Влияние операции «Рассвет» на политическое положение премьер-министра Израиля Я.Лапида

На начальных этапах борьбы за власть между Б.Нетаньяху и политическими альянсами, сформированными, чтобы положить конец пребыванию лидера Ликуда у власти,  было распространено мнение, что военная операция в секторе Газа способна укрепить его позиции. Операция «Рассвет», инициированная против террористической группировки «Исламский джихад» стала аналогичной проверкой на прочность, но уже для действующего премьер-министра Я.Лапида на этапе новой предвыборной гонки. При этом бытует мнение, что именно по соображениям внеочередного голосования политик предпринял рискованный шаг, который в итоге способен привести на его сторону дополнительный электорат. Последнее особенно важно, принимая во внимание опросы общественного мнения, согласно которым Б.Нетаньяху и его коалиция может набрать необходимое для формирования кабмина большинство.

Сразу несколько обозревателей ключевых израильских изданий отметили, что успеху действий ЦАХАЛа, которые и должны отразиться на популярности партии «Еш атид» среди электората, способствовал точный расчет перспектив втягивания в события другой группировки – ХАМАС. Превосходящие «Исламский джихад» возможности последней делают борьбу с ней более рискованной, в том числе с точки зрения потерь. Кроме того, без одной из ключевых фракций операция в Газе автоматически воспринимается не в контексте палестинской проблемы и мирного урегулирования, а как решение проблемы безопасности населения юга страны и контртеррористическая деятельность. При этом, судя по всему, расчет Иерусалима оказался таков, что ХАМАС в настоящий момент не заинтересован в эскалации. Предположительно, это продиктовано внутренней ситуацией в секторе Газа, которая рискует усугубиться, если в ответ на поддержку ХАМАСом «Исламского джихада» правительство Израиля пойдет на введение жестких ограничений.

Помимо влияния на вопросы внутренней безопасности «Рассвет» в определенной степени охарактеризовал и состояние американо-израильских отношений на текущем этапе.

Во-первых, была продемонстрирована боевая готовность системы ПРО «Железный купол». Ее финансирование пытались перекрыть в прошлом году представители прогрессивного крыла Демократической партии США, ссылаясь на нарушения ближневосточным государством прав человека.

Во-вторых, на фоне операции министр обороны Израиля Б.Ганц проинформировал о ее ходе своего американского контрпартнера Л.Остина. В дополнение к этому посол Соединенных Штатов в Израиле Т.Найдс, комментируя происходящее в Газе, сообщил, что «Израиль имеет право защищать себя», что говорит о поддержке Белым домом решения об операции, принятого Я.Лапидом.

Нечто аналогичное было предпринято и на других внешнеполитических треках. Так, Министерство иностранных дел Германии осудило «ракетные обстрелы израильских городов» и то, что «гражданские лица» «стали объектами нападений». Довольно корректно, как считают местные эксперты, Израиль повел себя и по отношению к Египту, стараясь не демонстрировать того, что он не сумел сдержать «Исламский джихад». Это может косвенно свидетельствовать, что в дальнейшем Иерусалим сохраняет заинтересованность в Каире как посреднике в палестинских делах, вероятно, прежде всего с ХАМАСом.

Наконец, интересный эффект «Рассвет» имел для внутриполитического расклада сил. С одной стороны, решительные действия в Газе привели на сторону «Ешь атид» партии правого политического спектра. В частности, Б.Смотрич из «Религиозного сионизма» сообщил, что Я.Лапид, несмотря на «разногласия по поводу правительства» может рассчитывать на «полную поддержку масштабной атаки на врага». Таким образом лидер «Еш атид», вероятно, попытался предпринять попытку сближения с потенциальными соратниками Ликуда по коалиции, а также снизить критику в свой адрес относительно левых позиций, возникшую прежде всего вследствие формирования кабмина при поддержке арабской партии РААМ. С другой стороны, ввиду сроков проведения операции возникла угроза срыва праймериз в Ликуде», что также способно осложнить продвижение Б.Нетаньяху к победе на выборах ввиду внутренних разногласий с однопартийцами.

Таким образом, общая оценка первой операции, проведенной Израилем при премьер-министре Я.Лапиде, считается успешной, что очевидно вселяет в него уверенность, в том числе относительно перспектив на выборах. Впрочем, есть здесь и ряд негативных аспектов, рискующих наоборот осложнить положение дел в будущем. В их числе влияние Ирана на ХАМАС и «Хизбаллу», предопределяющее сохраняющуюся угрозу более масштабной эскалации, в том числе одновременно на северном и южном фронтах. Кроме того, ситуация с «Исламским джихадом» и действия по его сдерживанию создали определенные ограничения для экономики, а особенно восстановления туристической отрасли. Также временное закрытие населенных пунктов, примыкающих к сектору, потребует от правительства выплатить из бюджета компенсации за время вынужденных нерабочих дней и простоя в промышленности и сельском хозяйстве. При этом страна еще до конца не оправилась от негативных последствий ковида. Кроме того, в правом лагере есть политические силы, которые в целом поддерживают борьбу с палестинской агрессией, но настаивают на том, чтобы ЦАХАЛ шел до конца и осуществил полномасштабную операцию. Так, И.Бен-Гвир из  «Оцма ехудит» призвал вести борьбу до конца, «безжалостно бомбить», «отказаться от временного прекращения огня» и «искоренить гнезда терроризма», что не вписывается в стратегию Я.Лапида, сохраняя тем самым возможность для политических маневров Б.Нетаньяху.

62.84MB | MySQL:102 | 0,493sec