозы, потому что видит в этом вмешательство в свои внутренние дела.

Но не могу сказать, что американцы уделяют этому большое внимание. Байден отпасовал мяч Пелоси и активировал формулу «хороший полицейский — плохой полицейский» против Китая. Он не сделал никаких заявлений, чтобы предотвратить визит Пелоси. Все это создает у меня впечатление, что это был «тщательно разработанный план».

США нажали на Китай такую ​​кнопочку с такой рутинной привычкой, что можно сказать, что «Китай попался, будучи на одной ноге». Впрочем, США уже давно открыто говорят, что поставят Китай в затруднительное положение, но Китай не выглядел стороной, которая подготовилась.

Вы можете сказать: «Китаю особо нечего было делать». Вы правы. Вот почему я думаю, что США совершили очень успешный маневр. Немыслимо, чтобы Китай дал военный ответ на эту дипломатическую атаку США. В противном случае, за него будет цепляться образ агрессии, на что и так надеются США.

Поэтому Китаю ничего не оставалось, как объявить о военных учениях. Я не думаю, что американцы сильно заботятся об этих учениях, которые будут проводиться с настоящими боеприпасами. Пусть Китай делает сколько угодно учений, США забили гол, увидели и показали, что легко могут сделать то же самое в ближайшие дни.

По этой причине мы увидим, что в ближайшие дни США еще больше перемешают этот регион. Пока Китай не может прижать США в другой области, США будут продолжать сыпать соль на ту же рану. Насколько я вижу, у Китая пока нет даже такого плана».

Перед нами яркий пример того, что мы говорили ранее. А именно: адекватным ответом на такую провокацию должен был стать симметричный быстрый и, самое главное, болезненный против противоположной стороны шаг. Которого не последовало.

Коль скоро, как верно заметил турецкий обозреватель, визит Пелоси Китаю не удалось предотвратить. На самом деле, это было уже показателем того, что США не признают Китай стороной, с которой им следует считаться. Но и быстрого ответа не последовало, если за таковой не считать военные учения. Однако, на взгляд ряда турецких наблюдателей, включая процитированного нами, они «недостаточно задели за живое» США, чтобы считаться адекватным ответом.

А длинные ответы Китая, если говорить об информационных войнах, не обеспечивают ему победу в глазах тех же турецких наблюдателей. И, безусловно, это будет учитываться в тех расчетах, которые делают в Анкаре на перспективу.

Вывод, который могут сделать из этого турецкие и не только внешние наблюдатели: разрыв между США и Китаем, как между глобальными державами №1 и №2 соответственно, сократился. Однако, этот разрыв пока ещё сократился не настолько, чтобы США отказывало себе «в удовольствии» подергать «дракона за усы» в качестве демонстрации «кто в доме хозяин». При этом, у Китая не нашлось готового немедленного ответа на эти действия, имеющего не только останавливающего эффекта (до) для противоположной стороны, но и эффекта возмездия (после), который ввел бы её в ступор.

62.89MB | MySQL:102 | 0,595sec