О докладе Всемирного банка с обвинениями в адрес ливанских политиков в организации финансового кризиса

В своем последнем по времени докладе от 3 августа,  Всемирный банк (ВБ) фактически  обвинил ливанские власти в управлении гигантской финансовой пирамидой, которая «причинила беспрецедентную социальную и экономическую боль» за последние три десятилетия. Схема финансовой пирамиды — это тип мошенничества, при котором инвесторам выплачиваются деньги, поступившие от от новых инвесторов. В своем документе ВБ сообщил, что чем раньше будут начаты необходимые «реформы, тем менее болезненными будут расходы на финансирование финансовой пирамиды для ливанского народа». Ливан третий год переживает финансовый кризис, в результате которого восемь из десяти человек оказались за чертой бедности, и который, по мнению ВБ, является преднамеренным и может стать одним из трех худших экономических кризисов современности. Ливанские банки предоставляли крупные кредиты государству, которое накопило огромные долги в основном из-за коррупции и плохого управления. В докладе ВБ говорится, что «значительная часть» сбережений людей была «использована не по назначению и растрачена не по назначению за последние 30 лет». Крах заморозил сбережения вкладчиков в парализованной банковской системе и привел к тому, что местная валюта потеряла более 90% своей стоимости: «Государственные финансы в Ливане после гражданской войны были инструментом систематического захвата ресурсов страны, поскольку они служили интересам укоренившейся политической экономии. Чрезмерное накопление долга использовалось для создания иллюзии стабильности и укрепления доверия к макрофинансовой системе, чтобы депозиты продолжали поступать. Депрессия Ливана, преднамеренно создававшаяся в течение последних 30 лет, привела к ухудшению положения с предоставлением основных услуг его гражданам».

Этот доклад в принципе повторяет  второй раз за этот год тезисы о прямой  ответственности за финансовый кризис правящих политиков Ливана, обвинив их в январском докладе в «организации» катастрофического экономического кризиса в стране из-за их «эксплуататорского захвата ресурсов». ВБ также обвинил ливанских политиков в «жестокости». Имеется в виду основной довод ливанских банкиров   о «банковской тайне в области размещения депозитов», что в докладе характеризуется  как только «лозунги, вопиюще противоречащие реальности». «Политические лозунги о неприкосновенности депозитов являются пустыми и оппортунистическими; на самом деле, постоянное злоупотребление этим термином политиками жестоко. Это не только вопиюще противоречит реальности, но и препятствует принятию решений по защите большинства, если не всех мелких и средних вкладчиков, в долларах и наличными», — говорится в докладе ВБ. Ливанские политики часто говорят, что права вкладчиков должны быть сохранены в любом плане по устранению потерь финансовой системы в размере около 70 млрд долларов, даже несмотря на то, что их сбережения потеряли около 80% своей стоимости из-за краха. «Убытки должны были быть приняты и понесены акционерами банка и крупными кредиторами, которые за последние 30 лет получили значительную прибыль от очень неравной экономической модели. Это должно было произойти в начале кризиса… чтобы ограничить экономическую и социальную боль»», — говорится в документе.

Бывшее правительство Ливана разработало план по возмещению убытков в 2020 году, но он был торпедирован сектантскими группировками, которые имеют последнее слово в Бейруте, и возражениями со стороны банковского сектора и Центрального банка Ливана. Новый план, одобренный в мае, также столкнулся с возражениями. Международный валютный фонд (МВФ) хочет, чтобы Ливан одобрил план банковской реструктуризации в качестве одного из предварительных условий для продвижения проекта соглашения о финансировании. В этой связи отметим раскол в шиитской общине страны по этому вопросу. 30 июля с. г. спикер парламента Ливана Набих Берри заявил, что не будет созывать сессию для избрания нового президента, пока законодательный орган не примет реформы, которые являются предварительными условиями для помощи МВФ.  Сделка с МВФ рассматривается как единственный способ для Ливана оправиться от финансового кризиса, который ввергнул страну в самый дестабилизирующий кризис со времен гражданской войны 1975-1990 годов. Шестилетний срок полномочий президента Мишеля Ауна заканчивается 31 октября, и ведущие политики выразили обеспокоенность по поводу того, что его преемник не найден — предупреждение о еще большем институциональном тупике, учитывая, что Ливан также остался без полностью функционирующего правительства с мая. «Я не буду созывать сессию президентских выборов, пока не будут приняты законы о реформах, требуемые МВФ», — сказал Берри во время встречи с журналистами в своей резиденции в Бейруте, в комментариях, подтвержденных Reuters его офисом. Берри указал, что парламент должен работать над принятием законов о реформе в августе, указав на настоятельную необходимость принятия мер. Согласно конституции, президент издает указ о назначении нового премьер-министра на основе обязательных консультаций с депутатами и должен подписать соглашение о формировании любого нового кабинета. В апреле Ливан достиг соглашения на уровне персонала с МВФ о выделении помощи в размере 3 млрд долларов, но полная сделка обусловлена принятием законопроектов, включая контроль за движением капитала, законодательство о реструктуризации банков и бюджет 2022 года. Конституция Ливана гласит, что спикер должен созвать парламент «минимум за месяц и максимум за два месяца до истечения срока полномочий президента Республики». В противном случае палата собирается автоматически на 10-й день, предшествующий истечению срока полномочий, говорится в конституции. Мишель Аун пришел к власти после 29-месячного президентского вакуума, в ходе которого парламент не смог договориться об избрании главы государства. Патовая ситуация завершилась серией сделок, которые обеспечили победу Ауну и его могущественному союзнику, поддерживаемому Ираном, «Хизбалле». Срок полномочий Ауна ограничен одним сроком, и основные политические партии не объявили о каком-либо соглашении по его преемнику.

52.36MB | MySQL:103 | 0,530sec