Израильская армия 5 августа авиаударами по сектору Газа начала военную операцию «Рассвет» в ответ на то, что, израильские официальные лица назвали продолжающимися «конкретными» угрозами израильским гражданским лицам и военнослужащим со стороны «Палестинского исламского джихада». Израильские лидеры объяснили начало военной операции тем, что группировка не отказалась от планов по нападению на израильские объекты вблизи границы. После того, как 6 августа из прибрежного анклава по Израилю было выпущено более 300 ракет (на момент написания статьи сообщалось уже о 780), в ЦАХАЛе заявили о готовности к «неделе боевых действий», а премьер-министр Яир Лапид пообещал, что «операция будет продолжаться столько, сколько необходимо». Под обстрелом из Газы оказались не только израильские населенные пункты в приграничных с анклавом районах, которые в таких случаях страдают в первую очередь, но и центр страны, в частности, город Модиин[i]. Сирены тревоги звучали и в районах Иерусалима, когда многие евреи направлялись к Храмовой горе по случаю поста 9 Ава (в память о разрушении первого и второго Храма, что является одной из самых траурных дат в еврейском календаре).
Министр обороны Бени Ганц выступил с угрозами в адрес лидеров «Палестинского исламского джихада» в Иране, Сирии и Ливане. Дело в том, что базируясь в Газе, руководство группировки находится также в Бейруте и Дамаске, где поддерживает тесные связи с иранскими официальными лицами. Во время инспектирования батареи ПВО «Железный купол» на юге Израиля Б.Ганц заявил, что лидеры группировки «сидят за границей в ресторанах и отдыхают в отелях в Тегеране, Сирии и Ливане, вдали от своих людей». По его словам, они «заплатят по счетам» за действия, которые «наносят серьезный ущерб» жителям Газы[ii].
Стоит отметить, что «Исламский джихад – Джамаат моджахедов» признана в России террористической организацией и ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации[iii], как и в Израиле, США, Великобритании, ЕС, Японии, Канаде и Австралии. Основанная в 1981 г. палестинцами из суннитского движения «Братья-мусульмане», военизированная исламистская организация ставит своей целью уничтожение Израиля и создание независимого Палестинского исламского государства на Западном берегу р. Иордан, в секторе Газа и на всей территории современного Израиля.
«Палестинский исламский джихад» — небольшая по размерам группировка по сравнению с правящим в секторе Газа ХАМАСом. В Израиле ее обвиняют в том, что она пользуется прямой финансовой и военной поддержкой Ирана, инициируя ракетные обстрелы и другие столкновения с Израилем. Движение ХАМАС, захватившее контроль над сектором Газа в 2007 г. у международно признанной власти на палестинских территориях, – Палестинской национальной администрации (ПНА) – часто ограничено в своих возможностях, поскольку несет ответственность за население этого обедневшего анклава. У «Палестинского исламского джихада» таких обязанностей нет, и группировка превратилась в более воинственную фракцию, иногда даже подрывающую авторитет ХАМАСа. Это объясняется стремлением поднять свой авторитет среди палестинцев, пока ХАМАС поддерживает с Израилем режим прекращения огня.
С момента захвата власти в 2007 г. ХАМАС провел четыре войны с Израилем, в основном при поддержке «Палестинского исламского джихада». Помимо вспышки насилия в начале этого года, после 11-дневной войны в мае 2021 г. на границе с анклавом в основном было спокойно. В ходе нынешней эскалации напряженности в Израиле отмечают то, что ХАМАС остается в стороне, что может удержать продолжающееся противостояние от перерастания в полномасштабную войну.
Times of Israel отмечает, что ХАМАС вынужден балансировать между сдерживанием «Палестинского исламского джихада» в его порывах обстрелять Израиль и попыткой избежать гнева палестинцев, который могут вызвать действия, направленные против группировки. Как и во время прошлых вспышек насилия, именно ХАМАС будет решать, как долго и насколько жестоко будет продолжаться раунд боевых действий.
Израиль обвиняет Иран, своего «заклятого врага», в том, что он обучает бойцов «Палестинского исламского джихада» и делится с ними опытом, снабжает деньгами, хотя большая часть оружия группировки производится на месте, в секторе Газа. Согласно Times of Israel, «в последние годы руководство организации стремилось обеспечить себя арсеналом, сравнимым с тем, которым обладает ХАМАС, включающий ракеты большей дальности, способные поразить Тель-Авив с пригородами, т.е. центральную часть Израиля». В связи с тем, что с 5 августа в этой агломерации срабатывают сирены воздушной тревоги, усилия по вооружению оказались результативными.
Арест израильскими силовиками Бассама ас-Саади, высокопоставленного командира «Палестинского исламского джихада» на Западном берегу р. Иордан, и ликвидация Тайсира Джабари, командира группировки в секторе Газа, направлено на создание в ее рядах «большого беспорядка». Так считает бригадный генерал Цвика Хаймович, экс-командующий войсками ПВО в ЦАХАЛе. По его словам, «как только вы наносите удар по командирам, это немедленно сказывается на всей организации»[iv].
В израильских СМИ указывают на то, что боевые действия проходят в то время, когда Израиль вновь погрузился в затяжной политический кризис, из-за которого в стране 1 ноября пройдут пятые по счету менее чем за четыре года всеобщие выборы. Промежуточный премьер-министр Яир Лапид вступил в должность этим летом после распада идеологически несовместимой правящей коалиции. Он надеется вытеснить бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который в вопросах безопасности считается «ястребом», хотя в последнее время находится под следствием сразу по трем уголовным делам. Он обвиняется во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием. Но даже на его фоне Я.Лапиду, центристу, бывшему телеведущему и публицисту, не хватает опыта работы в сфере безопасности, что многие израильтяне считают важной составляющей для своего лидера. «Политическая судьба Лапида может зависеть от нынешних боевых действий: либо он получит поддержку, если сможет показать себя способным лидером, либо его авторитет пострадает от длительной военной операции, в то время, когда израильтяне пытаются насладиться последними неделями лета»[v].
В израильских СМИ появилось сообщение со ссылкой на египетский источник, согласно которому израильское руководство согласилось на предложенное Каиром гуманитарное прекращение огня в Газе, тогда как «Палестинский исламский джихад» его отклонил, объясняя это тем, что для Израиля «пришло время ответить за преступления оккупации».
В целом из Израиля поступают миролюбивые заявления. Министр разведки Элазар Штерн, член партии «Еш атид» премьер-министра Яира Лапида, заявил, что военная операция против «Палестинского исламского джихада» будет продолжаться до тех пор, пока Израиль «не будет уверен в сохранении спокойствия на юге». Он также сказал, что «если [«Палестинский исламский джихад»] потребует сделки — мы не ищем войны». Таким образом, он дал понять, что израильское руководство открыто для перемирия с террористической группировкой, т.к. «в ходе операции уже достигнуты «значительные успехи». О том, что Израиль еще днем 5 августа достиг большинства поставленных целей, говорил глава ШАБАКа Ронен Бар. Об этом же позднее заявил и премьер-министр.
В это же время генеральный секретарь «Палестинского исламского джихада» Зиад ан-Нахала обещает отомстить: «Враг должен ожидать войны, а не прекращения огня… [Происходящее] сегодня – главное испытание для палестинского сопротивления, и части сопротивления должны выстоять вместе». Тем самым, полагает Уди Декель, руководитель Программы исследований процессов на палестинских территориях в Институте исследований национальной безопасности (INSS), ан-Нахала подверг критике ХАМАС за то, что он остался в стороне. Ан-Нахала также заявил, что «у джихада нет ни красных линий, ни прекращения огня, ни посредников… Тель-Авив падет от ракет сопротивления, как и все города Израиля»[vi].
Израильские СМИ ссылаются на неназванных палестинских источников, согласно которым, египетские переговорщики для прекращения боевых действий предложили два разных временных интервала — 6 часов утра 8 августа или 3 часа утра 9 августа. Предполагается, что прекращение огня позволит доставить топливо для электростанции в секторе Газа, где подача электроэнергии сократилась с 12 часов до 4 часов в день. Сообщается, что израильское руководство обеспокоено тем, что ухудшение гуманитарной ситуации в секторе Газа может привести к тому, что ХАМАС, пока воздерживающийся от участия в боевых действиях, может к ним присоединиться.
По мнению У.Декеля, «Палестинскому исламскому джихаду» как боевой организации «сопротивления» трудно принять формулу поддержания спокойствия в секторе Газа, в то время как Израиль предпринимает решительные действия против его инфраструктуры на Западном берегу р. Иордан в рамках операции «Разбить волну». Не случайно ан-Нахала побывал в Иране, где встретился с высокопоставленными представителями режима, в том числе с президентом Эбрахимом Раиси и командирами Корпуса стражей исламской революции (КСИР). «Иран поддерживает действия, направленные на сдерживание Израиля посредством прокси во главе с «Хизбаллой», и, по-видимому, призвал генерального секретаря «Палестинского исламского джихада» отреагировать на нападение на организацию на Западном берегу р. Иордан обстрелами из сектора Газа. Иран заинтересован в эскалации вокруг Газы, чтобы привлечь внимание международного сообщества к региону, пока он ведет переговоры о возвращении к ядерной сделке и отмене санкций. В этом контексте в течение последних двух лет в Ливане проводились координационные встречи между палестинскими группировками с участием высокопоставленных лиц «Хизбаллы», включая ее лидера Хасана Насраллу».
Что касается Израиля, эксперт INSS отмечает четыре цели военной кампании, которые определило военно-политическое руководство страны:
— «четкое предотвращение непосредственной угрозы», как выразился премьер-министр Я.Лапид;
— разрыв связи между Западным берегом р. Иордан и сектором Газа в борьбе с террором, т.е. предотвращение ситуации обстрела израильской территории из Газы в ответ на контртеррористическую деятельность Израиля на Западном берегу р. Иордан;
— сдерживание ХАМАСа от участия в боевых действиях как силы, с которой Израиль взаимодействует с целью улучшения жизни и поддержания спокойствия в секторе Газа; как отметил Я.Лапид: «Наша борьба не с жителями Газы, а с «Исламским джихадом», иранским прокси, которое хочет разрушить Государство Израиль и убить невинных израильтян»;
— нанесение «Палестинскому исламскому джихаду» смертельного удара, и в этом контексте – целенаправленное уничтожение командиров, лишение группировки возможности действовать в секторе Газа, а также нанесение ударов по боевым группам, осуществляющим ракетные и минометные обстрелы.
У.Декель полагает, что в создавшихся условиях Израиль заинтересован в скорейшем прекращении боевых действий, несмотря на декларируемую готовность к ведению длительной кампании. Таким образом, у Египта появилась возможность для посреднических усилий по прекращению огня. Эксперт допускает, что главная задача Израиля – положить конец боевым действиям, не допуская при этом того, чтобы к противостоянию подключился ХАМАС. «Ключ к эскалации или спокойствию в настоящее время находится в руках ХАМАСа, а не египетских посредников». «Вопрос в том, как заставить ХАМАС оказать давление на «Палестинский исламский джихад», чтобы он прекратил запускать по Израилю ракеты». В этой связи эксперт видит проблему в том, что «ХАМАС, который позиционирует себя как лидер палестинского лагеря сопротивления, с трудом прибегает к открытым действиям против других палестинских фракций и, прежде всего, против «Палестинского исламского джихада»». Он считает, что ХАМАС разрывается между несколькими идентичностями, поскольку выступает как организация сопротивления, религиозное исламское движение, популярное общественное движение, палестинская национальная организация и, прежде всего, как правящая сила в секторе Газа. Будучи властью в Газе, в отличие от «Палестинского исламского джихада», он несет ответственность за положение проживающего в анклаве населения. Если боевые действия продолжатся, и особенно если пострадает не участвующее в них местное население, ХАМАСу будет трудно остаться вне военной кампании против Израиля.
В этой связи отметим, что в Министерстве здравоохранения сектора Газа заявили, что число погибших достигло 31, включая шестерых детей. В ЦАХАЛе же утверждают, что «в результате многочисленных серий ударов по позициям и объектам, принадлежащим террористической группировке в секторе Газа, было убито много террористов «Палестинского исламского джихада»[vii].
У.Декель указывает на то, что стратегия Израиля в отношении ХАМАСа и сектора Газа в целом вызывает споры. Израильская политика строится на том, что значительное улучшение экономической ситуации и повышение уровня занятости в секторе Газа (в том числе посредством предоставления разрешений на работу в Израиле 20 000 жителей Газы; расширения объема товаров и сырья, ввозимых и вывозимых из анклава; разрешения денежных переводов из Катара и поставок топлива для местной электростанции) приведет к сохранению спокойствия и сдержит ХАМАС от эскалации ситуации, а также не позволит другим группировкам атаковать Израиль из Газы. Израильское руководство прекрасно осознает, что эта политика усиливает правящее исламистское движение и его контроль над Сектором, а также повышает его статус во внутрипалестинской конкуренции против Палестинской национальной администрации и ФАТХа (правящих на Западном берегу р. Иордан). Логика израильского руководства такова: экономическая помощь действительно укрепляет ХАМАС, но также повышает цену его потерь в случае эскалации напряженности, и поэтому она должна мотивировать ХАМАС к сдерживанию террористических элементов, действующих в подконтрольном ему секторе Газа.
На данный момент ХАМАС пока не присоединился к боевым действиям, но движение не выполняет своих обязанностей по предотвращению обстрелов Израиля «Палестинским исламским джихадом». Поэтому для Израиля, полагает У.Декель, главным вопросом остается следующий – как долго ХАМАС намерен оставаться в стороне от происходящего, и будет ли его руководство оказывать давление на «джихадистов», чтобы они прекратили атаки по израильской территории.
По мнению эксперта, «если бы ХАМАС решил присоединиться к боевым действиям, Израилю пришлось бы изменить правила игры: отменить все льготы, предоставленные ХАМАСу и Газе, исходя из понимания того, что его идентичность как движения сопротивления возобладала и не позволяет ему играть долгосрочную стабилизирующую роль. Если бы события начали развиваться именно по этому сценарию, Израиль столкнулся бы с двумя альтернативами: полное закрытие контрольно-пропускных пунктов между анклавом и Израилем или нанесение ударов по военному крылу ХАМАСа и его объектам в Газе. Это потребует решимости и терпения, а также способности справляться с растущими вызовами в израильском тылу и твердо сопротивляться международному давлению, в том числе со стороны Египта (поскольку единственный трубопровод для поставок газа в Сектор будет через Египет)». Из этой ситуации У.Декель видит два выхода: «положительный – ХАМАС решает выполнить договоренности по обеспечению спокойствия; или погружается в интенсивную военную кампанию, требующую от ЦАХАЛа проведения наземных маневров в анклаве».
Вывод – Израиль должен добиваться скорейшего прекращения боевых действий, предпочтительно при посредничестве Египта. Если египетское посредничество окажется неэффективным, Израиль должен будет подумать об объявлении одностороннего гуманитарного прекращения огня, чтобы разрешить поставку топлива и помощи гражданскому населению анклава. Однако такой ход означает, что любое решение о правилах игры остается за ХАМАСом.
[i] IDF says ready for ‘week of fighting,’ as over 200 rockets fired at Israel from Gaza // Times of Israel. 06.08.2022. https://www.timesofisrael.com/idf-says-ready-for-week-of-fighting-as-over-160-rockets-fired-at-israel-from-gaza/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=as-islamic-jihad-sparks-gaza-israel-conflict-all-eyes-are-on-hamas
[ii] Ганц угрожает руководству «Исламского джихада» в Иране, Сирии и Ливане // Mignews. 06.08.2022. https://www.mignews.net/news/arabisrael/ganc-ugrozhaet-rukovodstvu-islamskogo-dzhihada-v-irane-sirii-i-livane.html
[iii] Решение Верховного Суда РФ от 2 июня 2006 г. N ГКПИ06-531 — признать международные организации «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии) и «Исламский джихад — Джамаат моджахедов» террористическими и запретить их деятельность на территории Российской Федерации. http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/sudebnye-resheniya/reshenie-verhovnogo-suda-rf-ot-2-iyunya-2006.html
[iv] Explainer: What is driving the current Israel-Gaza violence // Times of Israel. 06.08.2022. https://www.timesofisrael.com/explainer-what-is-driving-the-current-israel-gaza-violence/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=daily-briefing-aug-7-operation-breaking-dawn-how-we-got-here-and-why-its-unique
[v] Explainer: What is driving the current Israel-Gaza violence // Times of Israel. 06.08.2022. https://www.timesofisrael.com/explainer-what-is-driving-the-current-israel-gaza-violence/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=daily-briefing-aug-7-operation-breaking-dawn-how-we-got-here-and-why-its-unique
[vi] Operation Breaking Dawn: Following the Successful Entry, an Exit Strategy is Required / INSS. 07.08.2022. https://www.inss.org.il/publication/breaking-dawn-strategy/
[vii] Efforts underway for Egypt-brokered full ceasefire between Israel and Islamic Jihad // Times of Israel. 07.08.2022. https://www.timesofisrael.com/efforts-underway-for-egypt-brokered-full-ceasefire-between-israel-and-islamic-jihad/?utm_source=article_hpsidebar&utm_medium=desktop_site&utm_campaign=liveblog-august-7-2022