К вопросу о развитии энергетического сектора Марокко

Три года назад Амина Бенхадра, директор Национального управления углеводородов и шахт (Тhe National Office of Hydrocarbons and Mines, сокращенно ONHYM), сделала заявление о том, что «Марокко обладает углеводородным потенциалом. Недры нашей страны пока еще недостаточно изучены […] Теперь необходимы значительные инвестиции, чтобы определить их экономическое значение и потенциал, который, мы уверены, достаточно велик».

Как отмечается в материале портала The Africa Report, с тех пор королевство укрепило сотрудничество с несколькими международными компаниями, в числе которых итальянский консорциум Eni, катарская государственная нефтегазовая компания Qatar Petroleum International и британская Europa Oil & Gas, которые работают на суше и на шельфе страны и пользуются многочисленными налоговыми льготами[i]. Среди последних — полное освобождение от налогов на 10 лет, отмена таможенных пошлин на все оборудование и доля государства, ограниченная лишь 25%.

В апреле этого года, выступая перед парламентским комитетом по инфраструктуре, энергетике, горнодобывающей промышленности и окружающей среде Марокко, Бенхадра снова затронула тему разведки углеводородов в королевстве, предрекая «большие изменения в энергетическом секторе страны». Поводом послужило открытие компании The British Company Oil & Gas на атлантическом побережье: у берегов Агадира был обнаружен значительный объем нефтяных ресурсов – более одного миллиарда баррелей легкоизвлекаемых запасов нефти[ii].

Помимо этого, в конце июля с. г. Predator Oil & Gas Holdings PLC объявила сегодня о своем плане начать бурение второй скважины в Герсифе, расположенном в южных регионах Марокко[iii]. Predator владеет 75% долей в лицензии Guercif, в то время как Национальное управление по углеводородам и добыче полезных ископаемых Марокко ONHYM владеет 25% долей в предприятии. В настоящее время компания находится в процессе подачи заявки на получение юридического разрешения на проведение буровых работ. Первоначальные оценки газа показывают, что скважина может содержать приблизительно 295 млрд куб. футов (8,3 млрд куб.  м) газа, что достаточно для покрытия потребностей в газе более трех миллионов домохозяйств. Predator также объявила, что планирует подписать меморандум о взаимопонимании с газовой компанией для получения финансирования для первоначальной разработки сжатого природного газа в рамках соглашения о субаренде, чтобы ввести скважину в эксплуатацию как можно раньше.

Все эти сообщения СМИ являются «лучом света» для марокканского населения, поскольку цены на бензин растут в геометрической прогрессии. Со стоимостью 17,78 дирхам (1,75 доллара) за литр бензина и 16,57 дирхам (1,67 доллара) за литр дизельного топлива (данные Тhe Global Petrol Prices на 22 июля 2022 года – авт.), Марокко занимает второе место по ценам на бензин и первое место по ценам на дизельное топливо среди арабских стран[iv].

Однако, несмотря на все восторженные статьи марокканских СМИ о «крупных открытиях» и «несомненном потенциале» нефтегазовых ресурсов страны, предварительные оценки компаний в отношении объема энергетических ресурсов королевства следует воспринимать с осторожностью – без излишней эйфории и оптимизма. «Все эти оценки, основанные на примерных геологических данных, должны быть подтверждены бурением, чтобы определить фактическое существование нефтяных ресурсов», — напоминает Франсис Перрен, директор по исследованиям IRIS (Париж) и младший научный сотрудник Центра политики для Нового Юга (Рабат).

Он привел в пример скандал с «фантомным» месторождением «Талсинт» (Talsint), который потряс королевство в начале 2000-х годов. В то время энергетическая корпорация Lone Star сделала громкое заявление о том, что в Талсинте (Восточный регион) было обнаружено несколько миллиардов баррелей нефти и газа. Однако через несколько лет  Lone Star, компания, отвечающая за этот проект, оказалась в центре судебного разбирательства, не выполнив своих высокопарных обещаний позволить Марокко «быть самодостаточным в течение 30 лет».

Перен напомнил, что в августе 2021 года компания Europa Oil & Gas также поспешила оценить потенциал своих шельфовых открытий более чем в два миллиарда баррелей, а затем пересмотрела их в сторону значительного понижения в начале 2022 года. В пресс-релизе, опубликованном 24 апреля, Ассоциация испанских геологов и геофизиков-нефтяников (AGGEP) упомянула о «фантомном открытии нефти» и осудила этот блеф, направленный на продвижение углеводородного сектора Марокко и пробуждение интереса крупных нефтяных компаний.

Также, по мнению многих аналитиков, неожиданная добыча больших объемов «черного золота» может поднять главный вопрос о необходимости доработки добытых ресурсов. Расположенный в Мохаммедии нефтеперерабатывающий завод Samir, который является единственным нефтеперерабатывающим заводом королевства, приостановлен с 2015 года, и история его ликвидации, начавшаяся в 2016 году, все еще не закончена.

В случае если Марокко действительно сорвет «нефтегазовый джекпот», оно сможет экспортировать свои сырьевые ресурсы на мировой рынок для получения валютных поступлений. «Это интересный вариант, учитывая то, насколько сейчас волатильные цены. Наличие нефтеперерабатывающего завода, без сомнения, увеличит наши возможности», — отметил Перрен [v].

Если же завод Samir не будет снова запущен, то королевство может оказаться в той же плачевной ситуации, что и Нигерия, ведущий производитель нефти на континенте. Подорванная уязвимостью своей нефтеперерабатывающей инфраструктуры, страна импортирует 90% своей нефти по ценам мирового рынка и страдает от хронической нехватки продуктов переработки.

Итак, прежде чем можно делать любые прогнозы в отношении энергетического сектора Марокко, необходимо вложить в него значительные инвестиции, чтобы для начала подтвердить потенциал марокканских бассейнов, а также определить их экономическое значение и преобразовать “многообещающие перспективы” в баррели нефти.

«В отсутствие крупного открытия на своей территории Марокко все так же останется крупным импортером нефти и нефтепродуктов», — заключил Франсис Перрен.

[i] https://www.theafricareport.com/199829/will-morocco-hit-the-oil-jackpot/

[ii] https://atalayar.com/en/content/oil-well-potential-1-billion-barrels-discovered-morocco

[iii] https://www.moroccoworldnews.com/2022/07/350352/predator-oil-amp-gas-prepares-to-drill-second-gas-well-in-moroccos-guercif

[iv] https://www.moroccoworldnews.com/2022/07/350392/morocco-at-forefront-of-high-fuel-prices-among-arab-countries

С точки зрения цен на бензин Марокко занимает второе место после Иордании, где 1 литр бензина стоит 1,77 доллара. Ливан занимает третье место (1,29 доллара), опережая Судан (1,28 доллара), Тунис (0,77 доллара), а также Оман и Саудовскую Аравию (0,63 доллара). Затем следует Катар (0,58 доллара ), после Египет (0,58 доллара ), Бахрейн (0,54 доллара ), Ирак (0,52 доллара ), Кувейт (0,35 доллара ), Алжир (0,32 доллара ), Сирия (0,29 доллара ) и Ливия (0,05 доллара).

[v] http://www.iimes.ru/?p=87220 «Марокко: в поисках энергетической безопасности», Белокурова П.Ф.

52.26MB | MySQL:103 | 0,649sec